Подъемы с фиксированием поз на вытянутой вверх руке
Все без исключения подъемы с фиксацией поз на одной руке партнера производятся при активном участии другой его руки. Положение руки описано в примерах.
Переходить к изучению подъемов с фиксацией на одной руке можно только тогда, когда координация движений учеников станет свободной.
Пример 1. Подъем ученицы с поддержкой под поясницу.
Ученица стоит в V позиции на пальцах, правая нога впереди, руки в 3-й позиции.
Ученик — позади нее, руки на ее талии.
Ученица сгибает левую ногу, колено направлено вперед (не выворотно), носком касается колена опорной ноги (с левой стороны) .
Ученик немного приседает и переводит правую руку на по ясницу ученицы. Указательный и большой пальцы на линии пояса, ладонь плотно прижата к крестцу. Левая рука чуть ниже колена левой ноги ученицы (рис. 97).
Ученица делает demi plié и прыгает вверх, сильно оттолкнувшись от пола правой ногой. В этот момент ученик двумя руками резко поднимает ее, и, когда его правая рука выпрямляется в локте, ученица плавным движением перегибается назад в пояснице и плечевом поясе. Это дает возможность ученику удержать ее на одной руке. Затем ученик раскрывает левую
\
97. Подъем на однуруку с упором подпоясницу
руку во 2-ю позицию, и ученица остается на одной его правой руке. Ее левая нога вытягивается и присоединяется к правой по V позиции.
Левая нога ученицы, согнутая в колене, во время подъема должна быть «закреплена» в тазобедренном суставе (т. е. неподвижна), что помогает ученику поднять ученицу обеими руками.
Возвращение ученицы на пол производится в следующем порядке: ученик переводит левую руку под ее диафрагму, а она плавно придает своему корпусу вертикальное положение. Удерживая ученицу на обеих руках, ученик мягко опускает ее на пол в demi plié.
Существует разновидность такого приема поддержки, когда перед подъемом ученик поддерживает ученицу правой рукой под поясницу, левой — за нижнюю часть голени ее левой ноги.
В прыжке ученица резко выпрямляет левую ногу, как бы желая встать на нее, этим она значительно облегчает подъем ученику.
Страхующий должен стоять у правого плеча ученика и держать левую руку под поясницей ученицы.
Пример 2. Подъем ученицы в положение «сидя».
Исходное положение такое же, как в предыдущем примере.
Ученик глубоко приседает и переводит левую руку чуть ниже колена левой ноги ученицы, правую — основанием ладони под ягодичные мышцы.
Ученица переходит с пальцев на всю стопу в demi plié и, сильно оттолкнувшись от пола, прыгает вверх. В этот момент ученик двумя руками поднимает ее, а затем, отпустив левую руку, удерживает на одной в положении «сидя».
08. Положения «сидя» на руке партнера
Во время подъема корпус ученицы чуть прогнут в пояснице, лопатки сомкнуты, мышцы таза предельно напряжены.
В завершающем положении ее позы могут быть различными, в зависимости от задания преподавателя (рис. 98).
Возвращение ученицы на пол осуществляется следующими приемами: ученик левой рукой снова берет ученицу за левое колено, опускает ее до уровня груди, а затем глубоко приседает и ставит на пол на одну ногу.
Ученица, сидя на одной руке ученика, вытягивает левую ногу и принимает в воздухе V позицию. Ученик переводит левую руку иод ее диафрагму и двумя руками опускает на пол на обе ноги.
Тем же приемом ученик опускает ученицу до уровня груди, затем она принимает позу «рыбка» лицом к точке 7, а он охватывает левой рукой ее талию снизу, правой — бедро ее правой ноги сверху. Эта же поддержка исполняется с подбрасыванием ученицы.
Пример 3. Saut de basque ученицы с завершением в положении «сидя» на одной руке ученика.
Ученица стоит лицом к точке 8 на левой ноге, в позе effacée назад на полу; правая рука в 3-й позиции, левая — во 2-й. Ученик — за ней, на расстоянии трех-четырех шагов по диагонали из точки 8 в точку 4, в такой же позе.
Ученица делает короткое pas chassé с правой ноги, затем saut de basque (3/4 поворота в воздухе) с таким расчетом, чтобы оказаться на уровне груди ученика в положении «сидя». Таким образом, ее левый бок оказывается перед грудью ученика.
В момент pas chassé ученицы ученик глубоко приседает на обеих ногах и, когда она поворачивается к нему левым боком, подхватывает ее: правой рукой под ягодичные мышцы, левой — под колено левой ноги.
Прыжок ученицы облегчает подъем. В момент фиксации позы ученик отпускает левую руку.
Страхующий стоит за учеником, у его правого плеча. Прием возвращения ученицы на пол описан в предыдущем примере.
Пример 4. Grand jeté ученицы в позе attitude ejfacëe с фиксацией позы на одной руке ученика.
Ученица стоит спиной к точке 4, на левой ноге, в позе croisée вперед на полу. Ученик за ней у ее левого плеча, правая рука на ее правом боку (ближе к правой лопатке), левой рукой он держит левую руку ученицы ладонь в ладонь. Ноги в той же позиции, как у ученицы.
Ученица делает pas glissade и grand jeté в позе attitude effacée в направлении точки 8 по диагонали. Ученик, делая с ней pas glissade, подводит ее левую руку, выпрямленную в локте, к ее бедру и в момент прыжка поднимает ученицу двумя руками. Левой рукой она сильно опирается на кисть его левой руки, не поднимая при этом плеча.
Как только правая рука ученика принимает на себя тяжесть корпуса ученицы, левая раскрывается в сторону. При первоначальном изучении ученик не отпускает руку ученицы (рис. 99).
Возвращение ученицы на пол осуществляется следующими приемами: ученик снова берет кисть левой руки ученицы и подводит к ее бедру. Она, не выпрямляя корпуса, соединяет ноги
99. Прыжок jeté в позе attitude effacée с поддержкой одной рукой за руку, другой -
под поясницу
в V позицию. Ученик, приседая, возвращает обеими руками ученицу на пол в demi plié.
Ученик поддерживает ученицу левой рукой под диафрагму, и она заканчивает прыжок в позе attitude или I — II arabesques.
Страхующий стоит за спиной ученика, у его правого плеча, и в случае надобности поддерживает ученицу под спину.