Предпосылки, условия и социальные последствия возникновения кредита.
Зарождение кредита связано с периодом разложения первобытно-общинного строя. Наиболее фундаментальной предпосылкой возникновения кредитных отношений является развитие общественного разделения труда.
Первое крупное общественное разделение труда -- отделение скотоводства от земледелия -- сопровождалось ростом производительности труда и появлением относительных излишков продукции. Оно породило необходимость регулярного обмена и выделение посредника при обмене -- денег. Второе общественное разделение труда -- выделение ремесла -- еще больше стимулировало обмен. Продукция стала производиться заведомо для обмена, а регулярный обмен стал условием производства В роли денег стали выступать металлы. Третье крупное общественное разделение труда -- выделение торговли -- обеспечило связь между производителями и потребителями на значительных пространствах, и тем самым обусловило дальнейшее развитие товарного производства и обмена.
Такие изменения в хозяйственной жизни общества неизбежно вели к появлению частной собственности и имущественного разделения общества. С ростом производительности труда родовая община перестала быть условием экономического выживания своих членов. Она распадалась -- наиболее эффективные производители покидали ее, предпочитая более независимое существование в соседской общине. Следствием разрушения родовой общины было возникновение частной собственности на средства и результаты производства. Деньги ускорили эти процессы: сделки купли-продажи, первоначально охватывающие незначительный круг предметов, постепенно распространяются на все видимые материальные ценности. Не только движимое имущество, но и земля, ранее находящаяся под контролем общины, начинает переходить из рук в руки: продается и закладывается.
Положение обособившихся хозяйств было крайне неустойчиво. Зависимость от погодных условий, стихийные рыночные колебания, значительная разница в производительности труда отдельных производителей предопределяли обогащение одних и разорение других. Торговые экспедиции того времени были рисковыми, но в высшей степени доходными. Они позволяли наживать огромные состояния. Накопление денежных богатств на одном полюсе и нужда в деньгах на другом порождало ростовщичество. Бедный человек заимствовал у богатого и должен был вернуть ссуду с процентами. Первоначально ссуды были по преимуществу натуральные, а с развитием товарно-денежных отношений -- денежные. Обеспечением ссуд служило движимое имущество, земля, личность должника и членов его семьи.
Ростовщический кредит, будучи следствием имущественными дифференциации, способствовал ее усилению. Так, в период разложения родового строя в Греции (VII-VIII вв. до н. э.), у родовой аристократии сосредоточились огромные денежные средства, добытые путем торговли и морского разбоя. Мелкое крестьянство разорялось и было вынуждено брать ссуды под залог земельных участков. Это приводило к концентрации земельной собственности у аристократии и обезземеливанию малоимущих. Кредиторы ставили ипотечные камни с надписями, содержавшими имя заимодавца, сумма и условия погашения. Если кредит не возвращался, земля переходила кредитору. Гесиод описывая эту эпоху свидетельствует: "Аттика покрылась камнями. Ипотечные камни без конца сковали чернеющие поля матери-земли".
Неизбежным спутником ростовщичества в раннеклассовых обществах было долговое рабство. Обычным явлением становятся сделки самозаклада: ссуды обеспечивались личностью должника (и членов его семьи). В случае невозвращения долга должник попадал в личную зависимость к кредитору. В Греции несостоятельные должники пополняли ряды так называемых фетов и гектомориев, обязанных обрабатывать землю кредитора за часть урожая. Но наиболее тяжкой формой ответственности за ссуду было полное рабство с правом продажи за границу. Подобная практика разрушала ранее существующие традиции и вызывала острые социальные конфликты. Рабовладельческое государство на ранних этапах своей истории было вынуждено вмешиваться в эти процессы. Так, Законы Хамураппи (нач. II тыс. до н. э.) ограничивали долговое рабство 3-х летним сроком, а во многих полисах Греции было запрещено продавать рабов-должников за границу. Реформы Солона, положившие начало афинской демократии (594 г. до н. э.), в качестве важнейшего звена включали "стряхивание бремени" (сейсахтею). Сейсахтея предполагала удаление долговых камней с земельных участков и запрещение ссуд под залог личности заемщика.