GRP — gross rating points или TRP – target rating points
Сумма рейтингов (rating) временных интервалов, вошедших в медиа план. При расчете на все население – GRP, при расчете на целевую группу – TRP.
Cost TRP
Стоимость пункта рейтинга. Расчет: общая потраченная сумма денег делится на набранное количество рейтингов (TRP) Расчет:
Cost TRP = Total Cost/TRP.
Frequency
Средняя частота контакта с рекламой для охваченной части целевой группы. Рассчитывается для медиапланов.
Показатели для ТВ
Rating
Рейтинг передачи (рекламного блока, временного промежутка) рассчитывается по вероятностной модели и выражается в процентах от целевой группы.
Каждому зрителю, переключавшемуся на данный канал в течение данной передачи (рекламного блока, временного промежутка), присваивается определенный вес в зависимости от продолжительности просмотра. Так, зрителю, просмотревшему всю передачу от начала до конца присваивается вес 1, смотревшему половину передачи — 0.5, треть передачи — 0.3333 и т.д. Подсчитывается сумма весов и делится на количество респондентов — членов целевой группы.
Audience — аудитория
подсчитывается аналогично рейтингу, но выражается не в процентах, а в тысячах человек
Share
Доля канала — процент телезрителей, смотрящих определенный канал (рассчитывается как отношение АУДИТОРИИ канала к АУДИТОРИИ всех телевизионных каналов)
GRP — gross rating points
Процент членов целевой группы, смотревших хотя бы одну минуту из рассматриваемого эфирного события (телепрограмма, рекламный ролик…). Для каждого отдельного эфирного события GRP равен reach%.
Cumulative GRP — накопленный GRP
Рассчитывается как сумма GRP всех роликов, вошедших в отчет до данного ролика включительно.
Reach% — охват
Процент членов целевой группы, смотревших хотя бы одну минуту из рассматриваемого эфирного события. Для каждого отдельного ролика reach% равен GRP.
Cumulative Reach% — накопленный охват
Процент членов целевой группы, видевших хотя бы один из роликов, вошедших в отчет до данного ролика включительно. При подсчете Cumulative Reach% каждый человек считается только один раз, независимо от того, сколько раз он реально видел рекламные ролики.
Qualified reach — охват, посчитанный по одной из следующих методик:
количество членов целевой группы, смотрящих хотя бы N минут эфирного события количество членов целевой группы, смотрящих хотя бы N % от продолжительности эфирного события
Cumulative frequency — накопленная частота
Среднее количество раз, которое члены целевой группы, смотревшие рекламный ролик, его видели. Cumulative frequency рассчитывается как отношение Cumulative GRP к Cumulative Reach%.
Cost
Стоимость размещения рекламного ролика в эфире.
CPT GRP — стоимость одного пункта GRP.
Рассчитывается как отношение стоимости (Cost) к GRP.
Frequency distribution (N+)
Процент членов целевой группы, видевших рекламные ролики, более чем N раз.
Приложение 5.4. Отношение населения к рекламе
Значимость свойств товара или услуги по различным социально-демографическим группам
по данным Фонда «Общественное мнение», май 1998 г. (не более 3 ответов)
Отношение к рекламе среди руководителей предприятий
по данным КОМКОН-2, июнь 1998 г.
