Финансово-кредитная система Российской Федерации

Сущность и функции финансов

Финансы – дословно переводится как окончание или финиш чего-либо, этот термин обозначает экономические отношения, связанные с созданием, определением и использованием общегосударственных фондов денежных средств, для решения социальных, политических и экономических задач государства.

Признаки финансов:

1) Наличие денег в обороте в любой форме

2) Участники финансовых отношений наделяются различными полномочиями, один из участников, как правило, в лице государства наделяется особыми полномочиями

3) В процессе этих отношений формируются фонды денежных средств

4) Регулярное поступление денежных средств в фонд, в т.ч. за счет придания налогам и сборам принудительного характера

Предпосылки возникновения финансов:

1. Возникновение понятия бюджета в современном виде

2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникла система государственных доходов и государственных расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением

3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер

Этапы развития финансов

I. Неразвитая форма финансов: непроизводительный характер финансов (большая часть тратилась на содержание двора и военные нужды), ограниченное число звеньев финансово-кредитной системы (централизованная и децентрализованная части)

II. Развитая форма финансов: производительный характер финансов (20-25% расходов бюджета на развитие экономики), финансово-кредитная система приобрела современный вид (большое количество звеньев)

Функции финансов

1. Распределительная функция –

На уровне предприятия - Выручка без НДС состоит из себестоимости: материалы, фонд оплаты труда, амортизация, прочие) и прибыли чистой до налогообложения (фонд накопление, фонд потребления, резервный фонд)

На уровне государства: совокупный общественный продукт состоит из фонда возмещения (ПФ, ФОМС, Соц. Страх, капитальный ремонт и содержание) и национального дохода (бюджет капитальных вложений, бюджет текущих расходов, резервный фонд)

2. Контрольная функция выполняется следующими фондами…

I. Общегосударственный фонд:

1) счетная палата при Госдуме РФ. Функции:

- контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета

- контроль за своевременностью и законностью движения денежных средств в ЦБ РФ и других финансово-кредитных организациях

- определяет эффективность и целесообразность расходования гос. средств и использования федеральной собственности

- проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов

2) Министерство финансов

· контрольно-ревизионное управление – занимается проверкой финансово-хозяйственной деятельности предприятий любой организационно-правовой формой собственности,

· казначейство следит за своевременностью и полнотой сбора налогов и других обязательных платежей, распределяет бюджетные средства между получателями и получателями-распорядителями бюджетных средств, согласно утвержденной смете и установленному лимиту, составляет отчеты о состоянии бюджетной системы и о состоянии бюджетных платежей

3) Налоговая инспекция – осуществляет проверку бухгалтерской и финансовой отчетности с целью выявления своевременности и полноты уплаты налогов и других обязательных платежей.

II. Внутриведомственный (внутрихозяйственный) контроль

- финансовый отдел

- плановый отдел (служба бюджетирования)

- экономический отдел

III. Независимый финансовый контроль

Внешний и внутренний.

Внешний: независимые аудиторские компании – проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экспертиза финансового состояния, оценка платежеспособности, разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовому планированию, налоговому планированию.

Внутренний: аудиторские службы внутри предприятия


Лекция 2. 06.09.11

Принципы кредитования

1. Возвратность – заемщик обязан вернуть деньги, которые он получил во временное пользование.

2. Платности – заемщик должен заплатить за право использования денег. Размер оплаты фиксируется в виде процентной ставки.

3. Срочности - долг должен быть возвращен в строго фиксированный срок, указанный в кредитном договоре.

4. Обеспеченности – необходимость защиты имущественных интересов кредитора в случае нарушений со стороны заемщика.

5. Целевой характер кредита предполагает, что в кредитном договоре будет указано, на что конкретно заемщик обязуется потратить полученные средства.

6. Дифференцированный характер кредита заключается в том, что применяются различные условия кредитования для заемщиков с различной кредитной историей и различной степенью надежности.

