Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений.

Факторинговые операции подразделяются:

· на внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-то из трех сторон находится в другом государстве;

· открытые, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, и закрытые (конфиденциальные);

· с правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику вернуть уплаченную сумму, или без права регресса;

· с условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате.

Типы факторинговых соглашений. Мировая практика знает несколько типов факторинговых соглашений в зависимости от требований поставщика к фактор-компании.

Соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса). Обычно заключается при регулярных и проверенных практикой контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает: полную защиту от появления сомнительных долгов и гарантированную оплату платежных документов; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты или к определенной дате. Как правило, полное обслуживание осуществляется при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов, без отбора надежных – себе, ненадежных – факторинговой компании.

В случае соглашения о полном обслуживании с правом регресса факторинговые компании не страхуют кредитный риск. Его продолжает нести поставщик. Компания имеет право вернуть компании долговые требования, не оплаченные клиентами в течение определенного срока. Кроме кредитных и учетно-контрольных операций фактор-компании оказывают юридические, информационные и консультационные услуги. Они располагают богатой информацией о мировых рынках.

Заключение договора о факторинговом обслуживании

Правовой основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом является договор, определяющий обязательства и ответственность сторон. В частности, в нем оговаривается вид факторинга, размер факторингового кредита и процентная ставка за этот кредит, величена комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантия выполнения взаимных обязательств и материальная ответственность за их невыполнение, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон.

Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, до заключения договора с клиентом факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента с тем, чтобы убедиться в его конечной платежеспособности: проанализировать показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции конъюнктуру рынка сбыта, круг покупателей продукции, будущего клиента и их платежеспособность и т.д. Для этого используется информация в печати, данные своих агентов, материалы изучения платеже и -кредитоспособности банковской клиентуры, бухгалтерская отчетность клиента и другая информация. Указанный анализ должен быть выполнен в течение двух недель. В случае положительного решения вопроса в заключенном договоре между клиентом и факторинговой компанией обычно предусматривается предельная сумма, на которую может быть выдан факторинговый кредит или приняты документы на инкассо. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой фирме имеющиеся него хозяйственные договоры с покупателями, на срок не менее чем на один год.

Кредитный риск поставщика особенно возрастает при поставках товара на экспорт. Это сопряжено с гораздо большими трудностями оценки платежеспособности иностранных клиентов, более длительными сроками документо- и товарооборота, а значит, и предоставления коммерческого кредита; с политической и экономической нестабильностью страны-импортера. Ко всему этому добавляется валютный риск, связанный с изменением курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Работая с экспортером, факторинговая компания, как правило, заключает договор с факторинговой компанией страны – импортера, передает ей часть своей работы и, в свою очередь, выполняет часть работы по поручению этой иностранной факторинговой компании. Такой встречный факторинг получил название взаимного или двухфакторного.

Заключая договор о факторинговом обслуживании, фактор-фирма или банк берет на себя серьезные обязательства и значительный риск, связанный с оплатой платежных требований покупателями. Естественно, что банк стремится минимизировать этот риск. Для этого банк должен проанализировать следующую информацию:

* сведения о качестве продукции или услуг, производимых поставщиком, о количестве и удельном весе отказов покупателей от платежей по причине поставки некачественной продукции;

* объем и темпы роста реализации для определения предельной суммы переуступаемых банку долговых требований;

* сведения о платежеспособности покупателей продукции предприятия. С этой целью банк-посредник может запрашивать банки плательщиков о финансовом состоянии предприятий-плательщиков. А в случае необходимости банк может заключить с банками плательщиков специальные договоры о предоставлении всей необходимой информации, касающейся платежеспособности покупателей;

* данные о составе и количестве плательщиков на предмет выяснения его постоянства и чрезмерной раздробленности;

* сведения о качестве долговых требований, которые банку предстоит оплачивать;

* доля долговых требований, которые нецелесообразно принимать на факторинговое обслуживание.

Для заключения договора о факторинговом обслуживании поставщик должен представить банку подробную информацию о платежных требованиях, включая:

– наименование и адрес каждого плательщика и условия расчетов с ним;

– сумму всех предусмотренных долговых требований;

– сумму платежей каждого плательщика;

– условия платежа для каждого плательщика.

