В пункте 8 части 1 статьи 58 закона n 212-фз

Некоторые категории организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и производящих выплаты физическим лицам, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. К их числу относятся страхователи, основной вид деятельности которых указан в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Например, это текстильное и швейное производство, производство мебели, строительство, здравоохранение и предоставление социальных услуг и т.д.

Примечание

Отметим, что для применения льготы по п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ не имеет значения организационно-правовая форма организации. В частности, данной льготой может воспользоваться и муниципальное учреждение (см. также Письмо ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893).

Напомним, что такая льгота устанавливалась и в 2011 г. (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Однако с 2012 г. перечень страхователей, которые могут применять пониженные тарифы, расширился. В него были дополнительно включены страхователи, применяющие УСН, основной вид деятельности которых (пп. "б" п. 19 ст. 6 Закона N 379-ФЗ):

1) транспорт и связь (пп. "щ" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Примечание

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст) данный вид деятельности включает:

- деятельность сухопутного транспорта (класс 60 разд. I ОКВЭД);

- деятельность водного транспорта (класс 61 разд. I ОКВЭД);

- деятельность воздушного транспорта (класс 62 разд. I ОКВЭД);

- вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность (класс 63 разд. I ОКВЭД);

- связь (класс 64 разд. I ОКВЭД);

Заметим, что вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность относилась к числу льготируемых видов деятельности и в 2011 г. (пп. "щ" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). По остальным видам деятельности льгота предоставляется начиная с 1 января 2012 г. (пп. "щ" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, пп. "б" п. 19 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона N 379-ФЗ). В частности, "упрощенцы" в отношении вида деятельности "транспорт" вправе применять пониженные тарифы страховых взносов лишь с 1 января 2012 г. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.04.2013 N А31-5418/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 06.08.2013 N ВАС-10387/13));

2) розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (пп. "я.8" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

3) производство гнутых стальных профилей (пп. "я.9" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

4) производство стальной проволоки (пп. "я.10" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Также отметим, что начиная с 2012 г. совокупный тариф страховых взносов для данной категории страхователей уменьшен и составляет 20% (ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). В 2011 г. он составлял 26% (ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Размеры тарифов в 2012 - 2013 гг. представлены в таблице (ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Периоды Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования <**>
категория застрахованных лиц на страховую часть пенсии <*> на накопительную часть пенсии <*>
2012 - 2013 гг. Для лиц 1966 года рождения и старше 20,0% (из них <***>: 4,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов) - 0% 0%
Для лиц 1967 года рождения и моложе 14,0% (из них <***>: 4,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов) 6,0%

--------------------------------

<*> Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование распределяется на страховую и накопительную части пенсий для указанных застрахованных физических лиц на основании п. 12 ст. 33 Закона N 167-ФЗ.

<**> Напомним, что в 2011 г. страховые взносы уплачивались также в ТФОМС (ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 4.2.2.7 "Пониженные страховые тарифы (ставки) в 2011 г. при применении УСН". С 2012 г. взносы в ТФОМС уплачивать не нужно.

<***> Начиная с 2012 г. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подразделяются на солидарную и индивидуальную части (абз. 9, 10 ст. 3 Закона N 167-ФЗ, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 9 Закона N 379-ФЗ).

Обратите внимание!

Начисление страховых взносов прекращается с того момента, когда сумма вознаграждений в пользу физического лица, рассчитанная нарастающим итогом с начала года, превысит предельную величину базы для начисления взносов. В 2013 г. эта величина составляет 568 000 руб. (ч. 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276). Напомним, что в 2012 г. указанный лимит составлял 512 000 руб.

Подробнее об этом читайте в разд. 3.4.2 "Предельная сумма выплат и иных вознаграждений для начисления страховых взносов и ее индексация".

Отметим, что страхователь, применяющий УСН, вправе рассчитывать взносы по тарифам, установленным ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, в отношении всех своих сотрудников, включая работников-инвалидов. Такое мнение приведено в Письмах ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893, Минздравсоцразвития России от 24.07.2012 N 17-3/39, от 07.03.2012 N 618-19 (направлено Письмом ФСС РФ от 03.04.2012 N 15-03-18/08-3638). Напомним, что выплаты инвалидам I, II и III групп также облагаются по льготным ставкам (п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Однако эти ставки в совокупности выше тарифов, установленных для "упрощенцев", и поэтому для страхователей они менее выгодны. Из Письма Минздравсоцразвития России от 24.07.2012 N 17-3/39 следует, что в данной ситуации страхователь вправе выбрать наименьший тариф, хотя применение более высокого тарифа, установленного ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, также не является ошибкой.

