Общая характеристика расходов и доходов государств в период первоначального накопления капитала.
Сложные политические и социально-экономические процессы, проходящие в Европе конца XV- начала XVIII вв., не могли не сказаться на структуре государственных расходов и доходов.
Эпоха абсолютизма была эпохой войн и социальных революций, что предопределяло первостепенное значение военных расходов. Они быстро росли в связи с появлением регулярной армии, с развитием артиллерии, фортификации, кораблестроения. Содержание армии требовало огромных средств, а время войн на военные расходы достигали 80 % всех расходов государства. Во время войн Людовика XIV военные расходы Франции составляли 2/3 расходов бюджета. В России при Петре I (в 1710 г.) на военные цели было потрачено 78% государственных средств.
Вместе с тем, в эту эпоху использовались и другие методы финансирования военных компаний. Полководец Тридцатилетней войны Валленштейн организовал снабжение и финансирование своей армии за счет территорий, на которых происходили военные действия; он вел "войну, которая сама себя кормит". За 7 лет командования имперской армией Валленштейн вымогательствами, поборами, прямым грабежом собрал в Германии огромную сумму -- 60 млн. талеров.
Огромных расходов требовало содержание королевского двора. Абсолютизм, как правило, сопровождался демонстрацией роскоши. Это было связано не только с неограниченными возможностями монарха распоряжаться государственной казной, но и с соображениями престижа, демонстрации величия монарха перед собственными подданными и другими державами. Во Франции при Людовике XIV затраты на строительство дворцов только в Версале составили 117 млн. ливров (при годовых доходах государства приблизительно в 70 млн. ливров). Король лишь в 1685 г. купил бриллиантов на сумму 2 млн. ливров.
Значительно возросли расходы на содержание государственного аппарата. Именно в эту эпоху, наряду с традиционными для феодализма методами обеспечения должностных лиц, получает распространение денежное жалование. Появляются категории служащих, живущих на жалование из казны и, в силу того, зависимых от центральной власти.
Дипломатические расходы в период абсолютизма возросли. В XVI в. произошло оформление дипломатической службы, сформировался институт постоянного дипломатического представительства. Передовые страны проводили активную внешнюю политику: финансировали политические мероприятия за рубежом, вели войны чужими руками. При этом дорогостоящие внешнеполитические комбинации не всегда приносили ожидаемые результаты. Так, внешнеполитическая активность Франции при Людовике XIV была чрезвычайно велика, но не эффективна. Стремление полностью контролировать европейскую политику дорого обходился налогоплательщикам. Только в 1672 г. английскому королю заплачено 3 млн. ливров, германским князьям -- 2,5, королю Швеции -- 1,2. При бюджете в 71,3 млн. ливров на внешнеполитические цели расходовалось около 10% бюджета. Эти огромные по тем временам расходы не принесли Франции существенных политических и экономических выгод.
В эпоху первоначального накопления капитала возникают и быстро растут государственные расходы, направленные на экономические цели. Политика протекционизма, покровительство отечественной торговли и предпринимательства требовали от государства значительных расходов. В интересах купечества велись войны, проводились колониальные экспедиции. Развитие национальной промышленности поддерживалось субсидиями, льготными ссудами; строились государственные предприятия, многие из которых впоследствии передавались в частные руки. Вместе с тем, государство стало активно вмешиваться в дела промышленников и торговцев. Например, во Франции в XVII в. были установлены жесткая регламентация производства на экспорт и контроль за качеством продукции. С 1666 по 1683 год было принято 44 регламента репрессий нерадивым промышленникам.
Возросшие государственные расходы вынуждали власти изыскивать новые источники доходов. Существенно изменилась сама структура доходов государства. В период первоначального накопления капитала происходит сокращение удельного веса статей доходов, типичных для классического феодализма: утрачивают прежнее значение доходы от доменов и королевских регалий. Одна группа регалий, связанных с правом государства на оказание общественных (судебных, административных) услуг, постепенно превратилось в пошлины. Другая, связанная с производственно-торговой деятельностью, трансформировалась в государственную монополию. Монополия государств на производство таких товаров, как табак, спирт, соль, порох, приносила (в виде фискальных налогов) огромные доходы в казну.
Эпоха абсолютизма в целом отмечена увеличением роли налогов, причем, особое значение приобрели косвенные налоги. Становление национального рынка и развитие массового мануфактурного производства позволило государствам широко применять акцизы -- налоги на предметы массового потребления, производимые и потребляемые внутри страны. Доходы от акцизов быстро росли: во Франции, например, только за 18 лет руководства Кольбером финансами государства (1665-1683 гг.) поступления в казну от акцизов возросли с 5 млн. до 20 млн. ливров. Косвенные налоги охотно вводились, так как охватывали широкие слои населения, не требовали громоздкого фискального аппарата и на первых порах не вызывали противодействия населения – их бремя наращивалась постепенно. Основная тяжесть косвенных налогов ложилась на трудящихся. Чрезвычайно тяжелым налогом такого рода во Франции был соляной налог (габель), в Испании наиболее ненавистным налогом была алькабала (10%-ный налог с каждой торговой сделки). Злоупотребление этими налогами вызывало народные возмущения, приводило к восстаниям.
