ДКП, ее проблемы на современном этапе.
ДКП – это совокупность мер гос. воздействия на экономику, на поведение хоз. субъектов, на мотивы действия каждого человека в обществе через кредит. ДКП – это изменение массы денег в обращении с целью достижения неинфляционного производства при условии полной занятости. Принципы ДКП: 1) чем больше развиты кредитные отношении, тем эффективнее работают деньги 2) чем выше налоги и цены, тем меньше возможность сберегать, а потому тем чаще прибегают к кредиту, и наоборот 3) чем больше выдается кредитов в период подъема экономики, тем лучше для ее развития, и наоборот. В период спада увеличение выдачи кредитов стимулирует инфляцию и обесценивает деньги 4) если экспорт > импорта, то увеличивается приток иностранной валюты => должна укрепляться внутренняя, и наоборот. В мировой практике выделяют 2 основных типа ДКП: I. рестрикционная, или политика «дорогих» денег. Цель – проводится в целях сокращения циклических колебаний деловой активности, сдерживания инфляции, улучшении состояния платежного баланса, ограничения роста денежной массы и кредитных вложений. Основные инструменты – ограничение ДК эмиссии, ужесточение условий проведения операций, ограничение объема кредитного рынка, повышение уровня % ставок, т.е. удорожание кредитных ресурсов. Эта политика сопровождается обычно мероприятиями в бюджетно-налоговой сфере: - увел. ставок налогов, - введение новых налогов, - расширение налогооблагаемой базы, - сокращение гос. расходов и др. Последствия политики: 1. сокращается возможность получения кредитов 2. сокращается объем инвестиций 3. снижаются темпы роста производства 4. сокращаются сбережения 5. уменьшается объем кредитных ресурсов 6. замедляется приток доходов в казну 7. сокращаются расходы бюджета 8. усиливается налоговое бремя. II. Экспансионистская ДКП, т.е. политика «дешевых» денег. Стимулирует деловую активность, стимулирует рост макроэкономических показателей, сокращает безработицу, повышает благосостояние, ускоряет развитие всех сегментов фин. Рынка, в т.ч. кредитного. Инструменты политики – расширение объемов кредитования, снижение уровня % ставок, усиление притока денежных средств в оборот, ослабление контроля со стороны ЦБ за уровнем и состоянием банковских ориентиров, и стимулирование развития кредитного рынка. В области бюджетно-налоговой сферы м.б. 1) сокращение налоговых ставок и количества налогов 2) стимулирование расходов гос. бюджета.
ЦБ РФ – профессионал в области ДКП, определяющий эту политику, выбирают тип ДКП и инструменты регулирования кредитного рынка с учетом многих факторов: - фазы экономического цикла, - состояние хоз. конъюнктуры, - причин дестабилизации денежного оборота и кредитного рынка, - тенденции изменения кредитного рынка и др. факторов.
ПРОБЛЕМА – процесс денежного оборота и определения необходимой денежно массы. Чтобы эффективно обслужить процесс денежного оборота, необходимо знать основополагающие параметры: 1) объем произведенных. Обращающихся товаров, услуг, работ в течение года, т.е. знать реальный объем ВНП 2) знать потребность в объеме денежной массы, необходимой в течение года 3) знать скорость оборота платежной единицы в течение года. Два последних параметра позволяют определить денежную величину оборота в стране в течение года. 4) нужно спрогнозировать уровень цен и их среднегодовой индекс роста или падения. Это необходимо для расчета номинального ВНП, произведенного в денежной форме за соответствующих год. Связь между параметрами выражается в след. форме: Количество денег в обороте * скорость обращения = уровень цен * ВНП (в реальном исчислении). Уравнение показывает равенство объемов денежной массы и величины номинального ВНП, т.е. денежных средств д.б. равно столько, сколько требуется для движения и обмена всей массы товаров и услуг – всеобщий закон денежного обращения.
ПРОБЛЕМА – определение количества денежной массы. Более конкретные расчеты определяют размер этой массы, в зависимости от след. факторов: 1) от суммы цен на товары и услуги, здесь зависимость прямая 2) от скорости оборота денежной массы 3) от объема товаров и услуг, проданных в кредит, а потому подлежащих оплате за рамками данного периода. Эта величина вычитается, т.е. ↓ количество денежной массы 4) платежи по товарам и услугам, которые были ранее проданы в кредит, и по которым поступили сроки платежа. Эти платежи ↑ потребность в платежных средствах
5) учитывается сальдо, т.е. сумма плюсов и минусов по экспорту и импорту, включая покупку и продажу валюты 6) из денежного оборота надо вычитать денежные средства, вложенные в длительные долгосрочные проекты 7) вычитать ту часть денежных средств на руках у населения, которая является отложенным спросом, т.е. не участвует в обороте товаров и услуг.
