Описание прохождения практики
Основной целью обучающегося при прохождении учебной практики является обоснованный выбор научного направления, а также предмета исследования, в рамках которого обучающийся в дальнейшем будет осуществлять научно-исследовательскую работу. Таким образом, он должен определить:
1) предмет будущего научного исследования, т.е. конкретизировать предметную область социально-экономических процессов и явлений;
2) насколько данное направление изучено в научной литературе, как отечественной, так и зарубежной. Это позволит сформулировать те аспекты научной проблемы, которые либо не изучены совсем, либо слабо проработаны, либо не изучены во взаимосвязи с другими экономическими, социальными проблемами и т.п;
3) возможные источники статистической информации, которые могут быть использованы в ходе выполнения исследования, а также особенности их сбора, обработки и систематизации (по решению руководителя).
В результате анализа литературы обучающийся должен обосновать необходимость разработки определенной темы научной работы, выявить не охваченные научным поиском предметные области, явления, методы и взаимосвязи в экономике и финансовой сфере.
Обучающийся должен для качественного обоснования степени изученности научной проблемы изучить следующие источники информации:
1) научные статьи и (или) монографии отечественных ученых;
2) научные статьи и (или) монографии зарубежных ученых;
3) диссертации (авторефераты диссертаций) в рамках выбранного научного направления.
Также обучающийся, по возможности, должен определить источники данных для выполнения научно-исследовательской работы, такие как статистические сборники, международные базы данных, официальные публикации органов государственной власти, международных организаций и т.п. Обзор должен включать описание характера данных, их структуры, степени надежности, наличие ограничений по доступу или обработке информации.
По окончании проведения исследования обучающийся формирует отчет о прохождении практики и готовит доклад к защите.
Для консультирования и контроля за сбором материала, а также подготовкой глав, научным руководителем для обучающихся назначаются консультации не реже 2 раз в неделю. Допускается проведение руководителем удаленных консультаций с использованием форумов, чатов, социальных сетей, электронной почты, Scype и т.д.
Требования к структуре отчета об учебной практике
Учебная практика оценивается на основании отчета об учебной практике и защиты отчета.
Рекомендуется следующая структура отчета:
1. Титульный лист. Титульный лист отчета по практике оформляется в соответствии с Приложением 2. На титульном листе обучающийся и руководитель практики заверяют своей подписью соответствие содержания отчета по практике заданию.
2. Содержание. Содержание отчета должно включать введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (при наличии) с указанием страниц размещения каждого раздела отчета. Образец оформления содержания отчета об учебной практике приведен в Приложении 3.
3. Введение. Во введении отражаются цель и задачи практики, особенности выбранных методов и способов поиска, систематизации и обработки научных исследований и предмет исследования.
4. Основная часть. Основная часть отчета содержит результаты анализа литературы из групп источников, указанных в пункте 3.2. настоящих методических указаний. Также основная часть должна содержать обзор предполагаемых для использования баз данных.
5. Заключение должно содержать информацию о сформулированной на основе прохождения практики темы НИР, основных аспектах, предполагаемых к изучению, предмете НИР, предполагаемых к использованию источниках информации.
6. Список использованной литературы (Приложение 4).
7. Приложения. Необходимость наличия приложений магистрант определяет самостоятельно.
Отчет об учебной практике и документы к нему подшиваются в следующей последовательности: титульный лист, задание на учебную практику, отзыв научного руководителя, содержание, текст работы, заключение, список использованной литературы, приложения.
3.4. Требования к оформлению отчета об учебной практике
Отчет об учебной практике должен отвечать определенным требованиям не только по структуре, но и по оформлению.
Объем отчета должен быть не менее 15 страниц машинописного текста (без учета приложений).
Общепринятым является следующее расположение текста на странице: размер левого поля — 30 мм, правого —20 мм, верхнего и нижнего —25 мм. На одной странице – 29 строк, в строке 60 символов. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореолов и затенения, шрифт Times New Roman — 14, интервал — 1,5. Курсив и подчеркивание в отчете не допускаются. Названия разделов выделяются полужирным шрифтом.
Нумерация страниц текста проставляется в правом верхнем углу листа. Проставлять номер страницы необходимо с первой страницы введения, на которой ставится номер «3». После этого нумеруются все страницы, включая приложения.
Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы) обозначаются словом «Рис.». Рисунки нумеруются арабскими цифрами, начиная с первого. Название дается под рисунком в центре с номером рисунка и выделяется жирным шрифтом. Рисунки могут быть выполнены в цветном виде.
Если таблица целиком заимствована из одного источника или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10-12.
При переносе таблицы на следующую страницу отчета над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. При этом, пронумеровав графы в начале таблицы, повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы при ее переносе не повторяют. Если размер таблицы превышает одну страницу, то она выносится в приложения.
В отчете должны быть ссылки на первоисточники. Ссылки приводятся в квадратных скобках после упоминания о них или в конце цитаты. После указания конкретных цифровых данных или цитат в ссылке указываются страницы, на которых помещается использованный материал, и номер источника в списке литературы. Например, [8. C.77-78], т.е. источник номер 8 в списке использованной литературы, страницы 77-78. По мнению Л.С.Васильевой и М.В.Петровской, «Использование факторного анализа позволяет не только выявить влияние изменения качественных показателей на эффективность деятельности организации, но и оценить эффективность планируемых мероприятий по повышению рентабельности» [10. C.15]. Это значит, что был использован источник номер 10 в списке использованной литературы, страница 15.
Список использованной литературы содержит названия всех использованных автором источников, на которые есть ссылки в тексте. Поскольку основной смысл учебной практики заключается в анализе литературы, обучающийся должен обработать литературу в достаточном объеме:
1) Не менее 30 источников отечественной периодической литературы;
2) Не менее 5 источников зарубежной литературы;
3) Авторефератов диссертаций – по наличию.
В списке использованной литературы источники располагаются в следующем порядке:
1. Нормативно-правовые материалы;
2.Специальная литература (монографии, книги, научные разработки по теме, учебные издания, статьи из периодических изданий, справочные материалы);
3. Интернет-ресурсы
Нормативно-правовые материалы располагаются в списке в следующем порядке: Конституция, кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы РТ, постановления Кабинета министров РТ, инструкции, распоряжения министерств и ведомств.
Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилии автора, а, если автор не указан, - по названию статьи. Сначала следует литература на русском языке, затем на английском.
Ссылки на Интернет-ресурсы осуществляются с указанием полного адреса конкретной страницы.
При наличии приложений каждое их них начинается с новой страницы, при этом на каждом из них в правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и проставляется порядковый номер без написания значка «№». Например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Нумеруются приложения в той последовательности, в которой они упоминаются в отчете.