Бронирование мест в гостиницах
В гостиницах существуют корпоративные скидки. С гостиницей заключается договор, в котором компания гарантирует заказ не менее чем определенного количества человеко-ночей в год для заселения сотрудников или гостей компании. Начинается этот минимум чаще всего со 100 человеко-ночей и скидок 10%, но планка может быть и выше. При этом гостиница прописывает в договоре специальные корпоративные тарифы, применяемые для данной компании. Эта информация конфиденциальна, и цены отличаются от указываемых как "цены от стойки" (Rack Rate) – стандартных расценок во всех рекламных материалах гостиниц.
Количество гарантированных компанией человеко-ночей может быть и выше – 500, 1000, 2000, 3000 – скидки могут быть больше; уровень скидок зависит от истории взаимоотношений вашей компании с данной гостиницей, репутации вашей компании, принадлежности данной гостиницы к сети гостиниц и т. д.
Договор чаще всего заключается на год с возможностью продления или перезаключается каждый год. В очень крупных компаниях этими вопросами занимается Business Services Manager, в средних и малых – офис-менеджер.
Если нет уверенности в большом количестве приезжающих и в том, что вы будете использовать именно эту гостиницу, и нет заключенного договора, дающего право на скидки, все же есть способ некоторого снижения расходов путем заказа данной гостиницы не напрямую, а через туристическое агентство, которое предоставляет данные услуги. Некоторые агентства, имея несколько фирм-клиентов и приблизительно зная объемы их поездок, сами заключают договоры с гостиницами и берут обязательства по человеко-ночам на себя. В итоге клиент получает лучшую по сравнению с Rack Rate цену на проживание, и агентство не остается в убытке. Некоторые агентства выкупают блоки мест в гостиницах.
Для компаний, координирующих поездки иностранных граждан по территории России, необходимо обязательно уточнить, имеет ли право данная гостиница регистрировать иностранных граждан. Как известно, иностранный гражданин, пребывающий на территории России, обязан быть зарегистрирован в течение 3 рабочих дней с момента пересечения им границы нашей страны (миграционное законодательство). При пересечении границы он заполняет миграционную карту, которую обязан всегда иметь с собой и в которой проставляются отметки о его регистрации по месту пребывания. Если гостиница не имеет права регистрировать иностранного гражданина, его необходимо в обязательном порядке поселить в другую гостиницу, имеющую соответствующее разрешение.
Гостиницы, даже имея договор с компанией, не гарантируют на 100% наличие свободных номеров на запрашиваемые даты. Конечно, ваша компания будет пользоваться приоритетом, но бывают так называемые горячие сезоны (Hot seasons) – периоды, когда гостиница полностью заполнена. Причиной может быть какая-то заранее запланированная конференция, крупная выставка, проходящая в вашем городе, форум или какое-то иное событие, подразумевающее приезд большого количества гостей. Желательно уже в момент подписания договора узнать у представителя гостиницы о наличии таких периодов и отправлять заявки заранее.
Заявка на бронирование направляется в письменном виде уполномоченным лицом компании, например сотрудником службы поездок. Это может быть факс или e-mail (зависит от правил, существующих в данной гостинице). Будьте внимательны – подтверждение бронирования высылается также в письменном виде.
Если планы поездки сотрудника изменились – необходимо отменить бронирование опять в письменном виде и получить письменное подтверждение о том, что бронь снята.
Бывали случаи, когда при выставлении счетов штрафные санкции учитывали и время отправления отмены на бронь. На веб-сайтах гостиниц обычно оговорены условия отмены бронирования без штрафа.
Пример.
Один из сотрудников компании планировал служебную командировку во Францию. Он забронировал номер по Интернету через сайт одной из гостиниц с указанием данных своей кредитной карты. В гостиницах существует понятие No-show, или незаезд гостя по произведенному бронированию (если бронирование не было своевременно аннулировано). Штраф составляет стоимость номера в сутки (вынужденный простой). При этом в правилах многих гостиниц указывают срок в 1 сутки. Многих, но не всех. Есть понятие бронирования для групп (условия по штрафным санкциям другие), есть просто правила данной гостиницы. В данном примере на сайте был указан срок 3 дня. Внимательно читайте информацию, особенно если она касается денег. Сроки поездки сотрудника изменились, и он должен был ехать на 4 дня позже. За два дня до планируемого ранее заезда он отправил запрос на отмену бронирования, но штраф за 1 сутки всё же был снят с его карты.
Как это работает: при бронировании гостиницы по кредитной или дебетовой карте сумма, равная стоимости заказанного номера за сутки, "замораживается". Деньги остаются на вашем счете, но они не доступны для использования – снятия наличными или оплаты. К примеру, если вы клиент банка, позволяющего вам узнавать состояние вашего счета через Интернет, вы увидите, что сумма на вашем счете и сумма, доступная к использованию, будут отличаться именно на сумму "замороженных" средств – стоимость номера в сутки.