Развитие мировой торговли обусловило особое значение таможенных пошлин. Политика протекционизма предполагала высокие на импортные товары и ограничение ввоза. Зачастую вводились экспортные пошлины на сырье. Наиболее ярким проявлением протекционизма был Навигационный акт Кромвеля (1651 г.), в соответствии с которым ввозить неевропейские товары в английские владения могли только английские суда, а товары, произведенные в Европе, могли доставляться только на кораблях стран производителей или английских. Позднее был введен запрет на торговлю английских колоний через порты континентальной Европы. Эти меры защищали интересы английских промышленников и торговцев, они во многом предопределили их победу соперничестве с голландским торговым капиталом.
Возможности прямого налогообложения в эпоху абсолютизма были ограничены. Введение единых прямых налогов наталкивалось на барьеры, создаваемые сословными привилегиями. Если в Англии королевской власти удалось охватить налогами основные сословия, то во Франции и Испании дворянство и духовенство было освобождено от налогов. Их бремя несло только третье сословие. Узко сословный характер налогообложения вызывал недовольство народа, обусловливал трудности сбора налогов. Зарождающая буржуазия стремилась освободиться от налогового бремени путем приобретения дворянских титулов. Власти противодействовали этому: во Франции, например, неоднократно проводилась переаттестация дворянства. В результате такой переаттестации в 1664 г. самозванцы внесли в казну 2 млн. ливров в виде штрафов, а общая численность дворянства снизилась на 40%.
Прямые налоги существовали в виде подушного и поимущественного налогов, которые часто смешивались. Примером последнего служит талья во Франции – крайне тяжелый лично-поимущественный налог с крестьян. Объектом налогообложения было, как правило, имущество, легко поддающееся учету (земля, дом, мастерская). Крупная буржуазия имела при этом преимущества, поскольку значительная часть ее активов была представлена денежными средствами, ценными бумагами, векселями и не улавливалась налогообложением того времени. В эпоху абсолютизма произошел переход от раскладочного метода взимания налогов, при котором общине доводилась общая сумма, самостоятельно распределяемая налогоплательщиками, к кадастровому, при котором имущество оценивается по средней доходности особым реестром -- кадастром.
Во многих странах была распространена практика откупа налогов и сдачи в аренду государственных учреждений. Так, во Франции при Людовике XIV сдача в аренду только почтового ведомства сразу принесла доход 1,2 млн. ливров. В ряде стран существовал легальный рынок государственных должностей, патенты на должности продавались и перепродавались. При Людовике XIV государственный секретарь лично устанавливал "цены" на командные должности в армии. Патент на командование кавалерийским полком стоил 22,5 тыс. ливров, а на командование ротой -- 12 тыс. ливров. В XVI-XVII вв. значительные поступления в казну приносила продажа лицензий. Крупные торговые компании приобретали таким образом исключительные права на ввоз в страну определенных товаров. Так, в Англии только Английская Ост-Индская компания могла ввозить перец и все обязаны были покупать только у нее. Ввозить хлопок в страну могли только члены Левантийской компании, обладающей монополией на торговлю со странами Средиземного моря.
Существенные доходы государствам приносила чеканка монеты. Централизация эмиссии денег увеличила возможности монархов получать эмиссионный доход в силу разницы между номиналом и реальной ценностью денег. Власти часто прибегали к выпуску неполновесных денег.
Бурный рост государственных расходов и их превышение над доходами в эпоху абсолютизма вынуждали власть прибегать к займам. Последствия заимствования для страны часто были разрушительными. Еще в середине XVI в. при императоре Карле V испанская монархия сделала большие займы у немецких банкиров Фуггеров, которым в счет погашения долга были переданы доходы с обширных земель духовно-рыцарских орденов, чьим магистром являлся король Испании. Затем к Фуггерам перешли богатейшие ртутно-цинковые рудники Альмадена. Наследник Карла V Филипп II несколько раз объявлял государственное банкротство, разоряя своих кредиторов и теряя кредит. Для получения в долг новых сумм правительство вынуждено было предоставить генуэзским и немецким банкирам право сбора налогов в отдельных областях и другие источники доходов. Несмотря на приток американского золота, страна переживала тяжелейший финансовый кризис, а драгоценные металлы уходили за границу.
Превышение расходов над доходами вынуждали власти принимать меры по экономии государственных средств. Так, после гражданской войны во Франции (во время правления Людовика XIII) имело место вопиющее несоответствие государственных расходов (36-40 млн. ливров) и государственных доходов (16 млн. ливров). Правительство Ришелье было вынуждено упразднить ряд должностей, сократить штат слуг, урезать расходы на содержание двора.