Байкаловский муниципальный район

Заключение № 18

Контрольно-счетного органа муниципального образования

Байкаловский муниципальный район

По результатам экспертизы проекта решения о бюджете

муниципального образования Байкаловского сельского поселения

на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

Ноября 2017 года с. Байкалово

Общие положения

В соответствии с требованиями ст.157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), ст.19 и 33 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Байкаловского сельского поселения (далее – Положение о бюджетном процессе), ст. 8 Положения о Контрольно-счетном органе муниципального образования Байкаловский муниципальный район, Соглашения от 15.12.2016 №1 о передаче Контрольно-счетному органу муниципального образования Байкаловский муниципальный район полномочий Контрольно-счетного органа муниципального образования Байкаловского сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля бюджета муниципального образования Байкаловского сельского поселения (далее – бюджет МО Байкаловского сельского поселения) и Стандартавнешнего муниципального финансового контроля «Проведение экспертизы проекта решения о местном бюджете», утвержденного Приказом Председателя Контрольно-счетного органа МО БМР от 11.01.2016 № 10, Контрольно-счетным органом муниципального образования Байкаловский муниципальный район (далее – Контрольно-счетный орган), проведена экспертиза проекта решения о бюджете МО Байкаловского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее – проект решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов).

Целью проведения экспертизы проекта решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов является его проверка на предмет обеспечения соответствия бюджетному законодательству, отсутствия противоречий с другими нормативными правовыми актами и документами стратегического планирования.

Проект решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов внесен Главой муниципального образования Байкаловского сельского поселения в Думу муниципального образования Байкаловского сельского поселения (далее – Дума МО Байкаловского сельского поселения) в срок, установленный ст.185 БК РФ и ст. 33 Положения о бюджетном процессе (Сопроводительное письмо Администрации МО Байкаловского сельского поселения от 15.11.2017 года №01-21/3429).

В соответствии с п. 1 ст.33 Положения о бюджетном процессе, Председателем Думы МО Байкаловского сельского поселения проект решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов направлен для проведения экспертизы в Контрольно-счетный орган с сопроводительным письмом Думы МО Байкаловского сельского поселения от 15.11.2017 года № 01-12-77.

Соблюдение соответствия проекта решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, а также документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам

Формирование проекта решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов осуществлено в соответствии с требованиями БК РФ и Положением о бюджетном процессе.

На экспертизу проекта решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов были представлены документы и материалы, соответствующие требованиям ст. 184.2 БК РФ и ст.32 Положения о бюджетном процессе. Одновременно с проектом решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов на экспертизу были представлены:

- Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования Байкаловского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденные Постановлением главы МО Байкаловского сельского поселения от 01.09.2017 № 226-п (далее – Основные направления налоговой политики);

- Предварительные итоги социально – экономического развития муниципального образования Байкаловского сельского поселения за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально – экономического развития МО Байкаловского сельского поселения за текущий финансовый год;

- Проект бюджетного прогноза МО Байкаловского сельского поселения на долгосрочный период до 2022 года;

- Прогноз социально - экономического развития муниципального образования Байкаловского сельского поселения на 2018, плановый 2019, 2020 годы (далее - Прогноз социально-экономического развития);

- Пояснительная записка к проекту решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов;

- Оценка ожидаемого исполнения бюджета Байкаловского сельского поселения на 2017 год;

- Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджет МО Байкаловского сельского поселения, утвержденная Постановлением Главы МО Байкаловского сельского поселения от 29.05.2017 № 134-п «Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет муниципального образования Байкаловского сельского поселения»;

- Методика планирования бюджетных ассигнований местного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденная приказом начальника Финансового управления Администрации МО Байкаловский муниципальный район от 28.07.2017 № 29 «Об утверждении Методики планирования бюджетных ассигнований местного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»;

- Паспорт муниципальной программы «Социально-экономическое развитие Байкаловского сельского поселения» на 2015-2021 годы;

- Реестр источников доходов бюджета муниципального образования Байкаловского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

При подготовке проекта решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, Администрацией МО Байкаловского сельского поселения требования, установленные п.3 ст.184.1 БК РФ и п. 2 ст.31 Положения о бюджетном процессе исполнены в полном объеме:

