Поддержка двумя руками за талию
ПРИЕМЫ ПАРТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ
В партерных поддержках дуэтного танца имеется три основных приема: поддерживание танцовщицы двумя руками за талию, двумя руками за руки, одной рукой за руку или за талию.
Кроме того, можно поддерживать танцовщицу и сочетая эти приемы. Они изучаются в статичных положениях, при перемене поз путем passé, grand rond de jambe и т. д., при переходах из позы в позу с помощью связующих и вспомогательных движений, при поворотах, обводках, турах, наклоне и port de bras, a также при возвращении ученицы в первоначальную или другую позу.
Ученик должен находить положение устойчивости (равновесия) ученицы на пальцах как в позах, так и в различных переходах. Это его основная задача в партерных поддержках.
В первой части мы рассматриваем основные приемы партерной поддержки. Все изложенное в ней следует изучать согласно программе.
Партерным поддержкам нужно уделять особое внимание, ибо это облегчит усвоение поддержек воздушных.
Составляя танцевальные комбинации, преподаватель должен возможно больше варьировать сочетания различных движений, для того чтобы учащиеся обрели свободу в дуэтном танце.
Малые и большие позы
Поддержка в малых и больших позах изучается в статичных положениях и с различных подходов. Например, когда партнеры делают одновременно шаг в сторону, или он стоит на месте, а она делает шаг к нему, или оба одновременно делают шаг навстречу друг другу. После любого вида подходов ученица принимает заданную позу.
Ученик должен уметь поддерживать ученицу в больших и малых позах, стоя позади нее, рядом с ней и лицом к ней. В дальнейшем малые и большие позы изучаются с поддержкой двумя руками за руки и одной рукой.
Когда позам с шага предшествует другое движение, оно может исполняться и без поддержки. Во время такого движения, иногда целой комбинации ученик двигается вместе с ученицей
6. Четыре arabesques с поддержкой двумя руками за талию
* Для краткости описания условимся, что все движения начинаются с правой ноги, в правую сторону, но изучать их следует и с левой ноги, в левую сторону. Есть движения, которые изучаются только в одном направлении. Они в каждом отдельном случае оговорены.
2!
7. Attitude effacée и croisée
8. Поза écartée вперед и назад
9. Поза croisée вперед и поза effacée вперед 22
и только перед шагом подхватывает ее, помогая сохранить устойчивость на пальцах в заданной позе.
Если ученик стоит на месте, а ученица подходит к нему, она должна рассчитать подход и шаг так, чтобы оказаться на расстоянии, удобном для поддержки. В тех случаях, когда партнеры идут навстречу друг другу, они оба должны рассчитать подход и остановиться на таком расстоянии, чтобы ученику была удобно подхватить ученицу с шага.
В период обучения от ученика следует требовать не механического, а сознательного исполнения поддержек. Он должен следить за тем, чтобы его позы гармонировали с позами ученицы. Правильность приемов поддержки надо сочетать со скульптурностью поз и сценической формой. Партнер должен стоять от партнерши возможно дальше, чтобы не заслонять ее собою и чтобы между их фигурами было пространство.
Комбинацию temps lié на 90° полезно изучать с поддержкой. Эта комбинация включает различные переходы из позы в demi plié, из demi plié в позу, а также требует синхронного движения партнеров.
Большие позы с поддержкой двумя руками за талию см. на рис. 6, 7, 8, 9.
Повороты
Поворотами в дуэтном танце называются различные виды вращений танцовщицы на пальцах одной или обеих ног, когда танцовщик, стоя на месте, поворачивает ее.
Сначала повороты изучаются в очень медленном темпе, для того чтобы ученик во время вращения научился держать ученицу в положении устойчивости.
Полным поворотом называется поворот на 360°. Неполным — на '/'4, '/г или 3/4 круга. В неполных поворотах по V позиции, а также в поворотах типа battement soutenu на пальцах ученик стоит позади ученицы, поддерживая ее двумя руками за талию.
Во время demi plié ученицы перед поворотом ученик чуть смещает руку по линии ее пояса в сторону, противоположную
10. Исходное положение перед поворотом en dedans
повороту, и дает легкий посыл на поворот (рис. 10). Она не начинает поворота до этого посыла.
В тех случаях, когда ученица делает поворот без demi plié, она также ждет, пока ученик сдвинет руки по линии ее пояса и даст посыл на поворот.
