Полностью оборудованные офисы
В ряде случаев, если позволяет бюджет, можно арендовать офис через одну из компаний, занимающихся предоставлением полностью оборудованных офисов: в офисных помещениях есть все – мебель, телефонные аппараты, жалюзи на окнах, репродукции на стенах, мусорные ведра под столами. Вы можете приехать только со своим ноутбуком – а офис уже вас ждет.
Примером подобной компании может служить международная компания Regus, представленная в 60 странах, а в России – и Москве и Санкт-Петербурге.
Услуги профессионально оборудованного бизнес-центра с 11новыми офисами – это как правило:
1. Общая приемная (Reception), обслуживающая несколько компаний-арендаторов.
2. Служба ответа на телефонные звонки.
3. Переговорные комнаты и студии для видео-конференции с почасовой оплатой.
4. Места общего пользования. Все вопросы по поддержанию чистоты и обеспечению расходными средствами берет на себя арендодатель.
5. Полностью оснащенная кухня. Предоставляется посуда, чай, кофе, сахар. Счета выставляются, как правило, исходя из числа сотрудников (закладывается стандартная норма потребления и какое-то количество гостей).
6. Отдельные рабочие помещения (собственно арендуемые офисы).
7. Принтеры, факсы, сканеры и копиры (выставляется счет
ютом каждой сделанной копии, страницы факса, отпечатан-
ном страницы).
8. Доставка корреспонденции и почтовое обслуживание.
9. Телефонная станция с многостанционным доступом и телефонные порты.
10. Постоянное техническое обслуживание и поддержка по вопросам информационных технологий (при вызове специалиста – почасовая оплата).
11. Цифровые телефоны.
12. Действующая система безопасности.
13. Круглосуточный ежедневный доступ.
14. Ежедневная уборка офиса.
15. Скоростной доступ в Интернет.
16. Локальная компьютерная сеть.
17. Локальные инженерные коммуникации и техническое обслуживание.
По желанию можно завезти свою офисную технику или использовать технику арендодателя за дополнительную плату.
Так, например, в 2000-2001 г. при выходе на российский рынок компания "МЕТРО" снимала офисное помещение у компании Regus в бизнес-центре "Смоленский Пассаж", даже процесс первичного рекрутмента сотрудников на ключевые позиции проходил там. Когда был построен первый магазин "МЕТРО" в г. Химки, компания переехала в свое помещение.
Виртуальные офисы
Виртуальный офис дает все преимущества полнофункционального офиса без необходимости переезда из имеющегося офиса. Представьте себе, что вы арендуете офис. А теперь удалите с представленной вами картины всю мебель, комнаты – всю физическую составляющую (людей тоже), но при этом оставьте функциональную (все функции офиса – именно офиса – не бизнеса).
Итак, ваш виртуальный офис (на примере виртуальных офисов, предоставляемых компанией Regus) – это[20]:
- Престижный служебный адрес – для использования на ваших визитных карточках, фирменных бланках и в рекламных материалах.
- Сбор и отправка корреспонденции – осуществляется сбор корреспонденции, получение посылок и передача вам в соответствии с вашими указаниями.
- Доступ к готовым офисам и переговорным комнатам – работайте, находясь в любом из наших центров, расположенных в любой точке мира.
- Административная и техническая поддержка, предоставляемая по требованию, – доступ к обслуживающему персоналу по административной и IТ-поддержке.
- Местный телефонный номер в любом из 350 городов – осуществление всех контактов посредством местного телефонного номера.
- Индивидуализированный ответ на звонки – квалифицированный секретарь отвечает на ваши вызовы от имени вашей компании в соответствии с вашими указаниями.
- Переадресация вызова – специальная технология, позволяющая осуществлять переадресацию вызовов на ваш основной номер.
- Голосовой почтовый ящик – удаленная настройка и прослушивание своего личного голосового ящика круглосуточно, ежедневно.
- Входящие и исходящие факсы – используйте наш местный номер факса, мы соберем и отправим вам факсы, где бы вы ни находились.
- Внесение в списки арендаторов – название вашей компании может быть указано в директории при входе в здание среди названий других арендаторов (услуга оплачивается дополнительно)".
- Благодаря виртуальному офису компания может получить значительные имиджевые преимущества, предоставляемые наличием престижного офиса.