Доля респондентов, согласных с различными утверждениями по социальным группам | ||
Руководители предприятий и организаций | ||
Москва | Регионы | |
Реклама на ТВ очень раздражает | 41% | 37,4% |
Рекламируется много нужных полезных товаров, мне хочется покупать продукты, которые рекламируются, реклама помогает потребителям разобраться в новых товарах | от 3% до 7% | от 5% до 10% |
Я читаю рекламу в прессе, если нужна конкретная информация | 23% | 33,1% |
Интересно читать в прессе о новых товарах и услугах | 23% | 19% |
Отношение к рекламе по населению в целом[6]
по данным КОМКОН-2
Высказывание, с которым согласен | Совокупный показатель | Москва | ||
респондент | Все население, % | Застрахованное население, % | Все население, % | Застрахованное население, % |
Я верю информации, которую дают газеты | 24,3 | 25,9 | 24,6 | |
Я доверяю информации, которую дает телевидение | 29,4 | 30,5 | 28,7 | 29,3 |
Реклама никак не влияет на мое решение о покупке продуктов | 59,7 | 57,4 | 65,3 | 63,4 |
Я стараюсь использовать рекламные купоны, дающие скидку | 16,0 | 17,1 | 13,8 | 13,3 |
Мне хочется покупать продукты, которые рекламируются | 24,0 | 23,7 | 18,4 | 16,2 |
Я читаю рекламу в прессе, если мне нужна конкретная информация | 40,1 | 43,5 | 38,1 | 38,3 |
Реклама в Интернете помогает мне узнать о новых товарах и услугах | 0,9 | 1,3 | 1,2 | 1,6 |
Я обычно просматриваю бесплатные газеты, приходящие домой | 55,8 | 57,9 | 50,9 | 52,7 |
Я не обращаю внимание на рекламу в газетах и журналах | 34,5 | 34,3 | 42,8 | 41,5 |
Я с удовольствием смотрю по ТВ хорошо сделанную рекламу | 28,0 | 30,0 | 28,6 | 29,0 |
Когда по ТВ начинается рекламная пауза, я продолжаю смотреть рекламу | 14,0 | 14,3 | 11,5 | 10,4 |
Когда на радио начинается рекламная пауза, я продолжаю слушать рекламу | 41,3 | 41,4 | 41,2 | 43,6 |
Возрастное распределение отношения к рекламе
(по данным КОМКОН-2, 1999 г.)
§ «Рационалисты» – люди, рационально относящиеся к рекламе, не отвергающие ее, но и не делающие из нее культа. Представители данной группы воспринимают рекламные сообщения довольно лояльно, если у них есть потребность в получении информации о новых товарах и услугах. Данная группа представлена 25,3% населения.
§ «Безразличные» — самая многочисленная из групп (31.4%); это те, кто совсем не определил своего отношения к рекламе, вернее его можно описать как безразличное
§ «пожиратели» – активные потребители рекламной продукции, отличаются самой высокой степенью лояльности; доля их в населении значительно меньше и составляет 21.4% населения.
§ «Ненавистники» — группа, негативно относящаяся к рекламе, почти не использующая рекламную информацию в своих целях; таковых – 21.7%
Кто они?
Больше всего рациональное отношение к рекламе присуще людям активного делового возраста. Самое большое число рационально относящихся к рекламе среди 25-44-летних – 32%. Интересно, что и старики, и дети – менее всех других возрастных групп рационально подходят к рекламе (13 и 16.3%).
Эти же две возрастные группы больше других представлены в группе «безразличных» – 43 % (старше 65 лет) и 36.5% (10-15-летние). Меньше всего «безразличных» среди 35-44 летних – всего 17.5%
«Пожирать» рекламу более свойственно подросткам и молодежи. Их подчас абсолютная лояльность к ней наиболее проявлена в группе 10-15-летних, почти 40% из их числа относятся к группе «пожирателей». Чуть меньше таковых среди 16-19-летних, но и они проявляют заметно большую, чем другие группы лояльность к рекламе. Чем старше потребитель, тем более спокойно его отношение к рекламе — либо более рационально, либо более негативно, либо более безразлично.
Доля тех, кто крайне негативно относится к рекламе растет с возрастом. Наибольший процент непринимающих рекламу – среди лиц старше 55 лет, в четыре раза больший, чем у подростков. Очевидно, что старшее поколение не верит рекламе так, как верят ей более молодые.
Женщины чуть более негативно настроены по отношению к рекламе.
[1] Сведения о деятельности страховых организаций за 1999 год / М., Госкомстат РФ, 2000.
[2] Страховой рынок Москвы // Эксперт № 17, 11.05.98 г., с. 86-87.
Страховая компания “Народный резерв”. Отчет об анкетировании потенциальных клиентов // “Эксклюзивный маркетинг”, Вып. 5. С. 71-97.
[3] По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства за 1997 г.
[4] По данным Госкомстата РФ
[5] Николаев Н. Купить полис и быть спокойным! // Компания № 29 (Ежеквартальное приложение № 2), 23.08.99 г., с. 7-9.
[6] Демченко В., Адамович М. Рекламоносители многоразового использования // «Русский полис» № 6, июнь 2000 г. С. 20-23