Тема №16. «Договор бытового подряда»

Практическое занятие - 2 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие договора бытового подряда

2. Форма, содержание и исполнение договора бытового подряда

3. Последствия нарушения обязательств из договора бытового подряда

4. Обязательства из договоров на абонементное обслуживание

Задачи

Задача 1.Климова обратилась в суд с иском к ООО «Лотос» о воз­мещении ущерба, указав, что она сдала по квитанции в приемный пункт общества для чистки дубленку. После чистки дубленка оказа­лась непригодной киоске.

Ответчик против иска возражал, ссылаясь на то, что заказчица бы­ла предупреждена приемщиком о возможности частичного обесцве­чивания дубленки при химической чистке в местах сильного загряз­нения и потертостей.

Как установил суд, Климова с этим условием согласилась, что бы­ло отражено в квитанции. Однако по заключению товароведческой экспертизы возвращенная Климовой дубленка приобрела по всей по­верхности не темно-коричневый, а бурый цвет, утрачен ворс кожи, изделие приобрело неравномерную окраску и на 40% утратило свою рыночную стоимость.

Суд отказал Климовой в иске на том основании, что она согласи­лась с возможностью изменения цвета дубленки, а тем самым и со снижением стоимости изделия на 40%.

Задача 2.Артисты самодеятельного драматического театра-студии Лозовская и Плетнев перед отъездом на гастроли в другой город сде­лали в ателье заказы на пошив костюмов.

Лозовская заказала свой костюм из материала ателье. Через три дня она пришла в ателье и спросила, начаты ли работы по выполне­нию ее заказа. Получив отрицательный ответ, Лозовская попросила аннулировать заказ и возвратить деньги, внесенные ею за стоимость материала и в качестве аванса за работу. Лозовская пояснила, что встретила свою знакомую портниху, отличного мастера, и хотела бы сделать заказ в мастерской по месту работы ее знакомой.

Ателье отказало Лозовской в ее просьбе, посчитав неуважительной причину аннулирования заказа. Сотрудник ателье заявил, что гаран­тирует отличное выполнение заказа, а расторжение договора приведет к возникновению у ателье убытков.

Плетнев заказал костюм из своего материала. За работу он должен был заплатить 4 тыс. руб., срок пошива был установлен 18 сентября, т.е. за семь дней до отъезда Плетнева на гастроли.

Первая примерка была назначена на 10 сентября, однако она не состоялась, так как закройщик Буров, вьшолняющий заказ Плетнева, приступил к работе, полностью раскроил материал, но 8 сентября серьезно заболел. Другого закройщика, который мог бы закончить выполнение такого сложного заказа, в ателье не было. Полагая, что выполнение его заказа в назначенный срок становится явно невоз­можным, Плетнев получил в ателье раскроенный материал и внесен­ный аванс.

После этого Плетнев обращался в другие ателье с просьбой при­нять его заказ на окончание работы по пошиву костюма, но безре­зультатно. Тогда Плетнев договорился с частным портным, который своевременно выполнил его заказ за 6 тыс. руб.

26 декабря Плетнев предъявил ателье требование о возмещении ему 2 тыс. руб., составляющих разницу между стоимостью работы у частного портного и в ателье.

Ателье ответило отказом, ссылаясь на то, что оно не отказывалось от исполнения заказа, закройщик Буров вышел на работу 14 сентября и заказ мог быть выполнен к 18 сентября. Кроме того, Плетнев про­пустил срок, установленный законом для предъявления заявленного им требования.

Считая отказ ателье необоснованным, Плетнев в тот же день обра­тился в суд с иском о взыскании с ателье 2 тыс. руб.

Задача 3.Алоев заказал в ателье пальто из материала, купленного в комиссионном магазине.

Во время первой примерки выяснилось, что в результате усадки материала сшить пальто по согласованному с ателье фасону или ино­му фасону, соответствующему современной моде, невозможно.

Алоев заявил, что он отказывается от заказа и оставляет материал ателье. Он потребовал, чтобы ателье возместило ему убытки в сумме, уплаченной им за материал в комиссионном магазине, и вернуло аванс. По мнению Алоева, принимая заказ, ателье было обязано пре­дупредить его об особенностях материала. Однако ателье этого не сделало, приняло заказ и приступило к работе, раскроив материал.

Ателье отклонило требование заказчика налом основании, что оно не может нести ответственность за особенности материала, предос­тавленного заказчиком, и что никакой технической ошибки оно не допустило. По требованию заказчика ателье может лишь аннулиро­вать заказ и вернуть ему раскроенный материал, взыскав вознаграж­дение за выполненную работу, в том числе стоимость раскроя по ус­тановленным ценам. Даже если бы ателье было виновно, заказчик вправе требовать только пошива ему пальто из равноценного мате­риала, предоставленного ему ателье.

Задача 4.Розанова сдала в ателье зимнее мужское пальто с черным каракулевым воротником для пошива из него женского зимнего паль­то. В подтверждение договора ей была выдана квитанция, пальто при приеме было оценено в 3 тыс. 600 руб. (по такой цене его приобретав комиссионном магазине Розанова).

Изготовленное пальто оказалось непригодным к носке: сужено в плечах и пройме рукавов, рукава посажены неправильно.

Через восемь месяцев ателье была произведена переоценка сдан­ного пальто. Стоимость пальто была определена в размере 50% от стоимости, указанной в квитанции при заключении договора.