При повороте вправо правая рука ученика сдвигается немного вперед, а левая назад, к позвоночнику. Затем он медленно поворачивает ученицу, все время повторяя это движение рук, и останавливает ее в заданной позе. Вращение ученицы должно быть ровным, плавным, без толчков.
Затем изучаются неполные и полные повороты, во время которых ученица меняет исходную позу путем passé, grand rond de jambe и других движений.
После таких поворотов ученик должен найти для себя удобное положение, сделав для этого шаг или выпад в сторону, назад или вперед, в зависимости от позы ученицы.
Например, ученица стоит на левой ноге, правая поднята на 90° в сторону, руки во 2-й позиции. Ученик стоит позади, руки на ее талии. Он чуть смещает их по линии ее пояса (правую — назад, левую — вперед) и медленно поворачивает ученицу влево. В начале поворота ученица начинает passé правой ногой, одновременно поднимая руки в 3-ю позицию. Оказавшись лицом к точке 2, она принимает позу attitude croisée. Ученик в этот
11. Поворот из положения à la seconde на 90° в позу attitude croisée (через passé)
12. Положение à la seconde на 90° лицом к партнеру
момент делает шаг или выпад в направлении точки 2 в зависимости от задания (рис. 11).
Изучение поз с шага (описанных в разделе «Малые и большие позы») следует сочетать с неполными поворотами.
Например, ученица стоит в V позиции en face, правая нога впереди. Ученик стоит рядом, справа от нее на расстоянии одного шага. Она делает правой ногой шаг в сторону и с полуповоротом, встав на пальцы правой ноги лицом к нему, левой делает développé à la seconde на 90°, поднимая руки в 3-ю позицию. Ученик подхватывает ее двумя руками за талию и удерживает в положении устойчивости (рис 12).
Другие виды поворотов
Вдуэтном танце есть такой вид поворотов, когда танцовщик смещает руки по линии пояса танцовщицы и одним резким движением дает посыл на поворот, напоминающий форс * к турам. Такими поворотами являются неполный поворот à la seconde на 90°, grand fouetté, grand fouetté en tournant.
Пример: ученица в положении en face стоит на левой ноге, правая поднята à la seconde на 90°, руки во 2-й позиции. Ученик стоит за ней, держа руки на ее талии. Смещая свою правую руку назад, левую вперед, он резким движением дает посыл — форс на поворот в левую сторону (en dedans), оставляя руки на ее талии. В повороте руки ученицы переходят в 3-ю позицию, работающая нога остается в положении à la seconde на 90° до тех пор, пока носок этой ноги и правое плечо не дойдут до точки 6. Затем ученица самостоятельно доворачивается до позы attitude croisée, а ученик останавливает ее в этой позе, делая выпад или шаг в сторону точки 2.
* Форс как балетный термин подробно объяснен в книге А. Я. Вагановой «Основы классического танца».
Во всех видах grand fouetté en tournant, en dehors и en dedans с переходом или без перехода с пальцев в demi plié ученик пользуется тем же приемом поддержки, что и при неполном повороте ученицы à la seconde на 90°.
Все виды поворотов изучаются в следующих положениях: партнеры находятся рядом, стоя лицом к лицу, ученик опускается на одно или оба колена. При изучении поворотов рекомендуется не перегружать комбинацию сложными положениями и учитывать успеваемость учащихся. Чрезмерная вариационность затрудняет усвоение материала.
Обводки
(tours lent)
Обводка — это такой вид движения, когда танцовщица стоит на одной ноге, а танцовщик, поддерживая ее за талию или за руки, идет по кругу, поворачивая ее.
В обводках в малых и больших позах ученик, держа ученицу двумя руками за талию, идет по условному кругу, центром которого является носок ее опорной ноги. При повороте в правую сторону ученик делает первый шаг левой ногой, правая нога' приставляется к пятке левой ноги. При повороте в левую сторону — наоборот. Шаги делаются по кругу без отклонений.
Ученица помогает ученику при обводке, подавая вперед по ходу вращения пятку опорной ноги.
Обучение обводкам начинают в медленном темпе.
В начале обучения исходная поза ученицы не меняется. Затем обводки изучаются с переменой поз с помощью passé, grand rond de jambe и других движений.
