Что такое благополучная жизнь?
За три столетия до Христа греческие философы дискутировали на тему благополучной жизни. Вероятно, наиболее убедительные аргументы принадлежат Эпикуру, который последовал собственным советам и жил весьма счастливо.
«Я не знаю, как бы я представил приятную благополучную жизнь, если бы меня лишили удовольствия вкуса, если бы меня лишили сексуального наслаждения, удовольствия слышать или сладостных эмоций, вызванных прекрасными формами».
Согласно утверждениям Эпикура, все, что нам необходимо для счастья, это:
В Пища, кров, одежда
В Друзья
В Свобода
В Мысль
«Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, — говорил Эпикур, — самое важное есть обладание дружбой». Он купил дом за пределами Афин и поселился там со своими друзьями. «Никогда не ешьте в одиночестве, — советовал философ. — Разделять трапезу с друзьями куда как приятнее».
Сторонники Эпикура высоко ценили свободу. Чтобы освободиться от тяжелой неприятной работы, они создали коммуну: выращивали капусту, лук и артишок и наслаждались свободой. Они обменивались идеями и писали книги. Их жизнь была простой, далекой от роскоши, зато насыщенной. «Роскошные яства и напитки, — говорил Эпикур — не дают нам свободы. От излишнего богатства, превышающего естественные потребности, пользы не больше, чем от воды, которую льют в переполненную емкость».
Эпикур и его последователи верили в то, что меньше значит больше. Сравните это с современной озабоченностью получения большего посредством большего. Недавно был проведен опрос среди пользователей AOL, которым задали один вопрос: «Сколько денег вам необходимо, чтобы освободиться от денежных хлопот?» Оказалось, что тем, чей доход превышает 100 тысяч долларов, не хватает гораздо больше, чем тем, чей доход составляет меньше 40 тысяч. Состоятельные люди в пять раз чаще заявляли, что им бы не помешали дополнительные, по крайней мере, 90 тысяч годового дохода. А это свидетельствует о том, что охота за большим посредством большего никогда и ни за что не приведет нас к победе.
К требованию большего посредством большего нас толкает не врожденная жадность, а суть современной жизни и ее жестких коварных требований. Современная жизнь утверждает, что успех неразрывно связан с большим количеством денег, что больше денег означает больше работы, что существует только две дорожки — скоростная и медленная — и что на скоростной дорожке ради колоссальной награды нам придется выложиться полностью. Мы беспокоимся о том, что подумают окружающие, работаем больше, чем хотим, покупаем больше того, чем можем использовать, мы лишаем себя простых радостей — романтической любви, семьи, общения с друзьями и свободного времени.
Но что если получить большее посредством меньшего действительно возможно? Тогда нам удастся в полной мере насладиться всеми приятными аспектами современной жизни — увлекательной работой, раскрытием своих талантов, материальным достатком, — контролируя при этом свое время и радуясь богатству личностных отношений. Мы вырываемся из порочного круга, сосредоточившись на высокополезных видах деятельности, имеющих высокую степень полезности как для нас, так и для других людей, и отказываемся от тривиальных и малополезных занятий. Мы упрощаем, мы очищаем, мы укрепляем и расслабляемся, все одновременно.
Получение большего посредством большего — все равно что новая одежда короля. Все делают вид, что так нужно жить, хотя никто из ищущих собственную душу не видит в этом никакого смысла. Мы все почти единодушно уверовали в великолепие королевских одежд. Но в каждом из нас таится способность в любой момент выдать правду о том, что мы чувствуем и знаем: а король-то голый. Получение большего посредством большего лишает нас чуткости, дружеского участия и счастья; получение большего посредством меньшего делает нашу жизнь наполненной смыслом, высоким качеством и глубокой личной удовлетворенностью.
Поскольку попытки получить большее посредством меньшего идут вразрез с традициями современной жизни, мы обязаны принять сознательное решение сойти с «бегущей дорожки» большего посредством большего. Почему же это решение сопряжено с такими сложностями?
Тому можно выделить три причины.
В Наши желания безграничны и противоречивы. Мы неугомонны, амбициозны и предрасположены верить, будто больше значит лучше.
В Мы сравниваем себя с другими людьми. Если некоторые наши друзья становятся богаче, мы, естественно, не желаем от них отставать. Если соседи купили новую машину, я тоже хочу такую же, хотя до этого я вполне был доволен прежней. Даже если мне посчастливилось стать обладателем яхты, я обязательно потеряю сон, стоит только мне заметить, что владелец соседней якорной стоянки
купил яхту больше моей, да еще и с более мощным радаром.
В Многие из нас свято верят в амбициозность, рвение и усилия и считают их положительными качествами. Они полагают, что нам нужно развивать свои способности и рваться к звездам. Мы испытываем чувство вины, если стремимся идти все дальше и дальше и не обходим кого-то.
Однако сойти с беговой дорожки вы можете с легким сердцем, поскольку:
В Осуществление подавляющего большинства наших желаний не приводит ни к чему, кроме как к мимолетному счастью. Чтобы быть по-настоящему счастливыми, мы должны сосредоточить наши требования, сокращая их до тех немногих, что имеют наибольшее значение и обусловливают счастье. Когда всплывают иные желания, мы тут же отсекаем их, но не потому, что они являются происками дьявола, а потому, что нам точно известно — они не сделают нас счастливее. Мы перестаем волноваться. Мы упрощаем.
