Теория «циклического бюджета», инструменты ее реализации.

В основе теории циклического балансирования бюджета также лежит идея балансирования государственного бюджета. Но сведение госбюджета происходит не на годичной основе, а на основе циклов развития экономической конъюнктуры. Суть данной теории состоит в том, что во время экономического спада государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом усиливая дополнительный спрос в экономике. За счет государственного долга возможно финансирование всех постоянных и чрезвычайных расходов. В течение фазы экономического подъема государство выплачивает все долги на основе повышенных ставок налогообложения, в результате к концу цикла бюджет становится сбалансированным. При этом для финансовой политики неважно, на какую фазу цикла приходится проведение соответствующих бюджетно-налоговых мероприятий. В фазе высокой конъюнктуры возможно образование запасов (аккумулирование средств на счетах эмиссионного банка) или выплата уже имеющихся долгов. Во время депрессии должна проводиться противоположная политика: поддержание на определенном уровне (или даже повышение) расходов, при условии уменьшения доходов. Запланированный дефицит покрывается за счет накопленных центральным банком запасов.

Государственная задолженность в результате дефицитного финансирования понимается в теории циклического балансирования бюджета как сознательное использование государственных займов для финансирования бюджетного дефицита, возникшего из-за уменьшения доходов от налогообложения в фазе экономической стагнации. Государство в период спада должно не только препятствовать уменьшению государственных расходов, но и компенсировать резкое падение спроса в частном секторе, чтобы не допустить снижения производственных мощностей. Таким образом, государственный дефицит в периоде снижающегося совокупного спроса не только приемлем, но и даже необходим.

Другая версия этой бюджетной концепции предусматривает возможность кредитного финансирования государственных расходов только за счет ликвидных средств негосударственного сектора, для которых не может быть найдено эффективного источника вложения. В период бума государство должно следить за тем, чтобы погашение государственной задолженности не приняло слишком значительных объемов, чтобы избежать превращения бюджетной политики в проциклическую.

Что касается вопроса границ государственной задолженности, то дефицит государственного бюджета, согласно теории циклического балансирования бюджета, может допускаться только в том объеме, который равен превышению доходов над расходами во время фазы роста экономики. Объемы государственного кредита при этом не могут быть связаны с объектом финансирования, так как все действия государства по сглаживанию экономической конъюнктуры рассматриваются как продуктивные.

Одна из них проблем применение данной теории – прогнозирование развития экономической конъюнктуры, т.к. достаточно сложно точно выделить сам цикл экономического развития, а также фазу, в которой на данный момент находится народное хозяйство. Симметричность циклов также спорный вопрос, а, если существование регулярного конъюнктурного цикла ставится под сомнение, то невозможно определить тот период, в течение которого государственный бюджет должен быть сбалансирован.

Значительную роль в теории балансирования бюджета на циклической основе играют политические факторы. Накопление государственных средств во время фазы экономического роста традиционно наталкивается на политическое противодействие, так как руководство страны имеет свои собственные представления о механизмах экономического развития и преследует другие цели: общая цель стабилизации конъюнктуры обычно подчинена срочным задачам политической конъюнктуры, решение которых ведет к увеличению расходов.

Бюджетно-налоговая политика, поставленная на службу антициклическому регулированию, обычно пренебрегает структурно-политическими и общественно-политическими аспектами государственной деятельности. Так, например, полностью обусловленное конъюнктурой сокращение или отсрочка государственных расходов может привести к тому, что важнейшие государственные задачи в области фундаментальных исследований или развития государственной инфраструктуры останутся не профинансированными.

Наши рекомендации