Современный внешний долг РФ.

Современный внешний долг Российской Федерации складывается из трех составляющих: 1. Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить на четыре группы: а)задолженность перед официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран под гарантии соответствующих правительств; регулирование этой задолженности является компетенцией Парижского клуба; б)кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без гарантии правительства, регулирование этой задолженности входит в компетенцию Лондонского клуба; в)кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами, они связаны с поставкой товаров и оказанием услуг; г)кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития). 2. Долги перед некоторыми странами — бывшими членами СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия. 3. Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально его можно отнести к внутреннему государственному долгу, однако его погашение производится в конвертируемой валюте. Поэтому он ничем не отличается от внешнего. Важнейшим во внешней долговой политике Российской Федерации являются отношения с Международным валютным фондом. Это обусловлено: во-первых, крупным размером текущих платежей (в 2000 г. — 3,6 млрд) и, во-вторых, большой зависимостью России на мировом рынке кредитов от позиции МВФ по отношению к ней. Проблема усугубляется еще и тем, что по своему уставу МВФ не имеет права производить реструктуризацию задолженности, поэтому единственным путем решения проблемы России является получение кредита на рефинансирование существующей задолженности перед МВФ.

Субфедеральный долг.

Особенности управления. Политика управления государственным долгом на субфедеральном уровне имеет существенные отличия от политики управления федеральным долгом. Они обусловлены отсутствием фактора внешнего давления со стороны международных кредитных организаций, а также зависимостью регионов от позиции федеральных органов власти по вопросам субнациональных заимствований. Еще одна причина — наличие определенной конкуренции между регионами. Она возникает в силу различной экономической привлекательности регионов для инвесторов. Организация управления государственным долгом на субфедеральном уровне мало чем отличается от организации управления федеральными займами. Субъекты РФ также оформляют свои обязательства в виде облигационных и вексельных займов. Инструментами их осуществления на субфедеральном уровне являются облигации субъектов РФ, евробонды и векселя. Контроль за выпуском субфедеральных займов осуществляет Министерство финансов РФ, а также законодательные и исполнительные органы власти региона-эмитента. Субфедеральные займы могут быть классифицированы: по направлению использования заемных средств — на целевые и нецелевые; по валюте займа — внутренние и внешние В российской финансовой практике применяется контроль за субфедеральными внешними заимствованиями на основе правил, установленных Бюджетным кодексом РФ. К важнейшим из них относятся определение прав внешних заимствований субъектов РФ, а также условия разрешения эмиссии субфедеральных ценных бумаг.

49. Экономическое содержание страхования.

Экономическая сущность страхования заключается в образовании страхового фонда для покрытия различных ущербов, вызванных какими-либо непредвиденными событиями. Таким образом, риск, т.е. возможность наступления обстоятельств, влекущих за собой материальный ущерб, выступает в качестве основного понятия страхования. Страхование является составной частью категории финансов. Но следует подчеркнуть, что страхование функционирует лишь в сфере перераспределительных отношений, а финансы в целом — как в распределительных, так и перераспределительных отношениях. Страхование — это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между их участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда для возмещения возможного ущерба хозяйствующим субъектам или потерь физических лиц в связи с последствиями страховых случаев. Таким образом, страхованию присущи перераспределительные отношения, которые связаны, с одной стороны, с формированием страхового фонда с помощью заранее фиксированных страховых платежей, с другой — с возмещением ущерба из этого фонда участникам страхования.

Наши рекомендации