Виды кредита

В зависимости от того, кто является кредитором и заемщиком, выделяют:

1. Банковский кредит

Кредитор – специализированная кредитная организация, имеющая лицензию центрального банка на осуществление банковских операций (обычно банки). Заемщики – только юр.лица. Выдается только в денежной форме. Инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение. Виды:

- по срокам погашения

Ø онкольный – подлежит возврату в фиксированный срок после получения уведомления от банка-кредитора,

Ø краткосрочный кредит – выдается на срок до 1 года и используется для покрытия потребности в оборотных средствах, либо для финансирования кассовых разрывов,

Ø среднесрочный кредит – до 3-5 лет для финансирования краткосрочных инвестиций

Ø долгосрочный кредит – от 5 до 25 (редко больше).

- по способам погашения основного долга

Ø Равномерными платежами через установленные периоды времени

Ø Разовый платеж

- по способу погашения судного процента

Ø Проценты выплачиваются в течении всего срока действия кредитного договора

Ø Проценты выплачиваются в конце срока действия кредитного договора

Ø Проценты выплачиваются при получении кредита (редко)

- по наличию обеспечения кредита

Ø Доверительные ссуды (бланковые), гарантия – только кредитный договор

Ø залоговые ссуды (обеспеченные), в залог имущество, принадлежащее заемщику на праве собственности

Ø ссуды под финансовые гарантии третьих лиц

2. Коммерческий кредит

Кредитором и заемщиком являются юр.лица, не являющиеся финансово-кредитными организациями. Форма выдачи – товарная. Подписываемые документы – векселя, кредитные договоры, предусматривающие отсрочку платежа. Простой вексель – это долговая ценная бумага, содержащая простое, ничем не подтвержденное обязательство должника выплатить кредитору установленную сумму. Переводной вексель - долговая ценная бумага, содержащая приказ заемщика плательщику уплатить определенную сумму кредитору в фиксированный срок в установленном месте. Договор с отсрочкой платежа – плохо ликвидна.

Схема погашения:

1) Кредит с фиксированным сроком погашения

2) Кредит, предполагающий оплату только после фактической реализации товара или услуги, оплаченной в кредит

3) Кредитование по открытому счету, когда поставка следующей партии товара или оказание услуги осуществляется до момента получения оплаты за предыдущую партию

3. Потребительский кредит

Кредитором могут быть либо кредитные организации, либо юр.лица, не являющиеся кредитными организациями, заемщиками выступают только физические лица. Документы – кредитный договор, кредитное соглашение. Классификация та же, что и у банковских кредитов. Залог – самый худший вариант.

Форма выдачи:

· Денежная, получают в банке

· Товарная, если у юр. лица

4. Государственный кредит

Государство может выступать в лице кредитора, заемщика и гаранта. Если государство – кредитор, заемщик – конкретные области и регионы, которые не могут привлечь банковский кредит и быть профинансированными за счет бюджетных средств, а также коммерческие банки, если они покупают кредитные ресурсы у ЦБ. Если государство – заемщик, то кредиторы – физические и юридические лица, покупаются долговые ценные бумаги, которые бывают рыночные (разновидности облигации) и нерыночные (векселя). Если государство – гарант, денежная форма, кредитный договор или ценная бумага.

5. Международный кредит

И кредитор, и заемщик могут быть международные кредитные организации, кредитные государства, отдельные юридические лица, включая кредитные организации. МВФ, МБРЗ.

Функции кредита

I. Перераспределительная

II. Экономии издержек обращения

III. Регулирующая. Государство, воздействуя на кредитную ставку, может повлиять на накопление и расходование капитала

Лекция 3. 10.09.11

Бюджетная система РФ

Это основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. По материальному содержанию бюджет представляет собой общегосударственный фонд денежных средств по социально-экономическому содержанию бюджет представляет собой средство перераспределения национального дохода. На сегодняший момент через бюджет проходит более 40% национального дохода.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов всех уровней, действующих на территории страны. В РФ бюджет делится по территориальному признаку и имеет 3 уровня:

1. Федеральный уровень – федеральный бюджет РФ.

2. Региональный уровень – бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краев и автономных областей и бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Местный уровень – бюджеты городов, районов и округов.

