Формирование основ финансовой системы.
Классическому феодализму были присущи лишь отдельные финансовые категории: налоги, государственные расходы, государственные сметы. В условиях абсолютизма возникла потребность в их увязке. С утверждением централизованной королевской власти происходит формирование основ бюджета: многочисленные сметы, увязывающие определенные статьи доходов со статьями расходов, сводились в единые документы по сальдо (нетто-бюджет), составлялись систематические отчеты. В это время активно проводятся мероприятия по централизации сбора налогов, налаживается отчетность, создается разветвленный фискальный аппарат. Так, во Франции еще во второй половине XV в. появляется так называемая сохранная казна, позволяющая королю сосредоточить в своих руках большую часть государственных доходов; к концу XVI в. появились интенданты -- представители центральной власти в провинциях, ведающие административными, военными и финансовыми делами.
Под влиянием экономического развития начала складываться финансовая система, состоящая из финансов центрального правительства и финансов местных органов власти. Второе звено финансовой системы возникло, прежде всего, на основе финансов средневековых городов, имеющих большие традиции в организации финансов на местном уровне. Несмотря на сохранение многих вольностей, города постепенно подчинялись центральной властью, а их финансы включались в единую финансовую систему государства.
Государственные финансы передовых стран в основном приобрели развитую, денежную форму. Этому способствовал экономический прогресс в Европе, бурное развитие товарно-денежных отношений. Многие государственные служащие за службу стали получать денежное жалование. На смену личным повинностям и натуральным поборам пришли единые, прямые и косвенные, налоги. Этот переход был очень тяжел для населения периферийных в экономическом отношении областей, жители которых вели полунатуральное хозяйство. Они были вынуждены продавать на рынке свой продукт лишь для того, чтобы выплатить налоги. Непосильные налоги часто вели к разорению и опустошению целых районов. Это было типично для Франции и Испании XVI-XVII веков.
Несмотря на значительные достижения в деле мобилизации всех источников доходов абсолютистские государства испытывали перманентные финансовые трудности. Централизованное расходование государственных средств было зачастую неэффективным; финансовая дисциплина в современном ее понимании отсутствовала. С одной стороны, это было обусловлено абсолютной властью монархов, рассматривающих казну как личное имущество. Для мотивировки затрат было достаточно фразы: "Ибо такова моя воля". Множество расходов осуществлялось без всякого отражения в документах. Произвольному расходованию средств способствовало и то, что государственная казна была окружена тайной. Во Франции, например, в XVII в. действовал закон, запрещавший под страхом смертной казни рассказывать о бюджете и обсуждать финансовую деятельность правительства.
С другой стороны, отсутствие финансовой дисциплины "на верху" не могло не сказаться на деятельности финансового ведомства страны и отдельных должностных лиц. Громоздкий государственный аппарат, несмотря на жестокие репрессии, расхищал значительную часть государственных средств. По свидетельству компетентных современников во время Людовика XIV, олицетворявшего высшее могущество монарха, в казну попадало приблизительно 70 млн. ливров из 130-140 млн. собираемых на территории Франции.
В странах, где произошли буржуазные революции, решение важнейших вопросов в области государственных финансов перешло к законодательным органам. В Англии в 1689 г. "Билль о правах" установил право парламента вотировать (обсуждать, утверждать, голосовать) смету доходов и расходов государства). В ходе буржуазных революций были утверждены важнейшие принципы бюджета: единства бюджета, его полноты, реальности и гласности. Реализация этих принципов была направлена на пресечение расточительства государственных средств. Единство бюджетной системы, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации; сосредоточение в бюджете всех государственных доходов и расходов государства; реальность отражаемых в бюджете сумм (недопущение фальсификаций бюджетных росписей); обязанность правительство публиковать бюджет -- все это позволяло парламенту более эффективно контролировать правительство. С ростом влияния парламента происходило движение от бюджета-нетто к бюджету-брутто, в котором государственные расходы и доходы расписаны в виде валовых сумм.