Произведения этих сумм, «+» и «-» дадут результат, который надо разделить на объем оборота 1 денежной единицы, и получаем теоретически необходимое количество денег в обороте. Если превышение этой суммы, то имеются необеспеченные товарами денежные средства, а потому возникает то, что называют инфляцией.
В РФ с конца 80х годов основной проблемой в ДКП и основной функцией ЦБ РФ при проведении этой политики является антиинфляционное действие. Рост денежной массы может немедленно вести к инфляции лишь тогда, когда денежная масса превосходит товарную. Рост цен м.б. не зависим от увеличения денежной массы. Но нельзя утверждать, что рост денежной массы совсем не влияет на инфляцию, т.к.: 1) рост доходов ведет к росту цен 2) рост спроса при ↑ min уровня з/п вынуждает предприятие ↑ цены на продукцию. Но при затратной, а не монетарной инфляции эта спираль з/п – цены носит убывающий характер, т.е. чтобы увеличить з/п в 2р., нужно ↑ цены ≈ на 1/3. => влияние роста денежной массы на затратную инфляцию в целом не велико.
Денежная масса = наличные деньги в обращении + остатки средств в руб. На счетах нефинансовых организаций и физ. Лиц, являющихся резидентами РФ. Рост денежной массы за последние годы значительно опережал темпы инфляции и прогнозные темпы: 2003г. (рост денежной массы на 50%, инфляция 12%), 2004г. (на 56%), 2005г. (на 38%), 2006г. (на 48-49%, план – 36%, инфляция – 9%). Т,О, риск усиления инфляции, поэтому приходится принимать меры по стерилизации избыточной ликвидности, т.е. изъятию денежной массы. ПРОБЛЕМА структуры денежного оборота, т.е. деление его на наличный и безналичный. Наличный оборот – монеты. Бумажные билеты банка р., достоинство их определяет ЦБРФ, они являются безусловным обязательством ЦБ РФ и обеспечиваются всеми его активами. ЦБРФ организует обращение наличности, =>определяет порядок ведения кассовых операций, изъятие денег из оборота, устанавливает замены устаревших билетов, и их уничтожение. Средний срок обращения денег – 18 мес. Безналичный оборот осуществляется через векселя, чеки, вклады до востребования, облигации, пластиковые карты т.д. Резко сокращают потребность в денежных значках, сокращают затраты на инкассацию, расчеты и др. =>эффективно.
ПРОБЛЕМА в Советское время 90% денежного оборота был безналичным, 10 % наличными. Последние 15-17 лет уровень наличного оборота значительно выше, и составляет 30-42 % в конце 90х г.В последние годы идет медленное снижение уровня наличных – 31%, в США – 5%, в развитых странах – до 20%. В основных направлениях ДКП задача поставлена более жестко – до 17-23% снизить этот уровень.
Т.О. ЦБ РФ делает первые шаги в борьбе с наличностью, к чему активно призывают все финансовые ведомства, в т.ч. фед. служба по фин. мониторингу, т.е. фин. Разведка, По-мнению которой, в теневой экономике преобладает именно наличный оборот. В розничной торговле 97% платежей совершаются наличными. Потому, налоговый контроль за доходами – это серьезная проблема, т.к. безналичный оборот позволяет более точно определить реальный оборот и прибыль торговых точек. В долгосрочной перспективе отказ от преимуществ использования налички может стать ошибкой для банковского сектора. Безналичный расчет не должен навязываться населению. Это отдельный бизнес, он д.б. прибыльным нэффективным для все участников процесса, в т.ч. для населения. Если за безналичный расчет человек д. еще и платить, он д. иметь право и возможность выбрать, что ему удобнее. Однако, компании по борьбе с наличностью м. привести не к сокращению теневого сектора, а к росту комиссионных, взимаемых банками за обналичку. Эксперты считают, что наша экономика начнет переходить к белым схемам обналички т.т., к. % за обналичку приблизиться к ставке ЕСН (26%). РФ сегодня не готова к массовому переходу на безналичный расчет.