Бюджетное устройство – совокупность организаций бюджетной системы, её структуры и принципов построения.

Принципы построения бюджетной системы:

1.Принцип единства – означает единство правовой базы, единство денежной системы, единство форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, единство санкций за нарушение бюджетного законодательства.

2.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Этот принцип означает закрепление соответствующих доходов за каждым уровнем бюджетной системы и полномочий по осуществлению расходов за соответсвующими уровнями государственной власти.

Доходы:

1) Закрепленные - доходы, которые в полной сумме или твердофиксированном размере в % на постоянной и долговременной основе поступают в бюджеты соответствующих уровней

2) Регулируемые доходы – могут поступать по нормативу в бюджеты различных уровней в зависимости от конкретной экономической ситуации и используются для достижения сбалансированности бюджетов в случае их дефицита

3.Принцип самостоятельности бюджетов:

I. Право органов государственной власти каждого уровня самостоятельно определять направление расходования средств.

II. Наличие для каждого уровня бюджетной системы собственных источников доходов

III. Наличие права самостоятельно осуществлять бюджетный процесс

IV. Право самостоятельно изыскивать источники покрытия дефицита бюджета

4.Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов. Объем, предусмотренных государственных расходов и доходов подлежит отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. Все расходы бюджета могут быть профинансированы только за счет бюджетных доходов.

5.Принцип сбалансированности бюджета. Все предусмотренные бюджетные расходы должны соответствовать сумме полученных доходов + поступления из источников финансирования дефицита бюджета.

6.Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджета необходимо исходить из следующих принципов – либо достижение фиксированных результатов с использованием минимального количества средств, либо достижение максимальных результатов с использованием фиксированного количества средств.

7.Принцип общего совокупного покрытия расходов. Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов + поступления из источников финансирования дефицита. Отличие от 5 в том, что 5 принцип используется на этапе планирования, а 7 принцип на этапе исполнения.

8.Принцип гласности. В средствах массовой информации должны быть опубликованы проекты бюджета, утвержденные бюджеты и отчеты об исполнении бюджета.

9.Принцип достоверности бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета на предстоящий период.

10.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей или получателей распорядителей с указанием конкретных целей финансирования.

Лекция 3. 13.09.2011

Бюджетный процесс

Это регламентируемая законом деятельность по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнения бюджета.

Д/з: бюджетный кодекс РФ, бюджетный процесс, для каждого этапа выписать, что он осуществляет, кто, цель этапа, итоговый документ.

Дефицит и профицит бюджета

Профицит – доходы превышают расходы, дефицит – когда расходы превышают доходы. Небольшой дефицит (1-2%) лучше профицита, потому что при профиците деньги не доложили в экономику. Профицит бывает естественный. Дефицит больше 10% свидетельствует о проблемах в экономике.

Способы покрытия:

1. Изменение налоговой системы – если грамотно проведена налоговая реформа, то отдача от нее будет идти в течении 5-10 лет. Минус в том, что отдача будет минимум через полгода. Кривая Лафрера.

2. Государственные заимствования: внутренние и внешние займы. Плюс в том, что быстро привлекаются денежные средства, минус в том, что погашаться предыдущий займ будет за счет следующего.

3. Эмиссия денег. Реализуется почти моментально. Минус в том, что необходимы мероприятия по свертыванию денежной массы, в противном случае будет инфляция, возможно слишком высокая

4. Продажа государственной собственности, золотых и валютных запасов. Плюс в быстроте, минус в ухудшении репутации государства.

5. Секвестр *не применяется * - пропорциональное сокращение бюджетных расходов, за исключением защищенных статей.

Доходы и расходы бюджета

В доходы бюджета текущего года зачисляются остаток средств, сформировавшийся на конец предыдущего года.

Доходы бюджета

I. Налоговые доходы

1.1 Федеральные налоги (наиболее частые) – налог на прибыль, НДС, акцизы, НДФЛ, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, платежи во внебюджетные фонды, налог на дополнительный доход на добычу углеводородов (платят 5 предприятий).