- определен перечень главных администраторов доходов бюджета (Приложение 3 к проекту решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов);

- определен перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (Приложение 11 к проекту решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов);

- бюджетные ассигнования распределены по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период (Приложение 4 к проекту решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов);

- бюджетные ассигнования распределены в ведомственной структуре расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период (Приложение 5 к проекту решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов);

- определен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: на 2018 год в сумме 0,0 тыс.руб.; на 2019 год – 0,0 тыс.руб.; на 2020 год – 0,0 тыс.руб.;

- определен объем межбюджетных трансфертов, получаемых из вышестоящих бюджетов: на 2018 год в сумме 79581,3 тыс.руб.; на 2019 год – 55950,0 тыс.руб.; на 2020 год – 58539,0 тыс.руб.;

- определен объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых другим бюджетам (Приложение 7 к проекту решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов);

- установлен дефицит муниципального бюджета: на 2018 год в сумме 1000,0 тыс.руб.; на 2019 год – 0 тыс.руб.; на 2020 год – 0 тыс.руб.;

- определены источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период (Приложение 10 к проекту решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов);

- определен верхний предел муниципального долга: на 01.01.2019г. – 0 тыс.руб.; на 01.01.2020 г. – 0 тыс.руб.; на 01.01.2021 г. – 0 тыс.руб.

В соответствии с требованиями п.1 ст. 184.1 БК РФ и п. 1 ст. 31 Положения о бюджетном процессе, в проекте решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, кроме основных характеристик бюджета (доходы, расходы, дефицит/профицит бюджета), также определены иные показатели местного бюджета:

1. Установлен размер резервного фонда местной администрации на:

- 2018 год в сумме 190,0 тыс.руб.;

- 2019 год в сумме 190,0 тыс.руб.;

- 2020 год в сумме 190,0 тыс.руб.

2. Утвержден объем бюджетных ассигнований муниципального Дорожного фонда, в соответствии с требованиями п.5 ст. 179.4 БК РФ, на:

- 2018 год - в сумме 15413,9 тыс.руб., в том числе за счет акцизов на нефтепродукты 5746,0 тыс.руб.; за счет межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета муниципального района 500,0 тыс.руб.; за счет остальных налоговых и неналоговых доходов 9167,9 тыс.руб.;

- 2019 год - в сумме 8142,5 тыс.руб., в том числе за счет акцизов на нефтепродукты 6482,0 тыс.руб.; за счет остальных налоговых и неналоговых доходов 1660,5 тыс.руб.;

- 2020 год - в сумме 8032,5 тыс.руб., в том числе за счет акцизов на нефтепродукты 6869,0 тыс.руб.; за счет остальных налоговых и неналоговых доходов 1163,5 тыс.руб.

Составление проекта решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов осуществлено в порядке, определенном БК РФ, группировка доходов и расходов – в соответствии с бюджетной классификацией бюджетной системы Российской Федерации, что соответствует принципу единства бюджетной системы Российской Федерации (ст.29 БК РФ).

Общая характеристика проекта решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов

Прогноз социально-экономического развития МО Байкаловского сельского поселения на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов

В соответствии с требованиями ст. 172 и 173 БК РФ, а также п.5 ст. 25 Положения о бюджетном процессе, Постановлением Главы МО Байкаловского сельского поселения от 09.11.2017 № 322-п был одобрен Прогноз социально-экономического развития МО Байкаловского сельского поселения на период 2018-2020 годов, который является основанием для формирования проекта решения о бюджете МО Байкаловского сельского поселения.

В соответствии с п. 6 Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития муниципального образования Байкаловского сельского поселения на долгосрочный период, утвержденного Постановлением Главы МО Байкаловского сельского поселения от 10.11.2016 № 533-п, для разработки прогноза социально-экономического развития используются следующие данные:

- сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

- статистическая информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области;

- данные по прогнозу развития видов экономической деятельности, секторов и сфер экономики на долгосрочный период, представленные органами местного самоуправления Байкаловского сельского поселения в пределах полномочий;

- основные параметры долгосрочного прогноза хозяйствующих субъектов Байкаловского сельского поселения.