Временные офисы
В прейскурантах арендодателей[21] присутствует также предложение "временного офиса" – это оптимальная услуга для деловых людей, которым необходимо присутствие на местном рынке, но не нужен постоянный офис. Можно оплачивать только использованное время аренды офиса, например 80 часов в месяц, при возможности использования всех административных услуг и поддержки по вопросам информационных технологий.
Вентиляция помещений
В предлагаемом для аренды офисе обязательно уже есть какая-то система вентиляции (возможно, и кондиционирования). Будет нелишним вызвать представителей одной из профессиональных компаний, которые проведут тестирование и оценку данной системы вентиляции, проведут расчет: подойдет ли данная система для ваших нужд. Если в ваши планы входит перепланировка помещения, консультация обязательна.
При строительстве или капитальном ремонте при расчетах мощности вентиляции учитываются назначение каждого помещения и его площадь. Определяется требуемая кратность воздухообмена, которая показывает, сколько раз в течение одного часа происходит полная смена воздуха в помещении. Требуемая кратность воздухообмена зависит от назначения помещения, количества находящихся в нем людей, мощности тепловыделяющего оборудования и определяется СНиП (строительными нормами и правилами).
Для жилых помещений, как правило, достаточно однократного воздухообмена, для офисных помещений требуется 2-3-кратный воздухообмен. Представьте себе, что офисное помещение было уже 2-3 раза перепланировано. При перепланировке чаще всего о системе вентиляции никто не задумывается. В результате офис-менеджер получает лишнюю головную боль – людям то жарко, то холодно, то душно. При отсутствии вентиляции в закрытых помещениях возрастает концентрация углекислого газа и других вредных веществ. Это негативно сказывается на самочувствии людей, вызывает головную боль, сонливость, потерю работоспособности. Частично проблему можно решить, периодически проветривая помещение, однако в этом случае вместе со свежим воздухом внутрь попадут пыль, различные запахи, уличный шум. К тому же приходится постоянно открывать и закрывать окно или форточку. Именно для решения всех этих проблем и существуют системы вентиляции воздуха.
Воздухообмен прямо пропорционален площади помещения, высоте и заданной кратности. Требуемая производительность приточной вентиляции прямо пропорциональна количеству людей и норме расхода воздуха на одного человека.
Существуют нормы расхода воздуха на одного человека:
- в состоянии покоя – 20 м3/ч;
- работа в офисе – 40 м3/ч;
- при физической нагрузке – 60 м3/ч.
- Типичные значения производительности систем вентиляции:
- для квартир – от 100 до 500 м3/ч;
- для офисов – от 1000 до 10 000 м3/ч.
Основные типы систем вентиляции:
1)по способу перемещения воздуха: естественная или искусственная;
2)по назначению: приточная или вытяжная;
3)по зоне обслуживания: местная или общеобменная.
Если установлены кондиционеры, желательно узнать, какая компания проводила установку и есть ли сервисный контракт – возможно, у вас возникнет заинтересованность в продлении сервисного контракта или его заключении.
Необходимо подключать арендодателя к решению проблем вентиляции.
Охранные системы
Обязательно задайте арендодателю как можно больше вопросов о системе охраны (ниже приведены некоторые из них):
· Каков тип охранной сигнализации – контролирует окна и двери, контролирует внешний периметр, контролирует перемещение внутри помещения, другое.
· Куда выводится сигнал с датчиков – комната охраны в здании, милиция, ВОХР, другое.
· Каково состояние датчиков, как часто тестируются.
· Режим работы сигнализации против взлома – круглосуточно или в ночное время.
· Какой метод оповещения милиции предусмотрен.
· Наличие пассивной защиты (решетки на окнах, замки и т. д.).
· Наличие охраны – круглосуточная, только в ночное время, отсутствует.
· Вид охраны (кем выполняется), кем заключен договор на охрану – собственником здания, другим арендатором.
· Осуществляется ли обход территории, как часто.
· Как регистрируется обход территории (журнал, контрольная кнопка).
· Наличие пропускной системы, наличие кодовых замков, систем электронного доступа, наличие камер видеонаблюдения.
· Что контролируют видеокамеры – периметр здания, внутреннее пространство.
· Ведется ли видеозапись.