После усвоения основного приема обводки нужно переходить к более сложной форме. Ученик двигается по кругу обыкновенным шагом и находится не за ученицей, а рядом или лицом к ней. Ученик находится рядом с ученицей, но отступает по кругу спиной.
Туры
Перед изучением туров с поддержкой необходимо объяснить общие правила и практически освоить приемы подготовок к турам (préparation).
Ученицы должны знать, что в турах с партнером соблюдаются те же правила, что и в сольном танце, только тогда ученик сможет помочь ученице увеличить количество туров.
В процессе занятий вырабатывается чувство взаимного темпа партнеров. Этому содействует изучение различных видов préparations.
13. Préparation перед турами с IV позиции имомент вращения
В таких упражнениях, исключающих вращение, ученик должен уловить и осмыслить различные перемещения центра тяжести ученицы, переходы в demi plié до и после условного вращения, ось устойчивости ученицы, нужное расстояние при поддержке в момент взятия форса ученицей. Преподаватель следит, чтобы поза ученика была эстетична.
Не изучив подготовок к турам, ученик не сумеет помочь ученице во время вращения и увеличить количество ее туров.
Пример: préparation перед туром с IV позиции en dehors. Ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении.
Ученик стоит за ученицей, держа ее двумя руками за талию. Она делает demi plié, relevé на пальцы левой ноги (правая в положении sur le cou-de-pied спереди), руки в 1-й позиции. Затем ученик перемещает центр тяжести тела ученицы с одной ноги на две, чуть отводя ее корпус на себя, и одновременно отставляет назад свою правую ногу. Только после этого ученица принимает IV позицию (правая рука — в 1-й позиции, левая — во 2-й ладонями вниз).
Затем ученица, пропуская вращение, встает на пальцы левой ноги (правая sur le cou-de-pied спереди) и одновременно резко переводит левую руку в 1-ю позицию. Ученик перемещает центр тяжести тела ученицы с двух ног на одну, слегка переводя ее корпус вперед (рис. 13).
Условный тур ученица завершает в малую или большую позу, заданную преподавателем.
Préparation перед турами с IV и V позиции en dehors и en dedans сначала изучается en face в очень медленном темпе, а в дальнейшем épaulement, т. е. к точке 2 или 8.
При изучении любых туров с поддержкой в момент вращения руки ученицы принимают следующие положения:
условную 1-ю позицию (т. е. заведены одна за другую);
условную 3-ю позицию. В этом случае они подняты прямо над головой, без отклонений вперед или назад, так, чтобы через
14. Три положения рук ученицы во время туров
центр вращающейся фигуры можно было провести воображаемую прямую линию. Кроме того, руки могут быть скрещены на груди и плотно прижаты к торсу, чтобы не задеть стоящего рядом партнера. Данная позиция встречается в сценической практике (рис. 14).
Основные задачи ученика во время поддержки в турах заключаются в следующем.
При подходе или подготовке ученицы к турам ученик перемещает центр тяжести ее тела и помогает ей найти правильное и удобное положение для взятия форса на вращение.
Во время вращения ученик сохраняет устойчивость ученицы и, если она отклоняется от вертикальной оси вращения, возвращает ее в правильное положение.
Останавливая ученицу в заданной классической позе, ученик следит за тем, чтобы не нарушить ракурса ее позы.
В сценической форме туров положение ноги ученицы должно быть не sur le cou-de-pied, a чуть выше средней части голени.
В начале обучения ученице не следует задавать более одного тура и разрешать ученику помогать вращению.
В старших классах при исполнении ученицей трех и более туров ученик должен помочь вращению, для чего во время demi plié ученицы перед туром он чуть сдвигает руки по линии ее пояса в сторону, противоположную вращению, и в момент, когда она берет форс, усилием обеих рук увеличивает его.
Если во время туров ученица отклоняется от вертикальной оси вращения, т. е. теряет устойчивость, ученик мгновенно, легким толчком возвращает ее в правильное положение. В зависимости от исполнения туров в быстром или медленном темпе остановка вращения должна быть резкой или плавной. В том и другом случае ученик останавливает ученицу в точно заданном положении, т. е. не нарушает ракурса классической позы.
15. Положение рук ученика на талии ученицы во время туров
Для того чтобы как можно меньше тормозить вращение ученицы во время большого количества туров, ученик поворачивает руки ладонями вниз и касается ее талии только раскрытыми большим и указательным пальцами (рис. 15).