1.2 Региональные налоги – налог на имущество организации, транспортный налог, налог на игорный бизнес*

1.3 Местные налоги – земельный налог, налог на имущество физических лиц

… Специальный налоговый режим

II. Неналоговые доходы

2.1 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

2.1.1 Доходы от сдачи в аренду или другого имущества

2.1.2 Доходы от передачи государственного имущества в доверительное управление или под залог

2.1.3 Доходы в виде %, полученные от предоставления в долг бюджетных средств

2.1.4 Плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными бюджетом других уровней

2.1.5 Доходы в виде прибыли, приходящейся на долю участия в уставных капиталах организаций и дивиденды по ценным бумагам

2.1.6 Часть прибыли государственных унитарных или казенных предприятий

2.2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества

2.3. Доходы от платных услуг, которые оказываются соответствующими органами гос. власти или местного самоуправления

2.4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности

2.5. Доходы в виде финансовой помощи, поступающей из бюджета других уровней

III. Безвозмездные перечисления

Дотация – это средство, выделяемое из бюджета одного уровня бюджету другого уровня в твердой сумме для сбалансированности бюджета получателя в случае его дефицита.

Субсидия – это бюджетные средства, которые выделяют из бюджета одного уровня бюджету другого уровня или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция – это средства, выделяемые из бюджета одного уровня бюджету другого уровня для финансирования строго целевого мероприятия.

Трансферты – выделяются из фонда федеральной поддержки региона. Средства из данного фонда выделяются двум группам регионов: регионы, нуждающиеся в поддержке, регионы со средним душевым доходов ниже, чем в среднем по РФ (меньше 12 тыс.руб. на человека), и регионы, особенно нуждающиеся в поддержки, в которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета недостаточно для финансирования текущих расходов. Регионы, получающиеся гос. помощь должны предоставить в Министерство финансов отчет о всех плановых и фактических доходах и расходах бюджета. Если доходы будут признаны нецелесообразными или излишними, то на их сумму уменьшается финансирование на следующий период. Трансферты из этого фонда выделяются ежемесячно в зависимости от суммы поступивших в федеральный бюджет налогов.

Расходы бюджета

Функциональная классификация:

· Текущие – часть расходов бюджета, обеспечивающих функционирование органов государственной власти местного самоуправления бюджетных организаций, оказание государственной поддержки другим бюджетам, а также другие расходы, не относимые к капитальным

· Капитальные – это часть расходов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в уже действующие или вновь создаваемые предприятия

Посмотреть остальные классификации бюджетных расходов (7).

Лекция 4. 17.09.2011

Налоговая система РФ.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством в безвозмездном порядке.

Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения финансовой деятельности государства.

1992 первые законы о налогах в РФ в современной версии.

Принципы построения налоговой системы:

v Принцип справедливости – налог должен взиматься со всех налогоплательщиков постоянно

v Принцип определенности – обложение налогами должно производиться строго фиксировано, не допускается произвольное взимание налогов

v Принцип удобства для налогоплательщика – взимание налога не должно причинять налогоплательщику неудобства по условиям места и времени

v Принцип экономичности взимания – он означает, что издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем доходы от взимания налога

©Налоговая система© - это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых её исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.

Функции налогов:

1. Фискальная – с помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства,

2. Регулирующая – налоги как средство перераспределения оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, а также изменяя процессы изменения капитала и платежеспособный спрос населения

Классификация налогов:

В зависимости от объекта налогообложения:

§ Прямые – предполагают непосредственное изъятие части доходов у налогоплательщика

§ Косвенные – налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг и оплачиваются конечным потребителем (НДС, акцизы, таможенная пошлина)

В зависимости от способа взимания налога:

§ Кадастровый. Кадастр – список, содержащий перечень типовых объектов налогообложения, классифицируемый по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта налогообложения (земельный налог). Сумма уплачиваемого налога не зависит от фактической доходности объекта налогообложения

§ Изъятие налога до получения владельцем дохода – налог рассчитывается и удерживается бухгалтерией юридического лица, которая затем выплачивает доход налогоплательщику (НДФЛ)

