Эволюция системы показателей государственного бюджета в период формирования рыночных отношений в России.
Современная система показателей государственного бюджета РФ основывается на бюджетной классификации и все более приближается к международным стандартам. В соответствии с ними в статистике государственного бюджета принято выделять две большие группы показателей: показатели доходов и показатели расходов.
Доходы бюджета действующей бюджетной классификацией рассматриваются как сумма налоговых, неналоговых доходов и других сборов и поступлений. Сравнивая принятую в РФ классификацию доходов бюджета с международным стандартом, можно выявить следующие расхождения: доходная часть бюджета в международных стандартах подразделяется на общие доходы и полученные официальные трансферты.
Официальные трансферты (в бюджете) — это безвозмездные, необязательные, невозвратные поступления, полученные от других учреждений государственного управления как отечественных, так и зарубежных или международных организаций. По рекомендации МВФ при исчислении дефицита (профицита) бюджета официальные трансферты объединяют с категорией «доходы». Общие доходы делятся на налоговые, неналоговые поступления и доходы от операций с капиталом. В российской классификации доходы от операций с капиталом не выделяются. Неодинаково также трактуются налоговые и неналоговые поступления. Например, «платежи за использование природных ресурсов» в российском бюджете включаются в «налоговые доходы», хотя согласно международным рекомендациям они должны быть отнесены к «неналоговым доходам».
В соответствии с действующей российской классификацией в состав доходной части госбюджета входят: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц, на недвижимость и другие налоги.
Расходная часть российской бюджетной классификации приводится к требованиям международных стандартов. Так, статья «Расходы на национальную оборону» с конца 80-х гг. стала включать не только финансовые ресурсы, проходящие через Министерство обороны, но и все средства, направленные на обеспечение внешней безопасности государства.
Традиционно в расходной части присутствуют такие виды расходов, как: финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства, расходы на образование, культуру, искусство, здравоохранение, финансовую поддержку регионов, обслуживание государственного долга и прочие расходы.
Система статистических показателей государственного бюджета отражена на рис. 2.2.
В современной российской экономике трактовка доходной и расходной частей бюджета приблизилась к требованиям международных стандартов, что позволяет выявить реальную цифру превышения доходов над расходами — профицит государственного бюджета или, наоборот, выявить превышение расходов бюджета над его доходами — бюджетный дефицит.
Финансирование бюджетного дефицита осуществляется за счет внутренних и внешних источников, к которым относятся кредиты МВФ и других международных финансовых организаций. В последние годы наблюдаются сокращение объема внешнего финансирования дефицита бюджета и его не инфляционное внутреннее покрытие.
6. Показатели сети штатов и контингентов бюджетных учреждений.
Задача статистики государственного бюджета состоит в сборе информации, характеризующей сеть, штаты и контингент бюджетных учреждений, что связано с необходимостью расчета объема финансирования уже на этапе распределения доходов государственного бюджета.
Показателем сети бюджетных учреждений является их количество на Начатой конец отчетного периода. Штаты бюджетных учреждений характеризуются числом штатных единиц. Показатель контингента отражает объем работы бюджетных учреждений.
Средние показатели, используемые для расчета сети, штатов и контингентов, определяются по формуле средней хронологической простой. При изменении штатов и континентовне в начале отчетного периода их среднее списочное число определяется суммированием списочных чисел штатных работников и контингентов за каждый день периода и делением полученной суммы на число календарных дней в периоде.