Вопрос 9.1. Бюджетная политика современной России
Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Происхождение термина «бюджет» относится к 16 – 17 веку и имеет следующую историю: Министр финансов (т.е. канцлер казначейства) Англии, на палате общин доставал у всех на виду из своего портфеля документ, в котором были сформулированы положения о налогообложении. Это называлось открытием бюджета т.к. раньше слово «бюджет» в переводе с английского языка означало сумку (т.е. портфель). Позднее название портфеля было перенесено на сам документ. И начиная с 1870 года слово “бюджет” закрепилось в обиходе как название документа, заключавшего в себе утверждённый парламентом план доходов и расходов государства.
Исторически возникновение и развитие бюджета связано с возникновением и функционированием государства. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определённая часть национального дохода, которая необходима для решения задач возложенных на государство. Государство – это общественный институт, на который возлагаются функции управления обществом, охраны его экономической, социальной и политической структуры.
Государство в процессе формирования и эффективного использования своего денежного фонда, в соответствии с бюджетным устройством и бюджетным процессом использует бюджетную политику.
Бюджетная политика – это комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджетов, регулированию дефицитом и профицитом бюджета, организации бюджетного устройства и контроля, за бюджетным процессом.
Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию. К основным направлениям и ориентирам бюджетной политики, например в 2008 - 2010 годах относится:
- итоги бюджетной политики в 2000-2006 годах;
- основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшею перспективу;
- основные направления налоговой политики;
- основные приоритеты бюджетных расходов;
- совершенствование бюджетных отношений.
Бюджет действует в двух направлениях:
1. Как экономический рычаг планирования, регулирования и управления экономикой страны (или региона, находящегося на самоуправлении). Это направление означает, что бюджет – это финансовый план страны или региона.
2. Как механизм движения финансовых ресурсов и организации денежных отношений, с помощью которого осуществляется распределение национального дохода между территориями и отраслями. Это направление означает, что бюджет – это звено единой финансовой системы государства.
Бюджетный процесс – это порядок деятельности всех участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов.
Государственный бюджет РФ содержит в себе годовой бюджет, который составляется на один финансовый год. В Российской Федерации финансовый год установлен с 1 января по 31 декабря. А в ряде стран финансовый год не совпадает с календарным годом. Например: в США финансовый год – с 1 октября по 30 сентября, в Швеции – с 1 июля по 30 июня, в Японии – с 1 апреля по 31 марта.
Начиная с 2007 года проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год (1 год) и плановый период (2 года).
Порядок разработки, рассмотрения, одобрения, утверждения и исполнения бюджета:
1) Стадия составления бюджета. Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Непосредственное составление проекта бюджета и проектировок основных показателей бюджета на среднесрочную перспективу осуществляет Министерство финансов РФ.
Этапы формирования федерального бюджета:
1 этап - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации плана-прогноза функционирования экономики Российской Федерации, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.
2 этап - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств.
3 этап - Правительство Российской Федерации рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику представленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
2) Стадия внесения на рассмотрение Государственной Думы бюджета.
А) Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы непосредственно сам проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с одновременно со следующими документами и материалами:
- основные направления бюджетной и налоговой политики;
- предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;
- прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
- прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;
- пояснительная записка к проекту бюджета;
- методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
- верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);
- проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
- проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
- предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;
- проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;
- проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»;
- проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год;
- иные документы и материалы.
Б) Банк России представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год плановый период.
3) Стадия процесса рассмотрения Государственной Думой бюджета. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях (начиная с 2007 года):
А) В первом чтении (в течении 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации) обсуждается его концепция и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
- прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом;
- общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
- условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
- объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;
- верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;
- нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
- дефицит (профицит) федерального бюджета.
Б) Во втором чтении (в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении) утверждаются:
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении, в соответствии с пунктом 2 статьи 192 настоящего Кодекса;
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;
- программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);
- программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);
- программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);
- программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);
- программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);
- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период;
- текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В) В третьем чтении (в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении) утверждаются:
- ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год;
- ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.
После чего законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
4) Стадия порядка рассмотрения Советом Федерации бюджета. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете, которая повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.
5) Стадия утверждения Президентом РФ бюджета.
В случае утверждения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете, данный закон подписывается и обнародуется, для дальнейшего его исполнения.
В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете данный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.
6) Стадия исполнения бюджета. Исполнение бюджетов предусматривает:
А) Исполнение бюджетов по доходам включает в себя:
- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Б) Исполнение бюджетов по расходам включает в себя:
- составление и утверждение бюджетной росписи;
- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;
- расходование бюджетных средств.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета
Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации является: Президент РФ; Государственная Дума; Совет Федерации; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; органы управления государственными внебюджетными фондами РФ; главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета; главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета; главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
Вопрос 9.2. Бюджетное устройство РФ
Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Составными частями бюджетного устройства РФ является: бюджетная система, бюджетная классификация.
Бюджетная система Российской Федерации – это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, включающая в себя совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (рис. 13).
В бюджетную систему РФ входят:
1. Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства. Он взаимодействует со всеми звеньями финансовой системы РФ, а также выражает функционирование международных финансовых отношений, осуществляемых Российской Федерацией.
2. Бюджеты субъектов РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций соответствующего субъекта РФ.
В составе Российской Федерации находятся 85 субъекта РФ, которые разделены по 7 федеральным округам: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Бюджеты субъектов РФ включают в себя:
§ Бюджеты 22 республик в составе РФ: Карелия, Коми, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская, Алтай, Бурятия, Тыва, Саха (Якутия), Хакасия, Крым.
§ Бюджеты 4 автономных округов: Ненецкий, Ханты-Мансийский – Юрга, Чукотский, Ямало-Ненецкий.
§ Бюджеты 9 краёв: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский,Приморский, Ставропольский, Хабаровский.
§ Бюджеты 46 областей: Амурская, Астраханская, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская,Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская,Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская,Московская, Мурманская, Нижегородская,Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская,Орловская, Пензенская,Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская,Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.
§ Бюджет 1 автономной области: Еврейская автономная область.
§ Бюджеты 3 городов: Москва Севастополь и Санкт-Петербург.
3. Местные бюджеты – это бюджеты муниципальных образований в форме образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций местного самоуправления.
К местным бюджетам относятся:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений (входящие в состав муниципального района).
4. Бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
5. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне бюджетов субъектов Российской Федерации.
Бюджетная классификация РФ - это группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация РФ включает в себя следующие документы:
1) Классификация доходов бюджетов РФ;
2) Классификация расходов бюджетов РФ;
3) Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
4) классификация операций сектора государственного управления.