Операции на открытом рынке Банка России
Операции на открытом рынке—официальные операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе.
Механизм использования Центральным банком операций на открытом рынке в качестве инструмента регулирования банковской деятельности заключается в следующем. При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на их резервно-корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина минимальных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных ими средств уменьшается, а в банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы. Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.
Принципы валютного регулирования и валютного контроля
В соответствии со статьей 3 Закона 173-ФЗ основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Рефинансирование кредитных организаций
Рефинансирование центральным банком коммерческих банков – это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Оно является важным направлением деятельности центрального банка. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции банка банков.На данный момент эта ставка-7,75%.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платёжеспособности. Кредиты рефинансирования различаются в зависимости от:
- методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
- формы обеспечения (учётные и ломбардные кредиты);
- сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. И краткосрочные – на 1 или несколько дней);
- целевого характера (корректирующие кредиты и продлённые сезонные кредиты).
Цели валютной политики
В широком смысле валютная политика включает валютное регулирование и контроль, международное валютно-финансовое сотрудничество, в том числе членство в международных организациях, взаимодействие между центральными банками.
Валютное регулирование и валютный контроль – это комплекс экономических, организационных и правовых мер воздействия, органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля на внутренние валютные потоки и внешние платежи и переводы (трансакции) в рамках государственной валютной политики.
Цели валютной политики:
1) укрепление валютно-финансового положения страны, повышение ее международной платежеспособности, кредитоспособности, международной валютной ликвидности
2) повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов и противодействие “бегству капитала” за границу
3) укрепление национальной валюты для ее конвертируемости и стабильности курса по отношению к иностранным валютам
12. Государственная регистрация коммерческих банков. Выдача лицензий коммерческих банков.
Процедура создания банка обычно включает в 3 этапа:
1) принятие решения об учреждении банка;
2) оформление и предоставление пакета документов в ЦБР для регистрации банка;
3) регистрацию банку и выдачу лицензии.
1-й этап. Принятие решения об учреждении банка.
Это решение принимается созданием учредителей создаваемого банка, о чем составляется специальный протокол собрания учредителей о создании банка.
На этом собрании, как правило, утверждается Устав банка; размер УК; размеры взносов учредителей и доли распределения прибыли между ними; выбираются Совет директоров учреждаемого банка и председатель банка, которые после собрания учредителей готовят необходимы документы для их предоставления их в Главное территориальное управление ЦБ РФ для получения лицензии на право проведения банковской деятельности.
2-й этап. Оформление и предоставление документов для регистрации банка и выдачи ему лицензии.
Для регистрации КБ орган управления банком или уполномоченное лицо подает в 2-х недельный срок в территориальное управление НБУ следующие документы:
- Заявление о регистрации банка;
- Учредительный договор, подписанный собственниками;
- Устав банка, утвержденный учредительным собранием;
- Протокол учредительного собрания, подписанный председателем секретарем;
- Экономическое обоснование и цель создания банка;
- Выводы аудиторов о финансовом состоянии и платежеспособности юр. лиц – учредителей банка;
- Бухгалтерскую и финансовую отчетность юр. лиц – учредителей банка;
- Документы, о наличии профессионально-пригодных руководителей банка (главы правления и главные бухгалтера).
3-й этап. Регистрация банка и выдача лицензии.
Пакет документов на создание кредитной организации предоставляется в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения кредитной организации. Территориальное управление Банка России выдает учредителям кредитной организации письменные подтверждения получения от них документов, необходимых для регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
Территориальное управление Банка России анализирует пакет документов кредитной организации и делает заключение о возможной регистрации и выдаче лицензии данной кредитной организации, которое вместе с документами направляется в Банк России (Департамент лицензирования банковской деятельности).
Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности регистрации кредитной организации.
Территориальное учреждение Банка России направляет учредителям банка уведомление о регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета и с требованием оплаты 100% уставного капитала в месячный срок; и выдает один экземпляр свидетельства о регистрации кредитной организации и устава банка уполномоченному лицу под расписку.
Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.
В течение одного месяца после регистрации кредитной организации ее учредители должны оплатить 100% уставного капитала, и предоставить подтверждение оплаты в территориальные учреждения Банка России. Если кредитная организация создается в форме АО, то в течение месяца она должна разместить акции и зарегистрировать в Банке России отчет об итогах выпуска.
Кредитные организации могут осуществлять банковские операции только после получения лицензии.
Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий.
1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц).
2. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц).
3. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Она возможна только вместе со второй. Разрешение на право совершения сделок с драгоценными металлами выдается ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Величина УК для получения той или иной лицензии устанавливается БР.
Только через два года после государственной регистрации в БР кредитная организация может получить следующие виды лицензий:
4. Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях.
5. Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте при условии наличия лицензии № 2 (в рублях и иностранной валюте без привлечения физических лиц).
6. Генеральная лицензия, которая выдается банку, имеющему лицензию на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.
Генеральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком операций, банк имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом или приобретать доли в УК кредитных организаций нерезидентов.
Банки приобретают статус юридического лица и статус кредитной организации с момента выдачи лицензии на право проведения банковских операций. Банкам выдаются лицензии без ограничения срока их действия.
Основанием для отзыва лицензии являются:
1. Установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия.
2. Задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи.
3. Установление фактов недостоверности отчетных данных.
4. Осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией БР и т.д.
13. Факторы, влияющие на валютный курс национальной валюты.
Валютный курс – цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны (для нашей страны в рублях), драгоценных металлах, ценных бумагах.
Политика ЦБ в 2010 году была направлена на обеспечение устойчивости рубля и осуществлялась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса.
Факторы: 1.покупательная способность национальной и иностранной валюты;2.состояние платежеспособного баланса страны;3.уровень инфляции;4.деловая активность в стране;5.соотношение спроса и предложения иностранной валюты;6.политические события и военные факторы (выборы..);7.конкурентоспособность национальных товаров на мировых рынках;8.темп роста национального дохода;9.уровень банковских процентных ставок;10.степень развития рынка ценных бумаг;11.развитие телекоммуникаций и включение страны в мировой рынок валюты;12.государственное регулирование.
Реальный валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютном рынке.