Противопожарные системы
Обязательно заранее задайте арендодателю как можно больше вопросов о противопожарных системах:
· Какой тип спринклерной системы установлен (с использованием воды или химических реактивов), каков режим работы спринклерной системы – автоматический или ручной.
· В каком году была установлена спринклерная система.
· Установлена ли спринклерная система во всех помещениях.
· Как часто спринклерная система тестируется специализированной организацией (раз в год, дважды, не тестируется вообще).
· Используются ли другие системы автоматического пожаротушения, какие (дренчеры (drencher), системы пенного тушения, пожаротушения, газового тушения (хладон, углекислый газ и др.) порошкового, аэрозольного тушения, тонкораспыленной водой и др.)
· Установлены ли дымовые (тепловые, комбинированные) датчики, во всех ли помещениях установлены эти датчики.
· Как часто система датчиков тестируется специализированной организацией (раз в год, дважды в год), не тестируется вообще.
· Куда выводится сигнал датчиков (комната охраны в здании, милиция, ВОХР, другое).
· Есть ли система кнопочного оповещения (тревожная кнопка). Куда она выведена (комната охраны в здании, милиция, ВОХР, в другие помещения).
· Есть ли в наличии ручные огнетушители, пожарные краны с рукавами, кем и как часто проверяется состояние пожарных кранов в течение года.
Государственная противопожарная служба (ГПС) строго контролирует соблюдение требований пожарной безопасности. Должностные лица – в частности офис-менеджер, и руководители организаций могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение установленных правил противопожарной безопасности. К примеру за то, что дали подчиненным указания, идущие вразрез с правилами противопожарной безопасности. Или за то, что не приняли меры по обеспечению соблюдения правил противопожарной безопасности, если соблюдение этих правил входит в круг обязанностей конкретного должностного лица.
Согласно ст. 20 (4) КоАП РФ должностное лицо за отсутствие сигнализации, загромождение выходов, неправильное устройство путей эвакуации и т. д. может быть оштрафовано в размере 10–30 МРОТ. Юридическое лицо – в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда. Штрафовать граждан и должностных лиц могут не только руководители ГПС, но и рядовые государственные инспектора РФ по пожарному надзору Юридических лиц имеют право штрафовать главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору, его заместители, государственные инспектора субъектов РФ по пожарному надзору, их заместители, главные государственные инспектора городов и районов и их заместители.
К системам пожарной безопасности объектов предъявляются очень строгие требования.
На любом объекте существует угроза нанесения ущерба имуществу и здоровью людей при возникновении неконтролируемого возгорания или пожара. Единственный способ свести в этом случае возможные потери к минимуму – это построить эффективную систему обнаружения и ликвидации возгорания. Основным способом решения этой проблемы является установка системы пожарной сигнализации, которая предназначается для обнаружения очагов возгорания и управления системами оповещения людей о пожаре, установками автоматического пожаротушения, а также технологическим оборудованием.
Система пожарной сигнализации – это комплекс действующих совместно средств пожарной (охранно-пожарной) сигнализации, установленных на защищаемом объекте, для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре на этом объекте, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технических устройств.
Пожарная система должна обнаруживать, идентифицировать и точно указывать положение любых потенциальных очагов возгорания, определять маршруты эвакуации людей, а также обеспечивать скоординированное выполнение мер противопожарной безопасности и защиты.
Весь перечень организационно-технических мероприятий на объекте во время пожара имеет единственную главную цель – спасение жизни людей. Поэтому на первое место выходят задачи раннего обнаружения возгорания и оповещения персонала.
В российских нормативных документах по пожарной безопасности строго регламентируется перечень зданий и сооружений, подлежащих оснащению автоматической пожарной сигнализацией. Решение этих задач возложено на пожарную сигнализацию.
В случае возникновения пожара важно не только обнаружить его на ранней стадии, но и оповестить об опасности находящихся в здании людей и предотвратить возможную панику. Для этой цели в зависимости от категории объекта в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности используются различные типы оповещения: звуковое, светозвуковое, речевое, речевое с раздельными зонами включения.
Автоматические системы пожаротушения предназначены для воздействия непосредственно на очаг возгорания в самом начале его возникновения. Работа систем пожаротушения основывается на принципах автоматического обнаружения, тушения пожара, управления эвакуацией и технологическим оборудованием здания.