В сценической практике во время исполнения танцовщицей большого количества туров одна рука танцовщика как бы «следит» за устойчивостью танцовщицы, в то время как другая легким подталкиванием помогает вращению.
Любая помощь, оказанная танцовщице во время туров, должна быть предельно лаконичной и незаметной для зрителя.
Каждая танцовщица берет форс и делает туры со свойственными ей особенностями, например короткое plié и резкий, сильный форс, мягкое plié и вялый форс, отклонение от вертикальной оси вращения вперед, назад, вправо или влево и т. п. Поэтому танцовщику необходимо уловить, почувствовать эти едва заметные нюансы и в каждом отдельном случае, применяясь к ним, помочь танцовщице исполнить заданное количество туров.
Количество и красота туров в дуэтном танце во многом зависят не только от способности и умения танцовщицы, но и от чувства взаимного темпа и ловкости танцовщика.
ТУРЫ С IV ПОЗИЦИИ. После demi plié в IV позиции ученица берет форс и делает тур en dehors, как в сольном танце.
Во время тура кисти рук ученика охватывают талию ученицы, едва касаясь ее, и не сдвигаются по линии ее пояса вперед и назад. Останавливая вращение, ученик сжимает талию ученицы кистями обеих рук, не сгибая при этом пальцев.
Завершать туры с IV позиции нужно во все малые и большие позы.
ТУРЫ С V ПОЗИЦИИ. Подготовка к турам с V позиции — relevé на пальцы на одну ногу; другая — sur le cou-de-pied спереди или сзади.
Туры изучаются en dehors и en dedans с завершением в малые и большие позы.
16. Исходное положение перед турами en dehors из позы croisée
Правила поддержки в турах с V позиции те же, что и в турах с IV позиции.
ТУРЫ EN DEHORS ИЗ ПОЗЫ CROISÉE. Ученица в позе croisée на левой ноге, правая поднята на 45° и чуть согнута в колене. Правая рука в 1-й позиции, левая — во 2-й. Ученик стоит за ней, поддерживая ее двумя руками за талию (рис. 16). Затем ученик смещает руки по линии ее пояса, правую — вперед, левую — назад, и энергичным усилием обеих рук дает посыл к вращению (прием пуска волчка). В этот момент ученица берет форс и делает тур en dehors. Во время туров ученик оставляет руки на талии ученицы и соблюдает общие правила поддержки в турах, удерживая ее в строго вертикальном положении.
В учебной практике полезно сочетать туры из позы croisée с турами с IV позиции. Туры с IV позиции завершаются в положе-. нии à la seconde на 90°, затем делается passé с завершением в позу croisée и т. д.
Туры из позы croisée изучаются с переходом ученицы в demi plié и без перехода в demi plié перед взятием форса.
Во втором случае ученица перед взятием форса остается на пальцах.
ТУРЫ ИЗ ПОЗЫ I ARABESQUE. Ученица в позе 1 arabesque на левой ноге. Ученик поддерживает ее двумя руками за талию. Затем он сдвигает руки по линии ее пояса, правую — назад, левую — вперед, и усилием обеих рук дает посыл к вращению, одновременно придавая корпусу ученицы вертикальное положение. В этот момент ученица берет форс и делает тур en dedans, переводя руки в 3-ю позицию (рис. 17).
Этот же прием поддержки используется при изучении туров из позы III arabesque (ученик стоит позади ученицы); из позы IV arabesque (оба стоят лицом друг к другу); из позы écartée (ученица на левой ноге в позе écartée спиной к точке 8, ученик стоит лицом к ней).
Все вышеперечисленные позы являются исходным положением перед турами ученицы. Туры следует изучать en dehors и
17 Туры из позы I arabesque en dedans
en dedans, с переходом ученицы в demi plié перед взятием форса и без plié
ТУРЫ С ШАГА, С TOMBÉ, С PRÉPARATION DÉGAGÉ. В дуэтном танце существует группа туров, которые танцовщица начинает исполнять самостоятельно, а танцовщик подхватывает ее уже во время вращения.
Эти туры изучаются с различного рода préparation.