§ Предусматривает подачу в налоговые органы декларации о полученных доходах

В зависимости от компетенции органов государственной власти, установившей данный налог

§ Федеральные

§ Региональные

§ Местные

Элементы налогов

1. Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги

2. Объект налога – предмет, подлежащий налогообложению (доход, имущество)

3. Источник налога – доход субъекта, из которого выплачивается налог

Объект и источник могут совпадать (налог на прибыль)

4. Единица налогообложения – единица измерения объекта (денежная единица)

5. Налоговая ставка – величина налога на единицу налогообложения. Различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения (акцизы). Долевые ставки выражаются в определенных долях от объекта налогообложения. Делятся на пропорциональные и прогрессивные.

6. Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта налогообложения.

7. Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством.

6 категорий налоговых льгот:

7.1 Необлагаемый минимум объекта налога

7.2 Изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога

7.3 Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков

7.4 Понижение налоговых ставок

7.5 Вычет из налогового оклада

7.6 Целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты

Лекция 5. 24.09.11

Льготы. Налоговые вычеты

1. Стандартные

1.1 Налоговый вычет в размере 3 000 рублей ежемесячно в течении всего расчетного периода.

Для лиц:

Финансово-кредитная система Российской Федерации - student2.ru Получившие или перенесшие лучевую болезнь в результате аварии на чернобыльской АЭС

Финансово-кредитная система Российской Федерации - student2.ru Получившие инвалидность в результате аварии на чернобыльской АЭС

Финансово-кредитная система Российской Федерации - student2.ru Военнослужащие, принимавшие участие в ликвидации аварии

Финансово-кредитная система Российской Федерации - student2.ru Лица, получившие инвалидность или лучевую болезнь в результате аварии на объединении МАЯК и лица, участвующие в ликвидации последствий

Финансово-кредитная система Российской Федерации - student2.ru Лица, непосредственно участвовавшие в испытании ядерного оружия до 31 января 1963 года

Финансово-кредитная система Российской Федерации - student2.ru Инвалиды ВОВ

Финансово-кредитная система Российской Федерации - student2.ru Инвалиды из числа военнослужащих, получившие инвалидность в процессе несения военной службы или в результате заболеваний, полученных на военной службе

1.2 Льгота 500 рублей ежемесячно в течение всего расчетного периода.

Для лиц:

v Герои Советского союза и кавалеры органов славы 3 степеней

v Участники ВОВ

v Лица, находящиеся в блокадном Ленинграде

v Бывшие, в т.ч. несовершеннолетние узники концлагерей

v Инвалиды детства и инвалиды 1,2 группы

v Лица, эвакуированные из зоны заражения объединения Маяк и из зоны отчуждения возле Чернобыльской АЭС

v Родители и супруги военнослужащих, погибших при исполнении служебных военных обязанностей

v Граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия

1.3 Выплата 400 рублей ежемесячно для всех штатных сотрудников, кроме 1 и 2 группы. Вычет производится ежемесячно с начала года до тех пор, пока сумма затраты не превысит установленный предел 40 000 рублей.

1.4 Налоговый вычет в размере 1 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка налогоплательщика. Льгота действует, пока его доход сначала года нарастающим итогом не превысит 280 000 рублей. Ребенок, это всё до окончания ВУЗа, или 24 года.

2. Социальные

2.1 Льгота на благотворительность, налоговые вычеты производится с налогов налогоплательщика, которые он перечислил на благотворительные цели в денежной форме организациям науки, культуры, образования, социального обеспечения в случае, если они полностью или частично финансируются из бюджета. 25% от совокупного размера годового дохода.

2.2 Суммы, потраченные налогоплательщиком в расчетном периоде за своё обучение (в сумме фактически произведенных расходов) или за обучение своих детей (не более 50 000 рублей в год)

2.3 Сумма, уплаченная налогоплательщиком в расчетном периоде за лечение себя, супруга или супруги, а также детей (до 18 лет) или родителей

3. Имущественные

3.1 В случае реализации или приобретения имущества. В случае приобретения имущества в виде квартиры, земельного участка, дома, дачи или доли в них, то налоговый вычет осуществляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 2 млн. руб. + % по ипотечному кредиту. Вычет делается разово.