Прогноз социально-экономического развития МО Байкаловского сельского поселения на период 2018-2020 годов разработан с соблюдением требований п.1 ст.173 БК РФ в части периода прогнозирования – на три года.

Стратегия социально-экономического развития Байкаловского сельского поселения на период до 2020 года, утвержденная Решением Думы МО Байкаловского сельского поселения от 26.03.2009 № 15, предусматривает два сценарных условия развития: инерционный и инновационный. Основными целями и задачами долгосрочного развития муниципального образования является дальнейшее улучшение жизненной среды проживания; сохранение сельскохозяйственных предприятий и дальнейшее их развитие, как основного вида занятости населения и источника получения дохода, развитие малых форм хозяйствования, малого и среднего бизнеса.

Так как макроэкономические показатели, указанные в Стратегии социально-экономического развития Байкаловского сельского поселения, установлены на два пятилетних периода (2010-2015 и 2016-2020 годы), сопоставить их значения с параметрами Прогноза социально-экономического развития МО Байкаловского сельского поселения на период 2018-2020 годов, не представляется возможным.

Динамика основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие МО Байкаловского сельского поселения за 2016 – 2020 годы, согласно Прогнозу социально-экономического развития, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Показатель прогноза социально-экономического развития Ед. измерения Отчет 2016 год Оценка 2017 год Прогноз на
2018 год 2019 год 2020 год
Доходы (прибыль прибыльных организаций, налоговые и неналоговые доходы, средства, получаемые из вышестоящих уровней бюджета) млн.руб. 79,78 83,55 94,16 76,36 76,40
Финансирование муниципальных программ млн.руб. 78,14 81,11 92,15 71,40 69,51
Недополученные доходы млн.руб. 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Оборот организаций по всем видам экономической деятельности млн.руб. 1957,20 2047,87 2036,20 2940,20 3084,84
Объем инвестиций в основной капитал млн.руб. 299,21 312,90 502,0 203,0 203,0
Доходы населения муниципального образования млн.руб. 1176,27 1258,36 1342,30 1422,75 1503,35
Оборот розничной торговли млн.руб. 616,00 635,30 648,00 660,90 674,10
Оборот общественного питания млн.руб. 18,90 19,00 20,00 20,50 21,00
Среднегодовая численность населения муниципального образования человек 8362,00 8354,00 8340,00 8340,00 8340,00
Среднесписочная численность работников человек 2204,0 2200,0 2210,0 2209,0 2210,0

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития в 2018 году практически по всем показателям ожидается положительная динамика.

Однако, в плановом периоде 2019 и 2020 годов, по сравнению с уровнем 2018 года, прогнозируется незначительный спадпо таким показателям, как:

- Доходы (прибыль прибыльных организаций, налоговые и неналоговые доходы, средства, получаемые из вышестоящих уровней бюджета);

- Финансированию муниципальных программ;

- Объем инвестиций в основной капитал.

В нарушение требований п. 4 ст. 173 БК РФ, п.4 ст.26 Положения о бюджетном процессе, Пояснительная записка к Прогнозу социально-экономического развития МО Байкаловского сельского поселения на период 2018-2020 годов, в которой приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами, с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений, отсутствует.

В условиях реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета повышаются требования к качеству прогноза социально-экономического развития. Данный прогноз должен не только с большой степенью надежности определять исходные показатели для разработки проекта бюджета, но и иметь целевой характер, то есть, отражать результаты реализации поставленных целей и задач, что является критерием эффективности проводимой социально-экономической политики и качества системы прогнозирования.

В соответствии с требованиями ст.170.1 БК РФ, п.5 ст.25 Положения о бюджетном процессе, в МО Байкаловского сельского поселения разработан бюджетный прогноз на долгосрочный период до 2022 года, который содержит прогноз основных характеристик бюджета МО Байкаловского сельского поселения за 2017-2022 годы.