Если вы забронировали гостиницу по своей кредитке, а потом приехали и решили оплатить все проживание наличными – такая ситуация тоже возможна, но желательно несколько раз повторить менеджеру, проводящему расчет, что надо разморозить сумму на карте. Плохого не случится, просто эта сумма может быть заморожена и не доступна для использования около месяца, если менеджер не проведет необходимые операции.
В договорах с компаниями прописывается срок, за который можно снять бронирование без штрафа. Чаще всего это сутки (24 часа), для "любимых" клиентов, обеспечивающих большую гарантированную "загрузку", гостиницы кроме скидок предоставляют и льготы по условиям аннулирования брони – срок может быть уменьшен на некоторое количество часов, но это зависит в том числе и от местоположения, и от востребованности гостиницы в целом.
Визовая поддержка
Если в компанию приезжают специалисты или гости из другой страны, им требуется визовая поддержка для получения российской визы. Визу они получают в российском консульстве в своей стране или стране пребывания. Так же, как для россиян, которым при подаче документов на получение визы иностранного государства необходимо приглашение от принимающей стороны, иностранцам для получения российской визы необходимо приглашение от принимающей стороны в России.
Но встречается недопонимание со стороны гостей – они думают, что письма от вашей компании с приглашением посетить ваш офис будет достаточно, но это не так. Приглашающая сторона должна быть зарегистрирована в управлении Федеральной миграционной службы. Если у вашей компании такой регистрации нет, она не может выступать приглашающей стороной. Приглашение – это особый документ, оформляемый на каждого приезжающего иностранца через Федеральную миграционную службу.
Некоторые гостиницы высокого уровня – например сеть гостиниц Marriott или гостиница "Золотое Кольцо" в Москве, ряд других, чаще всего 4- и 5-звездочных гостиниц в других городах, имеют право оказывать визовую поддержку иностранным гражданам, планирующим остановиться в их гостинице. Это возможно в том случае, если иностранец бронирует номер по своей кредитной карте и оговаривает необходимость визовой поддержки. В этом случае соответствующая служба гостиницы предлагает будущему гостю заполнить определенную форму, предоставить дополнительную информацию о себе и через некоторое время высылает ваучер, оформленный в установленном порядке. Этот ваучер может выступать в качестве приглашения от принимающей стороны для предоставляемого наряду с другими документами, подаваемыми в российское консульство. Существует ряд ограничений, но эти вопросы служба поездок вашей компании должна выяснять в рабочем порядке.
Служба организации поездок компании, как правило, оказывает поддержку российским сотрудникам для получения виз других государств. При этом чаще всего это информационная поддержка. Координатор предоставляет всю необходимую информацию по списку документов, требуемых тем или иным посольством, срокам оформления виз, адресу посольства или консульского отдела, часам работы, требованиям по прохождению собеседований. Это обязанность службы, и такую информацию координаторы должны уметь находить. При этом заполнение анкет, сбор документов, получение приглашений – это обязанность сотрудника, собирающегося в командировку. Подача документов в посольство – тоже.
В некоторых компаниях вопрос подачи документов решается иным способом – например аккредитацией компании при посольстве, – но это отдельные случаи. Возможно использование услуг ряда агентств. При этом надо помнить, что сотрудники, проживающие в городах, где посольств или консульских отделов нет, вынуждены подавать документы в Москве или ближайшем городе, где находится консульский отдел данного посольства, отвечающий за работу с данным регионом. Если, к примеру, сотрудник постоянно зарегистрирован (прописан) в Санкт-Петербурге, а работает в компании в Москве, при этом большую часть времени проводит в командировках по стране, по существующим правилам он должен подавать документы на визу в консульство Великобритании в Санкт-Петербурге.
Заказ билетов
Итак, сотрудник заполнил свою форму – запрос на поездку и передал ее в службу организации поездок. Координатор отдела связывается с агентством по продаже билетов, выясняет, какие рейсы подходят, наличие мест на соответствующие рейсы и поезда.
Достаточно часто бронирование билетов на внутренние рейсы по России невозможно, продажа открывается за определенный период, и, если заявка подана заранее, координатор делает соответствующую пометку себе и в первые дни продаж выкупает билеты. Если форма-запрос передана всего за несколько дней до поездки, будьте готовы к следующему – мест на рейс нет, или нет в том классе, в каком сотрудник желает лететь, или стоимость билета в том же классе выше. Лучше планировать все заранее. Для международных рейсов бронирование билетов возможно, поэтому лучше забронировать билет и "подержать" бронь некоторое время на случай изменения планов – это делает агент по продаже билетов.
Работа координаторов по поездкам весьма напряженная. Например, в случае изменения сроков поездок, когда билеты выписаны, гостиница забронирована, такси заказано. Особенно когда поездка перенесена на более ранний срок.