Пример 1. Ученица лицом к точке 7 на левой ноге, в позе II arabesque (на полу). Ученик позади нее на расстоянии двух шагов в такой же позе. Ученица, поворачиваясь к ученику,
18 Préparation перед турами с шага и момент вращения
делает шаг на правую ногу, а затем, встав на пальцы левой, делает тур en dehors, одновременно поднимая руки в 3-ю позицию. Ученик вытягивает правую руку вперед ладонью вниз и, встречая идущую на него ученицу, удерживает ее в строго вертикальном положении. Левой — всей плоскостью ладони — также поддерживает ученицу за талию по линии пояса (рис. 18).
Пример 2. Ученица исполняет tours chaînés по диагонали от точки 6 к точке 2 и, не доходя до ученика двух шагов, делает tombé на правую ногу, а затем, перейдя на пальцы левой,— тур en dehors. Ученик поддерживает ее во время вращения приемом, описанным в первом примере.
Пример 3. После заданного количества tours chainés ученица, сделав plié на левой ноге, переходит на пальцы правой и делает туры en dedans.
ТУРЫ С IV ПОЗИЦИИ A LA SECONDE НА 90°. Ученица в IV позиции, правая нога впереди, положение croisé, правая рука в 1-й позиции, левая — во 2-й.
Ученик стоит с левой стороны от ученицы на расстоянии, при котором она, делая тур, не может задеть его поднятой ногой (рис. 19). Затем ученица делает тур en dedans в положении à la seconde на 90°, как в сольном танце, переводя руки в 3-ю позицию. Когда поднятая нога ученицы прошла мимо ученика, он делает большой шаг к ней и, поддерживая ее двумя руками за талию, останавливает в заданной преподавателем позе.
Завершающим положением вышеописанных туров может быть поза attitude croisée, поза III arabesque и др.
Остановки следует изучать с переходом в demi plié, a также без plié в позах на пальцах.
19. Исходное положение перед турами с IV позиции à laseconde на 90° (en dedan»v
ПОДДЕРЖКА ЗА РУКИ
Позиции рук танцовщицы, принятые в классическом танце, сохраняются и в дуэтном танце. При поддержке, когда это необходимо, поворачиваются только кисти ее рук ладонями вверх или вниз.
Танцовщик может держать танцовщицу за кисть сверху, ладонь в ладонь или за запястье *.
Если танцовщик держит танцовщицу за кисть сверху, его ладонь ложится на кисть ее руки, а концы пальцев, сгибаясь, упираются в ее ладонь. Такой прием поддержки легче всего усваивается в следующем положении: ученик стоит позади, руки ученицы во 2-й позиции (рис. 22).
За кисть можно взять и так, чтобы ладони партнеров со-
22. Поддержка за кисти рук
* Имеется в видунижняя часть предплечья.
23. Положение рук ладонь в ладонь 35
24. Поддержка за запястья
25. Поддержка за локти обеих рук
прикасались, а пальцы плотно охватывали кисти друг друга (рис. 23).
При поддержке за запястье танцовщик не должен касаться кисти руки танцовщицы (рис. 24).
Можно поддерживать партнершу за локти обеих рук. Этот прием в основе не отличается от поддержек за запястье (рис. 25).
Вне зависимости от приема поддержки партнеру всегда следует сохранять позиции рук партнерши, принятые в классическом танце.
Помимо этого, существуют другие приемы. Например: танцовщик поддерживает танцовщицу одной рукой за руку, а другой одновременно за талию, она держится двумя руками за руку танцовщика и пр.
Повороты
При неполных поворотах по V позиции, а также при поворотах типа battement soutenu на пальцах танцовщик дает посыл к повороту двумя руками, танцовщица поворачивается на 'Д. '/г или
целый круг, после чего танцовщик останавливает ее, взяв снова за обе руки, или переводит руки на ее талию.
Этих же правил следует придерживаться, исполняя связующие движения (pas de bourrée en tournant и flic-flac en tournant), если перед началом движения танцовщик держит танцовщицу за обе руки.
ОСНОВНОЙ ПОВОРОТ НА 360° С ПОДДЕРЖКОЙ ЗА ОБЕ РУКИ. Ученица стоит спиной к точке 1, на пальцах правой ноги, левая sur le cou-de-pied сзади; правая рука в 3-й позиции ладонью к партнеру, левая—в 1-й позиции ладонью вниз. Ученик — лицом к партнерше. Правой рукой, обращенной ладонью к ученице, он берет ее за кисть правой dvkh. ладонь в ладонь (рис. 26).
Из этого положения начинается поворот, в котооом руки ученика делают три движения.