Основные направления бюджетной и налоговой политики МО Байкаловского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

В соответствии с требованиями ст.172 БК РФ и ст.28 Положения о бюджетном процессе, Основные направления бюджетной и налоговой политики МО Байкаловского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов утверждены Постановлением Главы МО Байкаловского сельского поселения от 01.09.2017 № 226-п.

Бюджетная политика и налоговая политикана территории МО Байкаловского сельского поселения направлена на обеспечение расходных обязательств муниципального образования, своевременной оценки достоверности бюджетных расходов, предотвращения социальной напряженности, а также на улучшение качества жизни граждан, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса и реализацию инвестиционных проектов.

Бюджетная политика должна быть направлена на повышение эффективности и результативности управления бюджетными средствами при достижении приоритетных целей социально-экономического развития муниципального образования.

При формировании и реализации бюджетной политики необходимо исходить из решения следующих основных задач:

- Обеспечение устойчивости и сбалансированности местного бюджета, формирование оптимальной структуры расходов бюджета, ориентированной на социально-экономическую стабильность;

- Повышение эффективности бюджетных расходов;

- Осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности социально-экономической политики муниципального образования;

- Повышение эффективности оказания муниципальных услуг за счет повышения доступности и качества предоставления услуг;

- Внедрение системы муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля;

- Повышение открытости бюджетных данных, содействие развитию финансового образования и повышение уровня финансовой грамотности населения сельского поселения.

Налоговая политикана территории МО Байкаловского сельского поселения направлена на обеспечение условий для полного и стабильного поступления в бюджет сельского поселения закрепленных налогов и сборов.

Основными целями налоговой политики является сохранение бюджетной устойчивости, получение максимально возможного объема бюджетных доходов, в первую очередь за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращение теневой экономики, поддержки и стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности.

Основные характеристики бюджета МО Байкаловского сельского поселения

В соответствии с п. 4 ст.169 БК РФ проект бюджета составляется и утверждается сроком на три года – очередной финансовый 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Основные характеристики бюджета МО Байкаловского сельского поселения за 2016 -2020 годы представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Наименование показателя Исполнение за 2016 год, тыс.руб. Оценка ожидаемого исполнения бюджета на 2017 год, тыс.руб. Проект решения о бюджете на, тыс.руб.
год год год
Доходы, тыс.руб. 158822,6 147742,5 103456,7 80823,7 84218,4
Расходы, тыс.руб. 159432,7 149509,9 104456,7 80823,7 84218,4
Дефицит, тыс.руб. 610,1 1767,4 1000,0 - -
Профицит, тыс.руб. - - - - -

Основные показатели бюджета МО Байкаловского сельского поселения на 2018 год характеризуются уменьшением по сравнению:

- с 2016 годом - по доходам на 55365,9 тыс.руб. (34,9%), по расходам - на 54976,0 тыс.руб. (34,5 %);

- с оценкой ожидаемого исполнения 2017 года - по доходам на 44285,8 тыс.руб. (30,0%), по расходам - на 45053,2 тыс.руб.(30,1 %).

По сравнению с 2018 годом, доходы бюджета на 2019 год прогнозируется уменьшить на 22633,0 тыс.руб., или на 21,9%, расходы – на 23633,0 тыс.руб., или на 22,6 %.

Доходы и расходы бюджета на 2020 год, по отношению к прогнозируемому объему на 2019 год, предусмотрены с увеличением на 3394,7 тыс.руб., или на 4,2 %.

По сравнению с 2017 годом, дефицит бюджета на 2018 год прогнозируется снизить с 1767,4 тыс.руб. до 1000,0 тыс.руб.(на 43,4%).

На плановый период 2019 и 2020 годы муниципальный бюджет сформирован без дефицита.

В соответствии со ст.33 БК РФ при составлении бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов соблюден принцип сбалансированности бюджета.

