Собственность как экономическая категория, ее формы и оценка.
Собственность как экономическая категория, ее формы и оценка.
Две стороны собственности:
1. отношение чел к вещи.(т.е это пользование)
2. отношение чел к чел ( это присвоение)
1.Собственность – отношения в которых 1чел-к чувствует себя хозяином, распоряжается конкретным жизненным пространством , а 2чел не чувствует себя таковым.
2.Собственность-объективно-субъективное отношение, где объект- вещи, матер условия и результаты производства, а субъекты-люди, вступающие в отношения по поводу этих вещей.
3.Собственность –отчуждение вещи в пользу определенного лица.
Для экон-й трактовки собственности особое значение имеет характер объекта присвоения, его экон-я категория. Для экономиста главной формой реализации собственности выступает присвоение дохода.
Экон-й подход к реализации собственности предполагает установление и поддержание в нац-й эк-кебалансасоц-х интересов.
Собственность в экон-м смысле выражает объективно складывающиеся в пр-се произв-ваотнош-я м/д людьми по поводу использования факторов произв-ва и присвоения полезного эффекта.
Формы собственности:
1. Частная: (относится все, что не явл-ся собственностью гос-ва)
- Индивидуальная (объект собственности принадлежит конкретному ФЛ)
- групповая или партнерская (средства произв-ва принадлежат группе ФЛ и ЮЛ, ведущих совместную ПД на основе материальной ответственности за результаты хозяйствования)
- корпоративная (собственник группа ФЛ и ЮЛ владеющие– ЦБ.
2. Государственная:
- республиканская
- местная (коммунальная)
Основные подходы к оценке:
1. доходный (рассчитываются будущие доходы и другие преимущества от владения, использования и распоряжения данным объектом)
2. затратный – основан на предположении что информированный покупатель не заплатит за собственность больше, чем стоимость замещающего объекта той же полезности.
3. рыночный (базируется на рыночной информации. )
4. Для повышения эффект-инац-й эк-ки происходит приватизация. Приватизация м.б. на аукционе или в форме аукционирования.
Сущность конкуренции и ее виды: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Конкуренция – соперничество м/уучастниками рыночных отношений за выгодные условия хозяйствования, что сопровождается повышением эффективности производства.
основные модели рынка продукта:
1.Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка продукта, когда никто из участников не может оказать решающего воздействия на процессы купли-продажи.
2.Несовершенная конкуренция – такое состояние отраслевого рынка, когда свобода ценообразования и автономность принятия решения заметно ограничены.
Основной чертой несоверш. конкуренции явл. монополизм.
Монополизм – такая экон ситуация когда крупный хоз субъект обладает на рынке продукта особой эконом властью и использует ее для получения собственной выгоды. Проявление монополист деят-ти: взвинчивание цен, снижение рентабельности произ-ва(рост расходов на рекламу), инфляция издержек произ-ва (нарушение порядка ценообразования), торможение НТП, манипулирование условиями поставок, создание ограничений по доступу на рынок, снижение качества продукции и др.
Несовершенная конкуренция проявляется как: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Чистая (абсолютная) монополия– такая ситуация на рынке продукта когда в качестве поставщика выступает лишь одна фирма.
Олигополия– особое состояние рынка продукта на котором эконом власть разделена между несколькими крупными хоз субъектами.
Монополистическая конкуренция – продавец контролирует производство и сбыт определ товара включая уровень цены (монополия производителя основанная на дифференциации продукта).
Методы расчета ВНП
1. По расходам (метод конечного использования).суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП
ВНП = Y = C + I + G + NX,где C – личные потребительские расходыI – валовые частные внутренние инвестиции. G – государственные закупки товаров и услуг (не входят трансфертные платежи. ) NX – чистый экспорт.
2. По добавленной стоимости (производственный метод).суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП.
ВНП = Σ Добавленная стоимость + Косвенные налоги – Государственные субсидии.
3. По доходам (распределительный метод).суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).
ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.
Собственность как экономическая категория, ее формы и оценка.
Две стороны собственности:
1. отношение чел к вещи.(т.е это пользование)
2. отношение чел к чел ( это присвоение)
1.Собственность – отношения в которых 1чел-к чувствует себя хозяином, распоряжается конкретным жизненным пространством , а 2чел не чувствует себя таковым.
2.Собственность-объективно-субъективное отношение, где объект- вещи, матер условия и результаты производства, а субъекты-люди, вступающие в отношения по поводу этих вещей.
3.Собственность –отчуждение вещи в пользу определенного лица.
Для экон-й трактовки собственности особое значение имеет характер объекта присвоения, его экон-я категория. Для экономиста главной формой реализации собственности выступает присвоение дохода.
Экон-й подход к реализации собственности предполагает установление и поддержание в нац-й эк-кебалансасоц-х интересов.
Собственность в экон-м смысле выражает объективно складывающиеся в пр-се произв-ваотнош-я м/д людьми по поводу использования факторов произв-ва и присвоения полезного эффекта.
Формы собственности:
1. Частная: (относится все, что не явл-ся собственностью гос-ва)
- Индивидуальная (объект собственности принадлежит конкретному ФЛ)
- групповая или партнерская (средства произв-ва принадлежат группе ФЛ и ЮЛ, ведущих совместную ПД на основе материальной ответственности за результаты хозяйствования)
- корпоративная (собственник группа ФЛ и ЮЛ владеющие– ЦБ.
2. Государственная:
- республиканская
- местная (коммунальная)
Основные подходы к оценке:
1. доходный (рассчитываются будущие доходы и другие преимущества от владения, использования и распоряжения данным объектом)
2. затратный – основан на предположении что информированный покупатель не заплатит за собственность больше, чем стоимость замещающего объекта той же полезности.
3. рыночный (базируется на рыночной информации. )
4. Для повышения эффект-инац-й эк-ки происходит приватизация. Приватизация м.б. на аукционе или в форме аукционирования.