После заключения факторингового соглашения поставщик или банк (если соглашение предусматривает полное обслуживание) извещает всех поставщиков о заключении факторингового договора.

В факторинговом договоре оговариваются права и обязанности каждой из сторон, условия совершения факторинговых операций, включая реквизиты платежных требований, наличие и отсутствие права регресса к поставщику, порядок оплаты платежных требований банком, размер и порядок определения комиссионного вознаграждения, ответственность сторон за невыполнение условий договора, условия расторжения договора.

Плата, взимаемая факторинговой компанией с поставщика, состоит из двух частей. Во-первых, из платы за управление, или комиссии за факторинговое обслуживание - ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и другие услуги. Размер этой платы определяется в процентах от годового оборота поставщика. В большинстве стран он колеблется в пределах 0,5 - 3%. При наличии права регресса плата снижается на 0,2 - 0,5 процентных пункта.

Во-вторых, из платы за кредит, предоставляемый поставщику в виде предварительной оплаты переуступаемых долговых требований. Ее величина, как правило, на 2 - 4 (в нормальных, неинфляционных условиях) процентных пункта выше текущей банковской ставки, используемой при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью.

В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988г. Ленинградским Промстройбанком, а с 1989г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов – на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг.

Ø приобретать у предприятий поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным);

Ø осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности);

Ø приобретать векселя у своих клиентов.

Наряду с этими основными услугами факторинг на комиссионных началах в порядке разовых операций может оказывать клиентам различного рода дополнительные услуги:

Постоянное и разовое консультирование хозоргонов по вопросам совершенствования организации их расчетов с поставщиками и покупателями, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, оздоровления финансового состояния и по другим экономическим вопросам;

Юридические услуги (оказание помощи в подготовке деловых бумаг и документов по кредитно-финансовым вопросам);

Ведение по поручению клиентов учета товаров отгруженных, дебиторской задолженности с целью использования данного учета для составления бухгалтерских отчетов и оценки сложившейся практики платежных взаимотношений.

Форфейтинг.

Одна из самых новых форм кредитования внешней торговли, которая появилась под влиянием быстрого роста экспорта дорогостоящего оборудования с длительным сроком производства, усиления конкурентной борьбы на мировых рынках и повышения роли кредита в развитии мировой торговли - форфейтинг . Название происходит от французского "a forfait", что означает отказ от прав.

Форфейтинг – кредитование экспортера путем покупки векселей или других долговых требований. Это форма трансформации коммерческого кредита в банковский.

Продавцом при форфейтинге обычно выступает экспортер, выполнивший свои обязательства по контракту и стремящийся инкассировать расчетные документы импортера с целью получить наличные средства. В качестве покупателя (форфетера) обычно выступает банк или специализированная компания. Покупатель (банк) берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров без права регресса (оборота) этих документов на экспортера.

Схема форфейтинговой сделки

Германия Россия

Вексель – 1 млн. ДМ

Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru Импорт Экспорт

Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru Товар

1. 2. аваль 6 Учет 5

В. В. 7 900 тыс. ДМ В.

Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru В. – 1 млн. ДМ

Банк Банк

Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений. - student2.ru импортера оплата В. экспортера

1 млн. ДМ

Форфейтинг как метод трансформации коммерческого кредита в банковский представляет для экспортера ряд преимуществ:

1. Многократно ускоряет поступления средств за экспортируемый товар, а значит и оборот всего капитала.

2. Освобождают от риска неплатежа, от валютного риска.

3. Упрощает баланс предприятия за счет частичного освобождения от дебиторской задолженности.

4. Освобождает от рисков, связанных с колебанием процентных ставок.

Недостатки для экспортера сводятся к возможным относительно более высоким расходам по передаче рисков форфетеру.

Рассматривая главные условия форфейтинговой сделки, основное внимание следует уделить механизму погашения, валюте, дисконтированию, видам форфетируемых документов. Банковской гарантии и дополнительным условиям.

.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность факторинга и принципы его организации?

2. В каком случае операция считается факторингом?

3. В чем преимущества факторинга для поставщика?

4. Назовите основные виды факторинговых операций и соглашений?

