Организация страхования в Российской Федерации
Рыночная экономика характеризуется разнообразием форм предпринимательской деятельности, ориентацией производителей товаров и услуг на удовлетворение запросов и интересов потребителей. Страхование как один из важнейших элементов регулируемой рыночной экономики призвано обеспечивать защиту имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении неблагоприятных событий и явлений.
Основными принципами организации страхового дела в условиях рыночной экономики являются его демонополизация и наличие упорядоченной структуры в сфере страховых отношений, именуемой страховым рынком.
Формирующийся страховой рынок Российской Федерации заполняется страховщиками различных форм собственности и организационно-правового статуса, определенных законодательством РФ.
Страховые отношения регулируются Гражданским кодексом РФ (ч. П., гл. 48), правовыми нормами общего законодательства, Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г., указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в РФ.
На страховом рынке основная часть страховых компаний — более 58% — относится к смешанной форме собственности, к частной — 36%, государственной — 5%, муниципальной и собственности общественных организаций—1%.
После демонополизации страхового дела в России в 1992 г. сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна.
Государственный сектор на рынке страхования представляет АО «Росгосстрах» — крупная акционерная страховая компания с достаточно разветвленной сетью региональных дочерних компаний и филиалов (81), обладающая крупными резервными фондами, богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, и специализирующаяся на общественно значимых видах страхования. В настоящее время АО «Рос госстрах» ведет активную работу по развитию перспективных направлений в области страхования, расширению операций по страхованию грузов, транспортному, морскому, авиационному страхованию, а также по освоению страхования индустриальных и экологических рисков.
Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхового рынка возможно только на основе интеграции государственных, частных и акционерных страховых интересов.
Коммерческий сектор страхования представлен страховщиками различного организационно-правового статуса, прежде всего, открытыми и закрытыми акционерными страховыми компаниями и обществами с ограниченной ответственностью. Около 2300 страховщиков имеют лицензии на проведение операции страхования, однако только 10% из них обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их финансовых возможностей, поиска дополнительных источников привлечения средств, расширения круга потенциальных страхователей.
Страхование призвано обеспечивать гарантированную защиту общественных и частных интересов, поэтому во всех цивилизованных странах оно подвергается особым формам государственного регулирования и контроля. Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ осуществляется в целях соблюдения законодательства в сфере страхования, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью — Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности; ведет Единый государственный реестр страховщиков, их объединений и страховых брокеров; проводит контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета и отчетности страховых операций; разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страхования.
Орган страхового надзора регулярно получает от страховщиков отчетные данные и располагает обширной информацией об их финансовом положении. В случае нарушения обязательств по страхованию, несоблюдения действующего страхового законодательства РФ орган страхового надзора вправе давать предписания страховщикам по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничивать либо отзывать выданные лицензии.
Тема 14 Территориальные финансы
1. Сущность и состав территориальных финансов
2. Правовая основа территориальных финансов
3. Территориальные бюджеты
4. Доходы территориальных бюджетов
5. Расходы территориальных бюджетов
6. Муниципальные внебюджетные фонды