3.2 В случае реализации имущества, которым владели более 3 лет или автотранспортное средство, которым он владел более 3 лет, то он не платит налог, а если срок владения менее 3 лет, налог взимается со сделки, превышающей 250 тыс. рублей, недвижимость – более 1 млн. руб. (налог 13% на сумму превышения)

Налоговые ставки

13% - НДФЛ взимается со всех налогоплательщиков, кроме:

· Физ. лиц нерезидентов – 30%, получающих доходы от источников в РФ

· Налогоплательщиков, получивших экономию на %/доход по вкладам в размере, превышающем доход, который рассчитывается как ставка рефинансирования ЦБ РФ+5% пунктов/выигрыши, полученные от участия в лотереях и тотализаторах, основанных на риске – ставка 35%

· Доходы по ценным бумагам - 9%

18% НДС – косвенный налог. Налогоплательщиками являются юр.лица, ИП, лица, признаваемые налогоплательщиками по НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объект налогообложения:

1. Реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного

2. Передача на территории РФ товаров, работ и услуг для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при расчете налога на прибыль

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Налоговая база:

o - не подлежат налогообложению: передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемых в порядке приватизации, выполнение работ или услуг органами, которые входят в систему государственной власти или муниципального управления, передача имущественных прав организации своему правоприемнику, передача на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти или муниципального управления

o – льготы: ставка

1. 0%: если товары вывозятся за таможенную территорию РФ, работы и услуги, непосредственно связанные с перевозкой товаров, помещенных под таможенный режим международного транзита, когда осуществляется перевозка пассажиров или багажа при условии, что пункт отправления и назначения находятся за пределами РФ, товары, работы или услуги для официального использования дипломатическими представительствами

2. 10%: для товаров детского ассортимента , для продуктов питания, для медицинских препаратов, для книжной и печатной продукции

3. полное освобождение:

3.1предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;

3.2реализация:

v медицинских товаров и препаратов

v продукты питания, производимые в студенческих и школьных столовых, в случае если они полностью или частично финансируется из бюджета

v услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего назначения, либо морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении

v работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ по жилищному строительству

v товары, кроме подакцизных, в рамках оказания безвозмездной помощи РФ

v услуги, оказываемые в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание

v работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки портов, включая лоцманскую проводку

3.3Осуществление банком банковских операций, кроме инкассации

Ø Операции, осуществляемые организациями, которые осуществляют услуги по техническому и информационному взаимодействию между участниками расчетов.

Ø Оказание услуг по страхованию, сострахованию, перестрахованию

Ø Выполнение НИОКР полностью или частично за счет бюджетных средств

Ø Проведение работ или услуг резидентами особой экономической зоны в портах РФ

3.4Ввоз товаров на таможенную территорию РФ, не подлежащей налогообложению

ü Товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи

ü Художественные ценности, передаваемые в дар РФ

ü Товары, произведенные в результате хозяйственной деятельности на земельных участках, являющихся на территории иностранных государств, но с правом землепользования РФ

ü Оборудование, аналоги которого не производятся в РФ

ü Валюта РФ и иностранная валюта

ü Продукция морского промысла, выловленная или переработанная рыбопромышленными предприятиями РФ

ü Российские суда рыбопромышленного флота, для которых за таможенными границами РФ был произведен капитальный ремонт

Лекция 6. 8.10.11

 
Предприятие 1 Поставщик сырья
Предприятие 2 Производитель
Торговля
Покупатель
Б Ю Д Ж Е Т
НДС 1  
НДС 2 – НДС 1
НДС 3
НДС 2
НДС 1

Рынок ценных бумаг

Ценная бумага – денежные документы, определяющие права собственности владельца данного документа по отношению к лицу, выпустившие данный документ (эмитент). По отношению к эмитенту ценные бумаги делятся на:

1. Долевые ценные бумаги (акции).