5. Что такое международный факторинг?

6. Почему факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику?

Банковский маркетинг

1.17.1. Сущность и содержание маркетинга.

Слово "маркетинг" (от англ. "market" – рынок) стало широко использоваться с начала нынешнего столетия для обозначения деятельности производителей товаров и услуг по обеспечению их продажи на рынке в условиях конкуренции. Кратко маркетинг характеризуется как "рыночная теория управления".

Использование понятия "маркетинг" связано с появлением ряда работ, в которых была проанализирована и обобщена деятельность различных производителей товаров и услуг по обеспечению их продажи на рынке в условиях конкуренции, сформулированы ее принципы, направления и методы реализации, способные привести к успеху в конкурентной борьбе за потребителей.

Концепция маркетинга – выявление имеющихся нужд и потребностей целевых рынков и их удовлетворение более эффективными способами, чем у конкурентов.

Маркетинг – забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением товара.

Маркетинг – процесс планирования и управления разработкой товаров и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом.

Под маркетингом понимается конкретная деятельность, связанная с изучением рынка товаров и услуг и осуществлением мероприятий, обеспечивающих их продажу на рынке в условиях конкуренции.

По своему содержанию деятельность специалистов маркетинговой службы предприятия включает два основных направления:

– деятельность, связанную с анализом рынка товаров и услуг, производимых предприятием (маркетинговые исследования);

– деятельность, связанную с продвижением (обеспечением продажи) товаров и услуг предприятия на рынке в условиях конкуренции.

Маркетинговые исследования рынка товаров и услуг в общем случае включают:

– определение значений показателей, характеризующих спрос на товары и услуги, производимые предприятием, на выбранный момент времени (например, на конец года);

– сравнение полученных значений показателей спроса со значениями, определенными ранее для предшествующего момента времени (например на начало года), и определение темпов их роста или снижения;

– определение доли предприятия на рынке производимых им товаров и услуг по сравнению с конкурентами и ее изменения за выбранный интервал времени (например за год);

– сравнение цен на продукцию, производимую предприятием, с ценами на аналогичную продукцию конкурентов и определение изменения цен за выбранный интервал времени;

– изучение мнений потребителей о деятельности предприятия, качестве и ценах производимых им товаров и услуг, об используемых способах их доставки, о возможных новых видах (новом качестве) товаров и услуг, которые они хотели бы получить или которые предлагает предприятие, и приемлемом уровне цен на них, о деятельности и продукции конкурентов и др.;

– изучение влияния различных факторов на спрос на товары и услуги, производимые предприятием, и прогнозирование будущего спроса;

– изучение методов и приемов деятельности конкурентов по продвижению своих товаров и услуг.

На основе результатов подобных исследований сотрудники службы маркетинга вырабатывают рекомендации:

* по определению целей и задач предприятия;

* по продаже производимых им товаров и услуг;

* по улучшению их качества и целесообразности разработки новых видов товаров и услуг в соответствии с пожеланиями потребителей;

* по ценовой политике, по совершенствованию способов доставки и развитию сети сбыта;

* а также предложения по программе действий (плану маркетинга), направленные на продвижение товаров и услуг с учетом конкретной рыночной ситуации.

После утверждения руководством плана маркетинга осуществляются соответствующие меры, связанные с продвижением товаров и услуг предприятия на рынке в условиях конкуренции. Такие меры осуществляются по следующим основным направлениям:

– доведение до потребителей информации о товарах и услугах, производимых предприятием, и их преимуществах по сравнению с производимыми конкурентами при помощи рекламы;

– личное общение с потребителями, в процессе которого могут решаться не только вопросы, связанные с исследованием рынка, но и с продвижением товаров и услуг (вплоть до непосредственной их продажи на месте конкретному потребителю);

– создание привлекательного образа (имиджа) предприятия в глазах общественности путем спонсорской, благотворительной деятельности. помощи науке, культуре, проведения различных конкурсов, лотерей и др.

Основными факторами, влияющими на продвижение товаров и услуг на рынке в условиях конкуренции и рост объема их продаж, являются:

– качество товаров и услуг;

– цена;

– возможность предложения новых товаров и услуг по сравнению с конкурентами.

Наши рекомендации