Розанова обратилась в суд с иском о взыскании с ателье полной стоимости сданного пальто и аванса, внесенного при заключении договора.

В судебном заседании представитель ателье заявил, что ответчик согласен выплатить Розановой внесенный аванс и 1 тыс. 200 руб. в качестве возмещения стоимости пальто, поскольку новые швейные изделия, не бывшие в употреблении и сдаваемые в ателье для пере­делки, должны при приеме оцениваться со скидкой в размере 10%.

Решением суда с ателье было взыскано в пользу Розановой 1 тыс. 200 руб., составляющих возмещение стоимости пальто, и вся сумма внесенного ею аванса за работу по переделке пальто.

Задача 5.По договору, заключенному между Шмоновым (заказчи­ком) и ЗАО «Сельстрой» (подрядчиком), в поселке Дачное был по­строен жилой дом, принятый Шмоновым в день завершения строи­тельства - 20 апреля 2007 г.

Вскоре Шмонов обнаружил, что некоторые работы, предусмот­ренные проектом жилого дома, строителями не выполнены.

10 октября 2007 г. Шмонов обратился к ЗАО «Сельстрой» с требо­ванием об устранении недоделок.

Подрядчик отказался выполнить требования Шмонова под пред­логом, что заказчиком пропущен срок, установленный законом для предъявления такой претензии.

Шмонов обратился в суд.

Решением суда в удовлетворении иска Шмонова о понуждении ответчика устранить недоделки было отказано по причине пропуска срока для предъявления претензии подрядчику.

Задача 6.Петренко (заказчик) заключил договор с ЗАО «Ремстрой» (подрядчиком) на ремонт его трехкомнатной квартиры.

Стоимость работы и предоставляемых подрядчиком материалов составила 277 тыс. 600 руб. По условиям договора ремонт должен быть начат 2 июня и окончен 21 нюня. При заключении договора Петренко уплатил 100 тыс. руб. аванса.

1 июня Петренко позвонил сотрудник ЗАО «Ремстрой» и попро­сил его согласия о переносе срока начала ремонта квартиры на 15 ию­ня. Заказчику пояснили, что подрядчик не может выделить рабочих, так как они заняты на других объектах, ремонт которых не был свое­временно окончен из-за недопоставки строительных материалов,

Петренко ответил отказом, поскольку он взял на работе отпуск за свой счет и ждал ремонтников.

Работы в квартире Петренко были начаты лишь 14 июня и окон­чены 30 июня. По окончании работы Петренко уплатил еще 77 тыс. 600 руб., а остальные 100 тыс. руб. платить отказался, считая их убыт­ками, понесенными в результате нарушения ОАО «Ремстрой» усло­вий договора.

ОАО «Ремстрой» обратилось в суд с иском о взыскании с Петрен­ко 100 тыс. руб.

Задача 7.Слепнев (заказчик) заключил с производственным коо­перативом «Уют-сервис» (подрядчик) договор на ремонт квартиры.

Все работы: побелка потолков, наклейка обоев, укладка плитки, настилка линолеума и др. — были произведены качественно и в срок, обусловленный договором.

Однако по истечении месячного срока сначала у детей, а затем и у жены Слепнева начались приступы удушья, которые с течением вре­мени стали приобретать все более тяжелый характер.

Врачи, к которым обращалась Слепнева, установили, что присту­пы удушья у нее и детей наступают из-за накопления в организме канцерогенных веществ химического происхождения.

Пытаясь найти источник отравления, Слепнев обратился за по­мощью в городскую санстанцию.

Экспертизой, проведенной работниками СЭС, было установлено, что предоставленный кооперативом линолеум выделяет канцероген­ные вещества, ставшие причиной заболевания его жены и детей.

Слепнев и его жена обратились в суд с иском к кооперативу о воз­мещении вреда, причиненного использованием вредного для здоро­вья материала.

В ходе судебного разбирательства председатель кооператива «Уют-сервис» Желтовский пояснил, что линолеум производится ООО «Стройпластика».

В ответ на обращение Желтовского в ООО «Стройпластика» его генеральный директор в письме указывал, что данная марка линоле­ума предназначена для настилки в производственных помещениях. Однако о выделении линолеумом канцерогенных веществ ему как изготовителю ничего неизвестно, в процессе испытаний линолеума при его постановке на производство никаких его вредных свойств выявлено не было.

... Председатель кооператива просил суд в иске отказать, так как все работы выполнены кооперативом качественно и в срок, а ответствен­ность за особые свойства линолеума он нести не должен, поскольку об их наличии не было известно.

Задания

Задание 1.Проведите сравнительный анализ норм § 2 гл. 37 ГК РФ и гл. Ш Закона РФ «О защите прав потребителей», касающихся охра­ны прав заказчика по договору бытового подряда.

Задание 2.Сравните нормы § 2 гл. 37 ГК РФ, устанавливающие имущественную ответственность сторон за нарушение договора бы­тового подряда, с нормами Правил бытового обслуживания населе­ния в Российской Федерации. В письменной форме приведите имеющиеся сходства и различия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой договор бытового подряда и каковы осо­бенности отдельных его разновидностей?

2. Какую информацию подрядчик должен предоставить заказчику до заключения договора бытового подряда и в процессе его заключения?

3. В каком порядке и в какой форме заключается договор бытового подряда?

4. В чем состоят особенности прав и обязанностей сторон по догово­ру бытового подряда?

5. Какие правовые последствия возникают в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, принятых на себя сторо­нами по договору бытового подряда?

Наши рекомендации