Первое движение: ученик раскрывает левую руку в сторону, поворачивает ученицу спиной к себе. Правая рука остается в 3-й позиции и сохраняет устойчивость ученицы.
Второе движение: ученик раскрывает сначала правую руку в сторону, а затем переводит левую в 3-ю позицию.
Третье движение: ученик переводит правую руку в 1 -ю позицию и поворачивает ученицу лицом к себе.
Во время поворота ученица содействует вращению легкой подачей бедра и пятки опорной ноги по направлению вращения, сохраняя при этом выворотность и не меняя положения корпуса. Для удобства поддержки ученик после каждого движения делает шаг вперед или назад, строго сохраняя позиции рук ученицы.
После остановки можно сделать поворот в обратную сторону.
Первоначально поворот изучается с остановкой после каждого изменения позиций рук ученицы. Когда прием хорошо усвоен, можно переходить к безостановочным поворотам, увеличивая скорость.
Другие виды поворотов
При неполном повороте à la seconde на 90° и grand fouetté en tournant ученик перед началом движения, держа ученицу двумя руками за обе руки, дает ей посыл на поворот, затем переводит руки на талию ученицы, останавливая ее в нужной позе.
Если после поворота ученик снова берет ученицу за руки, он должен делать это в момент окончания поворота.
Исполняя движения, ученик может стоять позади ученицы или лицом к ней, поддерживая ее за кисть сверху, ладонь в ладонь, за запястье, за локти. (В этом случае ученик стоит позади ученицы и поддерживает ее двумя руками снизу за обе руки, чуть выше локтевого сустава.)
В grand fouetté из положения effacé с поддержкой за две руки ученик как бы «провожает» руки ученицы, не мешая их движению.
Обводки
В обводках за две руки ученик идет обыкновенным шагом по условному кругу, центром которого является носок опорной ноги ученицы.
Если поворот производится в левую сторону, то первый шаг надо делать правой ногой, если же в правую, то левой.
В тех случаях, когда ученик, обводя ученицу, двигается спиной по кругу (отступает назад), он также идет обыкновенным шагом. Но в этом случае, если поворот производится в правую сторону, первый шаг следует делать правой ногой, если в левую, то левой.
Ученица содействует повороту так же, как и при обводке двумя руками за талию.
Обводки изучаются сначала в медленном темпе, без изменения позы ученицы, а потом с изменением поз во время обводки.
Пример 1. Обводка в положении * attitude, во время которой ученица держится двумя руками за одну руку ученика.
27. Обводка в положении attitude 28. Обводка в позе altitude
Ученик в IV позиции — правая нога впереди, положение effacé, центр тяжести перемещен на правую ногу, левая — вытянута и упирается стопой в пол. Правая рука в 1-й позиции, но локоть выпрямлен, левая — во 2-й, ладони обращены вверх. Голова повернута влево.
Ученица в положении attitude effacée на правой ноге; кисть ее левой руки находится в кисти левой руки ученика, кисть правой—на левом плече ученика (рис. 27).
Приняв исходное положение, ученик выпрямляет правую ногу и, подставляя к ней левую, медленно идет по кругу в левую сторону. Его корпус и голова слегка повернуты к партнерше.
Обычно перед такой обводкой ученица делает pas glissade, pas couru или просто шаг к ученику. Она должна рассчитать свой подход так, чтобы, принимая позу, оказаться от него на расстоянии вытянутых рук и не сгибать их в локтях во время поворота. С такой же поддержкой изучаются обводки и в других позах.
По усвоении приема обводки изучаются с движением партнера спиной по кругу (он отступает назад).
Пример 2. Обводка в позе attitude с поддержкой ученицы одной рукой за талию в охват, другой — за кисть руки.
* В тех случаях, когда руки танцовщицы не соответствуют принятым позициям а позах классического танца,здесь идалее пишется не «поза», а «положение» позы.
29. Обводка в позе attitude
30. Обводка в положении à la seconde на 90°
Ученица в позе attitude на левой ноге, положение en face. Ученик — с левой стороны от нее. Правой рукой он охватывает талию ученицы так, чтобы концы его пальцев оказались на ее тазовой кости *. Левой рукой он держит кисть левой руки ученицы, обращенную ладонью вниз (рис. 28). В этом положении ученик идет по кругу в правую сторону. Во время обводки ученица не должна сгибать левую руку в локте.