Примечание

Минздравсоцразвития России было преобразовано в Минтруд России и Минздрав России (п. 3 Указа Президента РФ от 21.05.2012 N 636, Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, от 19.06.2012 N 608, от 28.06.2012 N 655). Положение о Минздравсоцразвитии России утратило силу 10 июля 2012 г. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.06.2012 N 655).

Упомянутое Письмо Минздравсоцразвития России от 24.07.2012 N 17-3/39 было издано после преобразования данного ведомства. Тем не менее полагаем, что, несмотря на указанные административные изменения, позиция чиновников по рассматриваемому вопросу останется прежней.

Страхователи, применяющие УСН, должны располагать документами, подтверждающими право уплачивать страховые взносы по льготным тарифам. Такими документами являются информационное письмо о возможности применения УСН <4> (либо патент на право применения УСН (форма N 26.2.П-3) в 2012 г.) и (или) копия налоговой декларации по УСН (форма 1152017) с отметкой налогового органа о принятии (Письмо ФСС РФ от 01.12.2010 N 02-03-10/08-12891).

--------------------------------

<4> С 1 января 2013 г. используется форма информационного письма (форма N 26.2-7), утвержденная Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

Ранее применялась форма N 26.2-7, установленная Приказом ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@.

Для страхователей, перешедших на УСН до издания Приказа ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@, подтверждающим документом является уведомление о возможности применения УСН по форме N 26.2-2 (утв. Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495).

Деятельность признается основной, если доля доходов от нее составляет не менее 70% общей суммы доходов страхователя, рассчитанной в соответствии с положениями ст. 346.15 НК РФ (ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Примечание

Величину доходов нужно определять по правилам ст. 346.15 НК РФ. Подробнее с правилами учета доходов при применении УСН можно ознакомиться в разд. 3.4 "Доходы, которые учитываются (облагаются) при УСН. Поступления, которые доходами не являются" Практического пособия по УСН.

Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя устанавливает федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). С 3 июля 2012 г. указанные функции отнесены к компетенции Минтруда России и Минздрава России (п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608). Ранее порядок подтверждения основного вида деятельности устанавливало Минздравсоцразвития России (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

До изменения порядка, установленного ранее Минздравсоцразвития России, таким подтверждением являются:

- Расчет по форме РСВ-1 ПФР с заполненным подразделом 3.6 разд. 3, который страхователь представляет в территориальные органы ПФР (Письма Минздравсоцразвития России от 30.11.2011 N 5071-19, от 11.03.2011 N 748-19, ПФР от 17.06.2011 N 30-22/6718, Информационное сообщение ПФР от 24.03.2011);

- Расчет по форме-4 ФСС с заполненной таблицей 4.3, который подается в территориальные органы ФСС РФ (Письмо ФСС РФ от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395).

Примечание

Отметим, что данные выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) о видах экономической деятельности не могут служить подтверждением для применения пониженных тарифов, предусмотренных п. 8 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Такие разъяснения приведены в Письме Минздравсоцразвития России от 30.11.2011 N 5071-19.

Страхователь теряет право на применение пониженных тарифов, предусмотренных ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, в следующих случаях:

1) прекращение применения УСН. Это следует из п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, согласно которому пониженные тарифы установлены для организаций и предпринимателей на УСН. Таким образом, с утратой статуса "упрощенца" страхователь лишается в том числе и права рассчитывать страховые взносы по указанным тарифам.

Аналогичное мнение высказал ФСС РФ. При этом чиновники уточнили, что применение пониженных тарифов прекращается с начала того квартала, в котором утрачено право на УСН (Письмо ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893). Значит, начиная с указанного периода страховые взносы следует пересчитать по общим тарифам и доплатить в бюджет. Отметим, что пени в данном случае не начисляются, поскольку это не предусмотрено ст. 58 Закона N 212-ФЗ;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности не соответствует первоначально заявленному. При этом плательщик страховых взносов не вправе применять льготные тарифы с начала того отчетного (расчетного) периода, в котором допущено данное несоответствие (ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

В подобной ситуации сумму взносов нужно восстановить и перечислить в бюджет. При этом пени уплате не подлежат.

В том отчетном (расчетном) периоде, в котором страхователь соответствовал требованиям ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, он правомерно применял пониженные тарифы. В связи с этим сумма взносов, подлежащая доплате, не может рассматриваться как недоимка, а значит, нет оснований для начисления пеней (Письмо Минтруда России от 05.07.2013 N 17-3/1084).

Напомним, что в случае утраты права на применение пониженных тарифов по данному основанию в 2011 г. страхователи уплачивали в бюджет в том числе и пени. Это предусматривалось ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Однако с 1 января 2012 г. положения о начислении пеней из данной нормы исключены (пп. "е" п. 19 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона N 379-ФЗ).

Наши рекомендации