Трансферы
В ряде компаний с большим количеством поездок сотрудников встречи-проводы в аэропорту могут решаться путем использования автотранспорта своей фирмы или встречающей стороны. При этом у координаторов (соответственно и у офис-менеджера) возникает дополнительная организационная нагрузка – координация транспорта. Предположим, что поездок у вас много. Если полностью использовать транспорт компании, объем работы по вопросам учета использования бензина, времени работы водителей и т. д. значительно возрастает. В случае поздних прилетов это еще и учет особенности работы водителей в ночное время, соответствующий график работы водителей. Здесь как нельзя кстати приходится аутсорсинг – использование службы такси по договору или использование транспортной компании.
Корпоративные мероприятия
Корпоративные мероприятия: фуршеты, банкеты, выездные праздники, отдых, Team-building, интенсив-туры – все это важные и необходимые элементы корпоративной культуры. В современных компаниях руководители понимают, что кадры – это основная ценность организации. Правильно организованный корпоративный отдых – это один из важнейших инструментов корпоративной политики, он значительно улучшает атмосферу в коллективе, повышает заинтересованность сотрудников в работе, приверженность своей фирме, позволяет лишний раз подчеркнуть, что компания – это единая команда, работающая для достижения общих целей.
При работе команды намного увеличиваются шансы на успех, а также повышается уровень взаимоотношений, профессиональная этика. Создание корпоративного духа – очень важный фактор в работе с коллективом. Корпоративные мероприятия стимулируют рождение команды из группы просто сотрудников.
Корпоративный отдых
Корпоративный отдых дает возможность большому коллективу собраться вместе, а иногда просто встретиться, если офисы расположены в разных зданиях или в разных городах, познакомиться в неформальной обстановке, лучше узнать друг друга, иногда даже проявить личные таланты и качества, не востребованные в повседневной работе. Зачастую корпоративный праздник – это единственная возможность собрать весь персонал вместе в одно время.
Проведение корпоративных праздников, их перечень, план и бюджет должны быть прописаны в плане на весь год. Должно оговариваться участие в них руководителей, возможно, часть мероприятий будет проводиться для ограниченного круга – топ-менеджеров большой компании, или для менеджеров по продажам и маркетингу из всех региональных офисов, или Team-building (командообразование) для подразделений.
Существует понятие разработки корпоративного праздника – детальное планирование всего мероприятия, четкий по времени, действиям, месту проведения каждого события план-распорядок, программа, сценарий. Концепция, сценарий, место проведения (тип помещения, базы или площадки) утверждаются руководителем, но непосредственным организатором всего события, как правило, является офис-менеджер. Офис-менеджер является представителем клиента для компаний, оказывающих организационно-устроительские услуги. Он в первую очередь занимается выбором партнеров и контролем качества их услуг.
Корпоративный праздник может быть посвящен (было бы желание руководства, а повод найдется):
· юбилею компании;
· открытию нового филиала или магазина и т. п.;
· подведению итогов деятельности и награждению сотрудников;
· профессиональному празднику;
· общегосударственному празднику – Новый год, День защитника Отечества и 8 Марта и т. д.
Каждое мероприятие должно быть запоминающимся и специфичным, отличным от предыдущего, поэтому здесь немаловажен творческий подход. Это не просто развлекательное корпоративное мероприятие, оно должно подчеркивать фирменный стиль вашей компании.
Программа должна подчеркивать элементы корпоративности, желательно присутствие элементов корпоративного стиля в оформлении. Необходимо подчеркивать, что это праздник именно данной компании, а не просто банкет по определенному случаю для малознакомых людей.
Цели и задачи корпоративных мероприятий:
- повысить эффективность взаимодействия и общения между сотрудниками разных отделов и подразделений, а также региональных представительств компании;
- повысить приверженность сотрудников компании;
- показать масштаб компании, отношение к сотрудникам, их значимость для фирмы, может быть, даже снять некоторые разногласия в процессе живого общения;
- обозначить цели на будущее, подчеркнуть корпоративные ценности, миссию компании;
- поднять дух команды после реструктуризации, значительного обновления коллектива, немного встряхнуть "старых" сотрудников.
В зависимости от бюджета к организации и проведению корпоративного мероприятия можно привлекать специализированные фирмы, поручить им весь комплекс услуг по разработке и проведению мероприятия или только разработку сценария. Если бюджет ограничен, можно заняться организацией и находить поставщиков услуг самостоятельно.
Мероприятия могут быть выездными или проводиться в помещении офиса.
С учетом особенностей и традиций компании, а также значимости повода можно организовать:
активный отдых на природе (эстафету, игру в казаки-разбойники, спортивные соревнования и т. д.);
барбекю (поездка на шашлыки);
выездной банкет;
поездку на теплоходе и др.
Проводимые в помещении офиса мероприятия – это чаще всего фуршеты (рассадка за столами не предусматривается), при этом для организации питания пользуются услугами кей-теринговых компаний. Существуют фуршетные службы и у ряда кафе, ресторанов.
Кейтеринг (Catering) – вид деятельности по обеспечению выездного ресторанного или другого обслуживания, связанного с обеспечением питания, при котором банкет, фуршет, корпоративные праздники и развлечения организуются в любом удобном для клиента месте.