Ученик может стоять близко к ученице, касаясь ее бедром, или на расстоянии. Во втором случае возникает ощущение легкости и «воздуха» между партнерами. Расстояние соблюдается обязательно, если ученица в тюнике-пачке.
Такие обводки изучаются в различных больших и малых позах с разных подходов.
Разновидностью этого приема является поддержка ученицы одной рукой за руку, другой — за ее талию раскрытой кистью (рис. 29).
Пример 3. Обводка в положении à la seconde на 90° с поддержкой ученицы за кисти обеих рук, лицом друг к другу.
Ученица стоит спиной к точке 1 в V позиции на пальцах, правая нога впереди, руки в 3-й позиции.
Ученик — лицом к ней, руки во 2-й позиции, ладонями вверх.
Ученица опускает руки во 2-ю позицию, ладонями вниз, кладет кисти рук на открытые ладони ученика и делает правой ногой battement développé à la seconde на 90°.
Прежде чем начинать обводку, ученик должен развернуть свои бедра в сторону движения, т. е. влево, плечи остаются в прежнем положении (рис. 30).
Во время обводки оба партнера сохраняют 2-ю позицию рук, этим и определяется дистанция между ними.
* Здесь и далее имеется в виду гребень подвздошной кости.
Туры
Пример 1. Туры en dedans из положения attitude (перед туром ученица держится двумя руками за руку ученика).
Прежде чем перейти к изучению данных туров, следует в качестве упражнения делать сопутствующий туру цикл движений, описанный ниже, но пропускать само вращение.
Ученица в положении attitude effacée на правой ноге. Кисть ее левой руки находится в левой кисти ученика, правая — на его левом плече. (Подробное описание исходного положения дается в примере 1 предыдущего раздела).
Сделав мах левой ногой, ученица переводит ее sur le coude-pied впереди, а руки в 3-ю позицию.
После взятия форса ученица отпускает руку ученика, он делает большой шаг назад и становится за ней, поддерживая ее двумя руками за талию. Ощущение взаимного темпа здесь особенно необходимо.
Усвоив прием, можно приступать к исполнению туров с остановками в различные позы и положения.
Пример 2. Туры из положения à la seconde на 90° с поддержкой за кисти.
Туры изучаются из зафиксированного положения à la seconde на 90° и с переходом на тур без остановки после обводки, en dehors и en dedans, с demi plié перед туром и без plié.
Исходное положение такое же, как в обводке à la seconde на 90 ° с поддержкой ученицы за кисти обеих рук, лицом друг к другу.
Из положения à la seconde на 90° ученица берет форс, отталкиваясь от рук ученика, делает туры, переводя свои руки в 3-ю позицию.
В момент, когда ученица берет форс, ученик легким толчком направляет ее руки в 3-ю позицию и поддерживает ее во время вращения двумя руками за талию.
Пример 3. Туры из положения à la seconde на 90° с поддержкой за запястья.
Ученица — лицом к точке 1 на левой ноге в положении à la seconde на 90°, ученик — позади, поддерживает ее за запястья обеих рук снизу.
Вытянутой правой ногой ученица делает замах в сторону, противоположную вращению, отталкивается от рук партнера, берет форс и исполняет тур en dehors. Ее правая нога не опускается и сохраняет положение à la seconde на 90°. Во время тура ученица переводит руки в 3-ю позицию или оставляет их во 2-й.
После того как ученик помог ученице взять форс, он делает большой шаг назад и, как только ее поднятая нога прошла
31. Исходное положение перед турами en dehors
мимо него, быстро подходит и подхватывает ее двумя рукамиза талию или за обе руки.
Пример 4. Туры en dehors из положения croisé вперед.
Ученица стоит лицом к точке 8 на левой ноге, правая sur le cou-de-pied спереди, правая рука в 3-й позиции, левая — во 2-й.
Ученик стоит за ученицей и правой рукой, повернутой ребром кисти вверх, берет кисть ее правой руки ладонь в ладонь, левой снизу берет кисть ее левой руки (рис. 31).
Перед форсом ученица чуть выводит вперед правую ногу. Одновременно с форсом ученицы ученик раскрывает ее правую руку из 3-й позиции во 2-ю, а затем усилием обеих рук дает толчок на вращение. Ученица, оттолкнувшись от рук ученика, соединяет свои руки в условной 1-й позиции. Ученик во время туров поддерживает ее двумя руками за талию.