Системы водяного пожаротушения применяются для ликвидации пожаров поверхностным способом на различных объектах и представляют собой универсальное средство тушения для мест постоянного пребывания людей. Однако традиционное тушение водой сопряжено с порчей многих видов имущества. Для снижения порчи имущества используются установки пожаротушения тонкораспыленной водой. Системы газового пожаротушения не наносят вреда защищаемому объекту, поэтому их используют для защиты серверных помещений, вычислительных центров, телефонных узлов, библиотек, архивов, музеев, хранилищ банков и других помещений. Системы порошкового пожаротушения можно использовать для различных категорий помещений, в том числе электрооборудования под напряжением. Системы аэрозольного пожаротушения используют огнетушащий аэрозоль. Такие системы также применяются для различных категорий помещений, удобны в эксплуатации и монтаже и обладают сравнительно малой стоимостью и длительным сроком эксплуатации. Системы пенного пожаротушения используют в основном для тушения возгораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, нефтепродуктов, продукции химической промышленности и т. п.
Установки водяного автоматического пожаротушения подразделяются на дренчерные и спринклерные системы. При использовании дренчерных систем подача воды и тушение пожара осуществляется сразу по всей защищаемой площади (зоне) из всех расположенных на ней оросителей (дренчеров). Спринклерные системы производят тушение только в пределах очага пожара ближайшим к нему оросителем (спринклером), который автоматически вскрывается при возрастании температуры в зоне пожара. Указанная схема позволяет избежать излишней подачи воды в защищаемое помещение.
К системам пожаротушения относятся как автоматические системы, так и огнетушители (порошковые, углекислотные, пенные). Чаще всего в настоящее время автоматические системы пожаротушения используют только в серверных комнатах крупных компаний. Автоматические системы пожаротушения дают возможность непосредственно воздействовать на пожар в самом его зарождении и таким образом избежать распространения пламени.
Автоматическая система работает следующим образом:
- датчики обнаруживают возникновение огня;
- центральный пункт управления подает сигнал;
- начинается эвакуация персонала;
- подается сигнал к обеспечению герметичности помещения (закрываются вытяжки, вентиляционные отверстия);
- выпускается огнетушащий состав и проводится через систему труб на насадки-распылители; распылители выпускают огнетушащий состав в помещение, тушение пожара производится за секунды.
Установки водяного пожаротушения приступают к тушению независимо от того, находятся ли в помещениях люди или нет, при этом система выполняет также функции пожарной сигнализации и дает сигналы на управление эвакуацией и технологическим оборудованием здания. В ряде художественных фильмов есть сюжеты, когда при угрозе пожара с потолка помещения в здании внезапно начинает разбрызгиваться вода – это как раз и есть пример работы такой системы.
Трубопроводы систем водяного пожаротушения в отапливаемых помещениях всегда заполнены водой, а в неотапливаемых – воздухом. Входящая в состав системы насосная станция за определенный период времени обеспечивает подачу расчетного количества воды, необходимого для ликвидации пожара. Для обнаружения пожара служат извещатели, для обработки и протоколирования информации и формирования управляющих сигналов тревоги – приемно-контрольная аппаратура и периферийные устройства. Кроме этих функций, пожарная сигнализация должна формировать команды на включение автоматических установок пожаротушения и дымоудаления, систем оповещения о пожаре, технологического, электротехнического и другого инженерного оборудования объектов. Современная аппаратура охранно-пожарной сигнализации имеет собственную развитую функцию оповещения.
Система охранно-пожарной сигнализациипредставляет собой сложный комплекс технических средств, служащих для обнаружения возгорания и несанкционированного проникновения в охраняемую зону. Охранная сигнализация оповещает службу охраны о факте несанкционированного проникновения или попытке проникновения людей в здание или его отдельные помещения с фиксацией даты, места и времени нарушения рубежа охраны. Пожарная сигнализация обнаруживает места возгорания и формирования управляющих сигналов для систем оповещения о пожаре и автоматического пожаротушения.
Охранно-пожарная сигнализация интегрируется в комплекс систем безопасности и инженерных систем здания, обеспечивая достоверной адресной информацией системы оповещения, пожаротушения, дымоудаления, контроля доступа и др.