2. Долговые ценные бумаги (облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты).

3. Производные ценные бумаги (опционы, фьючерсы, коносаменты, варранты, депозитарные расписки).

Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя, то есть акционера, на получение части прибыли акционерного общества в качестве дивидендов, на участие в управление компании и на часть имущества, которое остается после ликвидации компании.

Держатели акций:

1. Физические или частные акционеры.

2. Коллективные (институциональные) акционеры.

3. Корпоративные акционеры.

Свойства акций:

1. Акция является титулом собственности. Держатель акции является совладельцем акционерного общества.

2. Акция не имеет срока существования. Существует до тех пор, пока существует акционерное общество.

3. Акция обладает ограниченной ответственностью, то есть акционер не отвечает по обязательствам акционерного общества.

4. Для акции характерна неделимость, то есть совместное владение акцией не приводит к увеличению числа голосов и пересчету суммы дивидендов.

5. Акции могут расщепляться и консолидироваться. Расщепление – когда одну акцию с большим номиналом обменивают на несколько акций с меньшим номиналом. Консолидация – это обратный процесс.

Виды акций:

1. Простые акции дают право на управление компанией по принципу «одна акция – один голос» и участвуют в распределении прибыли после пополнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

2. Привилегированные акции не дают право на участие в управлении компанией, но приносят постоянный фиксированный доход и имеют преимущество при распределении прибыли и привилегии в случае ликвидации акционерного общества. Владельцы привилегированных акций могут получать право голоса в следующих случаях, если:

2.1. Решается вопрос о ликвидации или реорганизации акционерного общества.

2.2. На собрании акционеров принимается решение о полной или частичной не выплате дивидендов.

2.3. Принимается решение о внесении изменений в устав акционерного общества, которые ограничивают или изменяют права владельцев привилегированных акций.

Компания может выпустить привилегированные акции на сумму не более 25% уставного капитала. Привилегированные акции могут быть: коммулятивные (полностью или частично не выплаченный дивиденд накапливается в течении определенного периода времени и выплачивается разовым платежом) и конвертируемые (могут обмениваться на акции других видов в течении определенного срока и по строго фиксированному курсу).

Акции по владельцу ценной бумаги:

1. Именные (на титуле указывается собственник акции).

2. На предъявителя (собственник не указывается).

Виды цены на акцию:

1. Номинальная цена акции (цена, которая указывается на бланке или сертификате акции, и несет в себе исключительно информационную нагрузку и показывает, какая доля уставного капитала приходилась на одну акцию в момент проведения эмиссии).

2. Рыночная (курсовая) цена акции (цена, по которой акция котируется на вторичном рынке ценных бумаг).

3. Ликвидационная цена акции (может быть определена только в момент ликвидации акционерного общества и она показывает, какая часть стоимости компании по ценам возможной реализации, оставшейся после расчетов кредиторов, приходится на одну акцию).

Облигация – это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательства возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги, предусмотренной в ней сроком с уплатой фиксированных процентов.

Поскольку облигация всегда является займом и исходя из того кто является заемщиком выделяются:

1. Облигации государственного займа.

2. Облигации муниципального или местного займа.

3. Займ хозяйствующих субъектов.

Облигации делятся по срокам обращения:

1. Краткосрочные облигации (до 1 года).

2. Среднесрочные облигации (от 1 года до 3-х или 5-ти лет).

3. Долгосрочные облигации (от 3-х или 5-ти лет до 30 лет).

4. Бессрочные облигации (их срок превышает 30 лет).

Облигации делятся по способу получения дохода:

1. Бескупонные облигации (облигация с нулевым купоном – по ней не предполагается начисление процентов, и она размещается оп цене ниже номинала и погашается по цене равной номиналу).

2. Купонные облигации.

2.1. Облигация с фиксированной купонной ставкой.

2.2. Облигация со ступенчатой купонной ставкой.

2.3. Облигация с плавающей купонной ставкой.

2.4. Комбинированная облигация (облигация сме

Наши рекомендации