После туров ученик останавливает ученицу в позе attitude croisée или другой заданной позе.
В момент, когда ученица берет форс, перед началом туров, особенно важно ощущение взаимного темпа, так как от согласованности действий зависит качество и количество туров.
В первоначальном изучении данных туров ученик не должен давать сильного толчка руками для увеличения форса. Только с усвоением приема, при большом количестве туров форс увеличивается.
Туры из этого положения могут исполняться с поддержкой ученицы за запястья обеих рук. Ученица держит руки во 2-й позиции, ученик стоит позади нее. Усилием обеих рук он дает форс на вращение, одновременно посылает руки ученицы в 3-ю позицию и переводит свои руки на ее талию.
Нужно изучить эти туры en dehors и en dedans.
Пример 5. Туры из позы I arabesque с поддержкой за запястье.
Эти туры обычно исполняются en dedans.
32. Туры из позы I arabesque с поддержкой за запястье
Ученик находится за ученицей, стоящей в позе I arabesque (высокого) на правой ноге, и держит ее за запястья обеих рук (рис. 32). Левой рукой он дает посыл на вращение и затем отпускает ее левую руку. Ее рука закрывается в 1-ю позицию. Переводя правую руку ученицы в 3-ю позицию, он помогает ей установить корпус в вертикальное положение. Во время туров он держит ее за запястье свободно, давая ей возможность вращаться, и в то же время сохраняет ее устойчивость.
Если по окончании туров ученица снова принимает позу I arabesque, ученик останавливает ее, подхватив своей рукой за левую руку, а ее правую руку возвращает в исходное положение.
Из этого же исходного положения ученица может исполнять туры, переводя наверх левую руку. В этом случае ученик во время вращения поддерживает ее левой рукой за запястье, а правую отпускает.
Во всех случаях в момент туров рука ученицы, за которую ее поддерживает ученик, находится в 3-й позиции.
Существуют туры, во время которых ученица сохраняет позу невысокого attitude. Тогда ученик слегка отступает от ученицы, чтоба она не задела его, и держит ее за запястье, не нарушая позиции поднятой руки.
Пример 6. Туры en dehors из положения croisé вперед (во время вращения ученица держится за палец ученика).
Ученица лицом к точке 8 на левой ноге, правая sur le cou-de-pied спереди. Левая рука во 2-й позиции, правая, которой она держится за палец партнера, в 3-й (рис. 33).
Ученик — позади ученицы. Его правая рука — над ее головой, средний палец опущен вниз. Левой рукой он берет левую руку ученицы снизу, ладонь в ладонь.
33. Положение рук при турах с поддержкой за палец
Чуть выводя вперед правую ногу, ученица берет форс на вращение и, одновременно отталкиваясь левой рукой от левой руки партнера, переводит ее в условную 1-ю позицию. Во время вращения она продолжает держаться правой рукой за палец партнера, не сжимая его крепко.
Когда туры закончены, ученик подхватывает левую руку ученицы за кисть, как вначале, и помогает ей принять исходное положение.
Левая рука ученика должна быть напряжена, так как ученица отталкивается от нее довольно сильно. Правая рука ученика находится точно над головой ученицы во время ее вращения и должна быть неподвижной.
Туры с поддержкой за палец могут начинаться из различных положений, но принцип поддержки остается тот же.
Пример 7. Туры en dedans из положения I arabesque.
В данных турах перед началом возможны два варианта: ученик уже стоит на одном колене, а ученица подходит (или
34. Туры en dedans из положения I arabesque
подбегает) к нему; оба партнера одновременно подходят друг к другу и ученик опускается на одно колено.
Приводим пример, когда ученик стоит на правом колене лицом к точке 7, руки — во 2-й позиции ладонями вверх.
Ученица лицом к ученику, спиной к точке 7, на расстоянии трех-четырех шагов от него. Она подходит или подбегает к нему и, подав ему обе руки ладонь в ладонь, принимает положение I arabesque на правой ноге (рис. 34).
Ученица должна рассчитать свой подход к ученику так, чтобы во время вращения он мог держать ее двумя руками за талию, не наклоняя своего корпуса вперед. Затем, оттолкнувшись от рук ученика, она выпрямляется, берет форс и делает туры en dedans. Во время вращ