Финансовые системы передовых государств в эпоху промышленного капитализма.

Буржуазные революции XVII-XVIII вв. оказали огромное влияние на экономическую жизнь общества. Капиталистические отношения, утвердившиеся в результате революций в Нидерландах, Англии, Франции, обусловили их быстрый экономический рост и лидирующее положение на мировой арене. Экономическая отсталость стран, сохранявших феодальные пережитки, и следовавшие за ней военно-политические поражения вынуждали правительства осуществлять реформы, идти на постепенное изменение социально-экономических отношений как средство сохранения национального суверенитета и государственной мощи. В 50–70 гг. XIX в. буржуазные реформы (разные по глубине и последовательности) проводятся в Австрийской империи, Пруссии, России, Японии.

Утверждение капиталистических отношений существенным образом преобразовало финансовую сферу. Именно в XIX в. государственные финансы приобрели современный вид. Основными источниками доходов государства стали налоги и займы, а государственные расходы окончательно приняли денежную форму. В это время существенно расширились функции государства, осуществление которых требовало огромных средств. Их мобилизацию и эффективное использование в возрастающих масштабах могли обеспечить развитая финансовая система. В связи с отменой деления на податные и неподатные сословия расширился круг налогоплательщиков. Был создан разветвленный, налаженный налоговый аппарат, способный обеспечить обложение большого количества налогоплательщиков.

В XIX в. возник государственный бюджет в современном виде, как финансовый документ увязывающий основные доходы и расходы государства в валовых суммах (брутто-бюджет). Было разработано финансовое право как совокупность норм, регулирующих финансовые отношения в государстве. В результате завоеваний буржуазных революций (и под их влиянием) решение ряда важнейших финансовых вопросов было сосредоточено в парламенте. Законодательные органы передовых стран получили право вотировать (обсуждать и утверждать) смету доходов и расходов государства. Получила правовое оформление бюджетная инициатива – право внесения членами парламента изменений в проект бюджета и действующее бюджетное законодательство.

Вместе с тем, прогрессивные изменения в этой области происходили непоследовательно, противоречиво. Если на пути к господству буржуазия требовала полновластия парламента в распоряжении финансами государства, «прозрачности» финансовой деятельности правительства, то с приобретением политической власти ее позиция изменилась. Проявились тенденции к ограничению бюджетной инициативы и частичному возвращению к бюджету-нетто, сократилось количество статей, утверждаемых парламентом. Стремление правительств уклониться от парламентского контроля породило деление бюджета на обыкновенный и чрезвычайный. Во Франции такая практика утвердилась в 40-е гг. XIX в., позднее к ней стали прибегать другие страны. Отнесение статей в эти бюджеты изначально зависело от их повторяемости. Регулярные поступления и расходы относились к обыкновенному бюджету, нерегулярные – к чрезвычайному; последние обычно не рассматривались парламентом. С другой стороны из парламентского контроля выводились и постоянные (неизменные) статьи. Примером того, могут быть расходы на содержание королевского двора в Англии. Неизменные, не рассматриваемые парламентом статьи, присутствовали в бюджетах Англии, Голландии, Германии.

Большинство передовых государств в XIX в. использовало годовые бюджеты[3]. Но в некоторых странах наряду с обычными, ежегодно рассматриваемыми, статьями бюджета существовали статьи, которые рассматривались один раз в несколько лет. Так, по закону 1874 г. военные расходы Германии утверждались один раз в 7 лет. Такая практика также существенно урезала возможности парламента контролировать финансовую деятельность правительства.

В XIX столетии оформилось второе звено финансовой системы – финансы местных органов управления. Быстро росли города, расширялись функций городских властей. Власти в новых масштабах были вынуждены решать проблемы водоснабжения и освещения города, развития общественного транспорта, жилищного строительства и т. п. Это обусловило быстрый рост городских расходов. С другой стороны, во многих странах были проведены муниципальные реформы, направленные на ликвидацию феодальных принципов самоуправления городов[4]. Финансы городов были интегрированы в систему государственных финансов, повысилась степень их экономической зависимости от правительства.

Развитие коммуникаций (и, особенно, строительство железных дорог) обусловило становление в большинстве стран заметного государственного сектора экономики. Причем, на смену «показательным» мануфактурам эпохи первоначального накопления капитала пришли такие государственные предприятия, как телеграф, железные дороги, а в ряде стран военные заводы. В отличие от фискальных регалий работа этих предприятий была ориентирована не столько на получение высоких доходов, сколько на извлечение общесистемных выгод, приносимых предприятиями государству и экономике страны в целом.

Наши рекомендации