Современная бюджетная система, характеристика звеньев и видов бюджетов, принципы ее построения
Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).
Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.
В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 1).
Структура бюджетной системы государства:
§ Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)
§ Госбюджет
§ Местный бюджеты
§ Федерального (США, Канада, Россия)
§ Госбюджет
§ Федеральные бюджеты
§ Местные бюджеты
К примеру бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты всех штатов, более 80000 бюджетов местных административных подразделений.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:
§ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
§ бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
§ местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;
§ бюджеты городских и сельских поселений.
Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.
Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:
§ единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);
§ разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);
§ самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ);
§ полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);
§ сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ);
§ эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);
§ общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);
§ гласности (ст. 36 БК РФ);
§ достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ);
§ адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).
Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод федерального бюджета, консолидированных бюджетов всех субъектов Федерации. Консолидированные бюджеты субъектов Федерации есть свод бюджетов самих субъектов Федерации и бюджетов находящихся на их территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы, и что особенно важно — межбюджетные трансферты. Консолидированный бюджет имеет важное аналитическое значение и дает достаточно полное представление о структуре доходов и расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ, а также о полномочиях в финансировании бюджетных расходов разных уровней бюджетной системы.
В системе 76.Бюджетная классификация Российской Федерации
государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
1. Классификация доходов бюджетов —это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходовсостоят из статей доходов,объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
2. Функциональная классификация расходов бюджетовпредставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации —разделы,второй уровень подразделы,конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень — целевые статьирасходов федерального бюджета, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов, четвертый уровень — виды расходовфедерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по целевым статьям.
Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
3. Экономическая классификация расходов бюджетов —это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.
4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетовявляется группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.Бюджетная классификация
5. Ведомственная классификация расходов федерального бюджетапредставляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.