Для получения информации о тревожной ситуации на объекте в состав охранно-пожарной сигнализации входят извещатели разного типа. Все устройства охранно-пожарной сигнализации должны обеспечиваться бесперебойным электропитанием. В соответствии с отечественными нормами пожарной безопасности охранно-пожарная сигнализация должна бесперебойно функционировать в случае пропадания сетевого электропитания на объекте в течение суток в дежурном режиме и не менее 3 часов в режиме тревоги. Для выполнения этого требования охранно-пожарная сигнализация должна использовать систему резервного электропитания.
Договоры аренды
В договорах на аренду наряду с другими вопросами следует внимательно продумать:
- гарантии арендодателя;
- вопросы сдачи-приемки;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон;
- условия прекращения договора;
- досрочное расторжение договора.
Ниже приведены некоторые часто используемые в договорах формулировки.
Срок аренды начинается с даты подписания сторонами Акта сдачи-приемки помещения. Следует обязательно оговорить, что арендатор будет иметь преимущественное право на продление срока аренды. Можно оговорить механизм исполнения этого преимущественного права.
Например: "Не позднее чем за ... дней до истечения первоначального срока аренды Арендодатель должен предложить Арендатору продлить срок аренды на прежних или иных условиях. В случае, если Арендатор дает положительное письменное согласие Арендодателю, срок аренды будет считаться продленным на период и на условиях, согласованных Сторонами".
Стоимость аренды. Например: "Стоимость аренды (в дальнейшем "арендная плата") устанавливается на весь срок аренды в размере, равном ... . Арендная плата включает в себя все налоги, применимые к арендным платежам по российскому законодательству, ответственность по выплате которых лежит целиком на Арендодателе".
"Все выплаты арендной платы по настоящему Договору осуществляются банковским переводом на расчетный счет Арендодателя (реквизиты которого представлены в письменной форме) либо иным образом по дополнительному соглашению Сторон".
Гарантии арендодателя. Например: "Арендодатель настоящим заверяет, что на момент начала срока аренды помещение и все структурные элементы помещения, включая, но, не ограничиваясь потолками, фундаментами, стенами, полами, коммуникациями, канализацией и электричеством, а также все механические, электрические, осветительные, телефонные, водопроводные, отопительные и вентиляционные системы находятся в исправном порядке и безопасном состоянии". "Арендодатель будет поддерживать связь со всеми местными властями, органами жилищно-коммунального хозяйства и т. д., по мере того как в этом будет возникать необходимость в течение всего срока аренды".
Сдача-приемка. Например: "По истечении срока аренды или досрочного расторжения Арендатор обязуется передать помещение и оборудование в соответствии с Актом приемки-передачи Арендодателю в нормальном состоянии с учетом нормального износа". "Арендатор несет полную ответственность за ущерб помещению, мебели и оборудованию Арендодателя, нанесенный Арендатором по его вине. Арендатор не несет ответственности за амортизацию помещения, мебели и оборудования вследствие нормального износа". "Арендатор не будет вносить никаких структурных или других серьезных изменений или улучшений помещения без предварительного письменного согласия Арендодателя. Любые структурные изменения, произведенные Арендатором в помещении, которые не могут быть изъяты без ущерба для помещения (встроенная мебель и т. д.), после окончания срока аренды переходят в собственность Арендодателя".
Обязательства. Например: "Арендатор вправе: с письменного согласия Арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду; производить улучшения арендованного имущества за счет собственных средств. Отделимые улучшения остаются в собственности Арендатора, а неотделимые улучшения, произведенные с письменного согласия Арендодателя, переходят в собственность Арендодателя. В этом случае Арендатор имеет право на возмещение стоимости этих улучшений".
"Арендатор, надлежащим образом исполняющий свои обязанности по настоящему договору, имеет преимущественное право на пролонгацию договора аренды. Если по истечении срока настоящего договора Арендатор продолжает с согласия Арендодателя пользоваться арендованным имуществом, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок".
Ответственность. Например: "Арендодатель несет ответственность за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию арендованным имуществом, даже если во время подписания настоящего договора он и не знал о них, в размере причиненного этими недостатками ущерба".
"Ответственность Арендатора: при использовании арендованного имущества не в соответствии с целями, указанными в договоре, Арендодатель вправе потребовать расторжения настоящего договора. Арендатор отвечает за порчу арендованного имущества в объеме причиненного вреда с выплатой штрафа в размере ... % от стоимости испорченного имущества. При сдаче арендованного имущества в субаренду без согласия Арендодателя Арендодатель вправе потребовать расторжения настоящего договора".