В Сравнивание своего достатка с достатком соседа старо как мир — Адам и Ева наверняка сравнивали свои фиговые листки, а десять заповедей Моисея запрещали возжелать дом соседа, его жену, слугу или служанку, быка или осла, но потребительское общество возвело соблазн в форму искусства. Реклама и маркетинг приучили нас к безрадостному приобретению товаров и бесполезному сравнению — наша экономика базируется на бессмысленной и нескончаемой гонке за большим. Если уж мы не в силах не сравнивать себя с соседями, то что лучше: сравнивать благосостояние или уровень счастья? Моисею нужно было сказать: «Ладно, ребята, желайте чего угодно, но только помните: научно доказано, что материальные блага не приносят счастья. Итак, что вы предпочитаете: иметь много домов, скота, рабов или быть счастливым?»
У вас слишком много материальных благ или слишком мало? Пользуетесь ли вы всем, чем владеете? В качестве наглядного примера загляните в гардероб — упростили ли вы его настолько, что он содержит лишь те предметы одежды, которые вы носите постоянно, или он на 80 процентов забит вещами, которые вы надеваете лишь в 20 процентах случаев?
В Совершенствование и подтягивание себя — это хорошо: мы становимся счастливее, обретаем индивидуальность, вносим больший вклад в жизнь других людей. Но стремление, доходящее до такой степени, когда мы ощущаем себя вымотанными, выжатыми, как лимон, раздражительными и несчастными, глупо и никчемно. Мы приносим больше пользы, когда сосредоточены и умиротворены. Когда мы счастливы, то делаем счастливыми и всех, кто нас окружает. Мы обретаем наибольшее счастье только тогда, когда упрощаем свою жизнь, сводя ее к основным, ключевым компонентам, приносящим нам наибольшую пользу.
Точка счастья — это такая степень усилий и стремления, при которой мы ощущаем себя самыми счастливыми в долгосрочном плане. Где же на кривой располагается ваша точка счастья? В каком случае вы будете более счастливы, приложив меньше усилий или больше?
Чтобы спрыгнуть с «бегущей дорожки», вам придется совершить один мощный рывок — решительно отвергнуть все тревоги и сложности современной жизни, закладывая вместо этого фундамент простой, бла-
гополучной жизни и пребывая в уверенности, что мы созидаем большее посредством меньшего.
Анна находит простую благополучную жизнь
Анна —мой близкий друг. Раньше она работала в рекламном агентстве и уверенно поднималась по карьерной лестнице. Но в 29 лет в ее жизни произошел крутой поворот — она уволилась с работы и с тех пор так нигде и не устроилась. На протяжении 10 лет Анна упрощала свою жизнь, постепенно сводя ее к тем немногим вещам, которыми она страстно хотела заниматься.
«Работать в рекламном бизнесе было здорово, — рассказывает Анна, — и деньги я зарабатывала приличные. Однажды я без обиняков спросила себя, что я собираюсь делать со своей жизнью. Ответ оказался очевиден. Я хочу рисовать, заниматься скульптурой, писать музыку и играть на пианино. Научиться играть на других музыкальных инструментах. Претворять в жизнь собственные проекты.
Мне вовсе не улыбалось карабкаться по карьерной лестнице, торчать в пробках по дороге на работу и домой, выполнять указания босса, участвовать в этих «крысиных бегах». Намного лучше работать дома, по собственному усмотрению распоряжаться своим временем, иметь возможность гулять под солнцем, общаться с друзьями. Но больше всего мне хотелось раскрыть свой творческий потенциал и посмотреть, что из этого получится.
Из своего большого дома я перебралась в однокомнатную уютную студию со стеклянной крышей. Родители чуть с ума не сошли, особенно папа. Они многим пожертвовали, чтобы я могла учиться в университете, и очень гордились моими успехами и образом жизни. Они отказывались понимать, что мне нужно идти своей дорогой, что я не хочу умирать богатой, но с неродившейся музыкой внутри меня. Постоянно спрашивали, на что я собираюсь жить.
Хороший вопрос. Когда я много зарабатывала, я много тратила. У меня были кое-какие сбережения, но они ушли на оплату студии. Вскоре я поняла, что не нуждаюсь в больших тратах. Отпала необходимость в расходах на бензин, сверкающую роскошную машину, дорогую изысканную одежду, производящую должное впечатление на клиентов. Исчезла необходимость обедать в шикарных ресторанах.
За первый год, после того как я уволилась, я заработала лишь одну третью часть от своих прежних доходов. Но я заплатила маленькие налоги и обнаружила, что могу жить падении, вырученные за портреты и скульптуры. Самое главное заключалось в том, что, занимаясь тем, чем я хотела, я стала намного более счастливой.
Я перепробовала множество способов зарабатывать деньги, но лишь при одном условии — эти способы должны доставлять мне удовольствие и одновременно служить средством самовыражения. И знаешь, что странно: за последние пять лет я снова начала весьма прилично зарабатывать, но работаю при этом сама на себя и занимаюсь только тем, что мне нравится».