Межбюджетные трансферты

В приложении 7 проекта решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов утверждается распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых другим бюджетам следующим образом:

Таблица 10

№ п/п МБТ, предоставляемые из бюджета сельского поселения в бюджет муниципального района Целевая статья Исполнение за 2016 год тыс.руб. 2017 год (решение о бюджете в ред. от 28.09.2017г. № 9), тыс.руб. Проект бюджета на (тыс.руб.)
год год год
Иные межбюджетные трансферты на осуществление управленческих полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по составлению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов, составлению отчетов об исполнении бюджетов 05Ф01П1010 649,0 649,0 681,8 702,2 702,2
Иные межбюджетные трансферты на осуществление управленческих полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по вопросам архитектуры и градостроительства 05Ф01Э1010 284,0 284,0 298,5 307,4 307,4
Иные межбюджетные трансферты на осуществление управленческих полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по осуществлению муниципального внешнего финансового контроля 50000П1010 265,0 264,2 277,9 285,9 285,9
Иные межбюджетные трансферты на осуществление управленческих полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по осуществлению муниципального внутреннего финансового контроля 50000П1020 -   187,1 177,2 177,2
  ВСЕГО:   1198,0 1197,2 1445,3 1472,7 1472,7

Как видно из представленной таблицы, общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых другим бюджетам в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов, планируется увеличить, по сравнению с 2017 годом, за счет предоставления иных межбюджетных трансфертов на осуществление управленческих полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по осуществлению муниципального внутреннего финансового контроля в сумме 187,1 тыс.руб. – в 2018 году, по 177,2 тыс.руб. – в 2019 и 2020 годах.

Распределение бюджетных ассигнований в ведомственной структуре по проекту решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов представлено следующим образом:

Таблица 11

№ п/п Наименование главного распорядителя бюджетных средств Код ГРБС Исполнение за 2016 год, (тыс. руб.) Утверждено в 2017 году (решение о бюджете в ред. от 28.09.2017г. № 9), тыс.руб. Проект бюджета на
2018 год (тыс. руб.) 2019 год (тыс. руб.) 2020 год (тыс. руб.)
Дума МО Байкаловского сельского поселения 701,9 719,5 873,9 873,8 873,8
Администрация МО Байкаловского сельского поселения 158730,8 148 312,4 103582,8 78061,9 79567,6
Байкаловская районная территориальная избирательная комиссия - 478,0 - - -
Условно утвержденные расходы   - - - 1888,0 3777,0
  ИТОГО   159432,7 149509,9 104456,7 80823,7 84218,4

Как видно из представленной таблицы, в проекте бюджета на 2018 год планируется утвердить бюджетные ассигнования по двум главным распорядителям бюджетных средств, в следующих объемах:

- по Думе МО Байкаловского сельского поселения – в сумме 873,9 тыс.руб., что на 154,4 тыс.руб., или на 21,5% выше уровня 2017 года;

- по Администрации МО Байкаловского сельского поселения – в сумме 103582,8 тыс.руб., что на 44729,6 тыс.руб., или на 30,2% ниже уровня 2017 года.

По Байкаловской районной территориальной избирательной комиссии на 2018- 2020 годы бюджетные ассигнования не предусмотрены.

Объем бюджетных ассигнований на 2019 и 2020 годы по Думе МО Байкаловского сельского поселения планируется утвердить на уровне 2018 года.

По Администрации МО Байкаловского сельского поселения планируется уменьшение бюджетных ассигнований в 2019 году на 25520,9 тыс.руб., или на 24,6% и в 2020 году – на 24015,2 тыс.руб., или на 23,2%, от уровня 2018 года.

Резервный фонд

В соответствии со ст.81 БК РФ, проектом решения о бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов установлен резервный фонд местной администрации на 2018 год в размере 190,0 тыс.руб., на 2019 год - в размере 190,0 тыс.руб. и на 2020 год – 190,0 тыс.руб., что в соответствии с требованиями п.3 указанной статьи не превышает 3 % общего объема расходов.

В соответствии с п.4 ст.81 БК РФ средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком.

Муниципальный долг муниципального образования

Выводы

Контрольно-счетный орган считает возможным принять проект решения о бюджете МО Байкаловского сельского поселения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы.

Председатель Контрольно-счетного органа

МО Байкаловский муниципальный район В.Н. Буевич

Исполнитель:

Инспектор Рудакова Л.А.

Тел. 2-16-36

Заключение № 18

Контрольно-счетного органа муниципального образования

Байкаловский муниципальный район

Наши рекомендации