Досрочное расторжение договора. Например: "По требованию Арендодателя договор, может быть, расторгнут в случаях, когда Арендатор: пользуется имуществом с существенными нарушениями условий настоящего договора; существенно ухудшает имущество".
"Настоящий Договор может быть расторгнут Арендатором в одностороннем порядке путем подачи уведомления за 15 дней, если помещение становится непригодным для использования в результате полного или частичного уничтожения или постоянных поломок жизненно важных механических, электрических и др. систем в течение периода более 30 дней. Арендатор имеет право расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке, направив Арендодателю письменное уведомление не позднее, чем за один месяц до даты расторжения Договора. Любая из Сторон имеет право расторгнуть Договор по причинам форс-мажора в течение ... дней с момента наступления таких форс-мажорных обстоятельств".
Субаренда
Весьма часто помещения сдает в аренду не сам собственник, а выбранная им управляющая компания или оптовый арендатор.
В таком случае конечный пользователь заключает договор субаренды (поднайма) и исполнение договора зависит не только от вторичного арендодателя, но и от собственника имущества. Договор аренды – первоначальный, а субаренды – производный, и его юридическая судьба зависит от основного договора.
Большинство договоров аренды между собственником помещения и первичным арендатором содержат условие о поднайме: либо сдача в субаренду запрещена, либо разрешена без ограничений или на определенных условиях.
Субарендатору следует быть осторожным – в основном договоре могут содержаться противоречивые указания.
Договор о поднайме нельзя заключать на период, превышающий срок договора аренды, и субарендаторам нужно внимательно изучить условия основного договора о периоде его действия и возможностях досрочного расторжения.
На стадии обсуждения условий субаренды при помощи юриста ознакомьтесь с текстом основного договора и требуйте для изучения подлинный документ, в котором собственник дает свое согласие на поднаем. Если же первичный арендатор (он же – вторичный арендодатель) отказывается предъявить документы, ссылаясь на коммерческую тайну, лучше поищите другие варианты.
Даже если в отношении первичного арендатора нет каких-то ограничений, они могут быть специально для субарендатора.
Если основной договор признан ничтожным, то ничтожны и заключенные в соответствии с ним договоры субаренды.
Иногда права и обязанности вторичного арендодателя (арендатора по основному договору) переходят к третьему лицу, например при перенайме, и тот пытается изгнать субарендаторов или ужесточить условия договоров субаренды. Но по закону при изменении сторон основного договора субарендные соглашения остаются в силе.
Собственник имущества и субарендатор не связаны между собой никакими договорными обязательствами, поэтому они не могут прямо предъявить права требования друг к другу. Если субарендатор нарушит соглашение, то за его действия перед владельцем отвечает первичный арендатор (вторичный арендодатель), так как при задержке платежей по основному договору первичный арендатор не вправе ссылаться на просрочку, допущенную субарендатором. Первичный арендатор не сможет переложить ответственность на субарендатора, если тот нарушил условия пользования имуществом.
Но по закону субарендатор несет ответственность перед вторичным арендодателем, и тот может предъявлять судебные иски. Например, если субарендатор по своей инициативе произвел перепланировку помещений и их качество ухудшилось, то восстановительный ремонт он оплатит за свой счет.
Вторичный арендодатель – вовсе не посредник между субарендаторами и собственником имущества, и спорные ситуации разрешаются в суде между конкретными сторонами договора субаренды.
Иногда первичные арендаторы считают, что с увеличением для них ставок аренды размер платы по договорам субаренды автоматически возрастает, и пытаются взыскать с пользователя разницу за прошедший период. Но подобные действия незаконны[22].
Планировка нового офиса
План офиса
Уже на стадии обсуждения договора аренды офис-менеджер обязан подключить службу IT для планировки офиса, еще раз проверить систему пожаротушения, получить план эвакуации при пожаре.
Необходимо создать:
- план расположения кабинетов менеджмента;
- план размещения отделов, общей приемной (Reception), расположения комнат для ведения переговоров, кухни (если требуется), подсобных помещений, серверной комнаты;
- план расстановки рабочих столов, расстановки шкафов, сетевых принтеров, копировальных аппаратов, факсов.
На основании этих планов делается разводка электрических, телефонных и компьютерных проводов и розеток в офисе. Даже если офис идеально подходит по площади, не избежать дополнительных работ по прокладке кабелей, легкой перепланировке.
Выслушиваются требования руководства. Обычно они такие: кабинет руководителя или угловой с окнами с двух сторон, кабинеты топ-менеджеров – у окна.
В переговорных комнатах нет необходимости в окнах. Стены переговорной комнаты могут представлять собой стеклянные перегородки с жалюзи. По желанию жалюзи могут быть закрытыми и открытыми. Иногда в переговорных комнатах устанавливают специализированные внутренние раздвижные перегородки с шумопоглощением – появляется дополнительная возможность организовать из одной большой переговорной две небольшие и наоборот.
Приблизительный план расположения рабочих мест и расстановки мебели офис-менеджер может создать самостоятельно, например, с использованием программы Microsoft Visio.
Если планируется закупка новой мебели, компании – поставщики мебели, как правило, сами предлагают услуги по планировке помещения с учетом размеров заказываемой мебели.
Важен не только выбор поставщика, но и сроки поставки, условия договора на поставку. Поставщик должен быть уже хорошо известен на рынке, и, возможно, через год-два вам опять придется обратиться к нему, чтобы купить дополнительную мебель того же стиля и цвета. Для оформления офиса в едином стиле лучше выбирать серию мебели, в которой присутствует 100-120 элементов.
Оборудование рабочих мест
Ниже приведены некоторые сложившиеся в практике комплекты оборудования.
1 Общая приемная (Reception):
- стойка;
- рабочий стул (кресло);
- консоль, системный аппарат телефонной станции;
- компьютер;
- принтер;
- шредер;
- кресла (диванчики) для посетителей;
- журнальный столик;
- стойка с рекламной литературой о фирме;
- вешалка;
- зеленый цветок в горшке или живые цветы;
- у входа коврик для ног.
Можно предусмотреть телефон для посетителей с отключенной междугородной связью.
Желательно, чтобы проход из приемной в комнату переговоров был организован не через офис.
Проход в офис часто бывает отделен стеклянной дверью.
2 Рабочий офис руководителя (минимум, остальное зависит от фантазии):
- жалюзи на окнах;
- большое живое зеленое растение;
- рабочий стол, кресло, тумбочка;
- стол для переговоров, стулья;
- книжный шкаф;
- шкаф для одежды;
- телефон;
- сейф;
- компьютер;
- персональный принтер;
- шредер.
3 Стандартное рабочее место:
- стол. Высота рабочей поверхности стола для пользователей персональных компьютеров должна регулироваться в пределах 680-800 мм, при отсутствии такой возможности она должна составлять 725 мм, пространство для ног должно быть не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне колен не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм;
- подкатная тумба – с ключом;
- рабочий стул (кресло) для пользователей персональных компьютеров должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Высота подлокотников должна быть также регулируемой.
Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, не электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений;
- телефонный аппарат;
- несколько электрических розеток;
- компьютер (сеть) или возможность (сетевой разъем) для подключения ноутбука к локальной сети.
4 Комната для переговоров (используется также для внутренних целей):
- стол для переговоров (лучше овальной формы);
- стулья;
- телефон;
- желательно наличие приставки к телефону для проведения конференц-звонков;
- флип-чарт или доска с маркерами;
- экран или белая стена (доска), которую можно использовать как экран;
- обязательно – несколько электрических розеток;
- сетевые розетки для подключения одного или нескольких компьютеров к общей сети;
- кондиционер.
Источник естественного света (окно) не обязателен.
5 Кухня:
- мойка (раковина);
- рабочий стол;
- шкаф (подвесная полка) с набором чашек, чайных ложек; возможно использование одноразовой посуды (на усмотрение руководства);
- холодильник;
- посудомоечная машина;
- кофейный аппарат (на усмотрение руководства);
- чайник;
- кулер с чистой водой или встроенный фильтр для воды;
- мусорное ведро;
- кофе, чай, сахар, молоко;
- средство для мытья посуды;
- бумажные полотенца.
- Подсобные помещения (склад, серверная, архив):
- стеллажи;
- раздвижная лестница;
- минимальный набор инструментов.
Может быть отдельно выделено место или помещение для оргтехники общего пользования и шкафчик с канцтоварами ежедневного спроса.