Финансовая система: понятие, состав. Взаимодействие сфер и звеньев финансовой системы
Финансовая система
Многообразие финансовых отношений объективно требует их классификации. Существуют различные подходы к группировке финансов, но мы рассмотрим один, основанный на признаке степени централизации финансовых ресурсов.
Финансовая система состоит из двух блоков- сфер. Сферы принято делить на мелкие- звенья. (Схема вообще, не только для РФ)
1. Централизованные:
a. Бюджеты и бюджетные системы
b. Государственные и муниципальные внебюджетные формы
c. Государственные страховые резервы
d. Государственные кредитные ресурсы
2. Децентрализованные:
a. Финансы домашних хозяйств:
· 1
· 2 и т.д.
b. Финансы некоммерческих организаций
c. Финансы коммерческих организаций
· Финансы организаций, оказывающих финансовые услуги – Д->Д* (финансовая система в узком смысле)
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных сфер, звеньев финансовых отношений.
8. Финансовый рынок: понятие, структура, роль в финансовой системе.
Финансовый рынок представляет собой систему отношений связанных с перераспределением на основе спроса и предложения временно свободных финансовых ресурсов субъектов рынка в целях осуществления расширенного воспроизводства, решения социальных задач и получения доходов.
Объективной предпосылкой существования финансового рынка является, с одной стороны, наличие свободных финансовых ресурсов у одних субъектов рынка, с другой – наличие потребности в финансовых ресурсах у других субъектов. Все они должны быть экономически самостоятельными собственниками.
Для того, чтобы финансовый рынок успешно развивался необходимо 3 условия:
1. Отлаженное регулируемое функционирование экономики
2. Наличие развитого денежного рынка с единой системой денежных отношений и открытой информационной средой
3. Принятое законодательство, обеспечивающие легитимность операций на финансовом рынке
Структура финансового рынка
Финансовый рынок:
1. Денежный рынок
a. Валютный рынок
b. Рынок краткосрочных ценных бумаг
c. Рынок краткосрочных кредитов
1. Рынок капиталов
a. Рынок долгосрочных банковских кредитов
b. Фондовый рынок
i. Первичный рынок
1. Первичная эмиссия
2. Повторная эмиссия
i. Вторичный рынок
1. Биржевой рынок
2. Внебиржевой рынок
Рынок является элементом, как и денежного рынка, так и рынка капитала.
Функция финансового рынка заключается в перераспределении финансовых ресурсов в пользу субъектов хозяйствования, нуждающихся в них.
Роль финансов – позволяют сократить период времени, необходимый участникам рынка для накопления необходимого ему объема денег. Также способствует гибкому переливу капитала между видами экономической деятельности, секторами экономики, в соответствии со сложившимися общественными потребностями.
Организация, осуществляющая регулирование финансового рынка – это ЦБ РФ, он регулирует валютные операции, кредитные операции банков, расчетные отношения, а также финасовая служба – регулирует операции с ценными бумагами, лицензирует деятельность профессиональных участников рынка, регулирует и лицензирует деятельность негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, которые инвестируют пенсионные накопления, а также федеральная служба страхового надзора.
Участники и инструменты финансового рынка
Финансовые инструменты
На денежном рынке обращаются краткосрочные производные ценные бумаги: коммерческие векселя, банковские векселя и казначейские обязательства.
Вексель – обязательство покупателя оплатить указанную в векселе сумму за оказанные услуги в течение зафиксированного срока. На современном векселе делают индоссамент или передаточную надпись и рассчитываются векселем уже по своим обязательствам. Высокая степень доверия к векселедателю.
Схема движения векселей. Действующие лица:
Трассант – кредитор или поставщик.
Трассат – заемщик или покупатель.
Ремитент – векселедержатель.
1. Трассант передает товар и предлагает подписать вексель об оплате этого товара определенной суммой в определенное время.
2. Трассат акцептует вексель, подписывает его и передает его трассанту.
3. Трассант передает вексель ремитенту, своему кредитору.
4. Когда наступает срок, ремитент передает вексель трассата для расчета.
Ремитент может не дожидаться срока оплаты и продать вексель с дисконтом от номинала банку.
Банковский вексель, в отличие от обычного товарного векселя, имеет депозитную основу – векселедержатель для получения векселя в банке депонирует в банке указанную в векселе сумму. На указанную в векселе сумму банк начисляет процент. Процент зависит от номинала векселя и периода обращения векселя – чем больше период, тем выше цена.
Очень часто банковский вексель обозначает акцепт всех векселей.
Разновидностью банковских векселей является сберегательный сертификат.
Казначейские обязательства (КО) – это краткосрочные долговые обязательства государства, получается с целью получения дохода, либо в зачет налоговых платежей. Если количество передаточных надписей, оговоренных в проекте эмиссии исчерпано до конца периода обращения, то государство погашает казначейское обязательство раньше срока.
Экономические партнеры могут подписать фиктивный вексель. Они называются еще бронзовые или дружеские, за которыми не стоит товарной сделки в целях получения векселедержателем кредита под залог в банке.
Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги (кредиторы), а с другой стороны — лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной из категорий участников рынка являются финансовые посредники. Предоставление денежных средств возможно и без финансовых посредников
В качестве кредиторов и заёмщиков на денежном рынке выступают:
**Банки**Небанковские кредитные организации**Предприятия и организации различного типа — юридические лица**Физические лица**Государство в лице определённых органов и организаций**Международные финансовые организации**Другие финансово-кредитные учреждения
В качестве финансовых посредников на денежном рынке выступают:
**-Банки **-Профессиональные участники фондового рынка **-Брокеры **-Дилеры
**-Управляющие компании **-Другие финансово-кредитные учреждения
Интересы участников денежного рынка состоят в получении дохода от операций с различными финансовыми инструментами денежного рынка. Кредиторы получают доход в виде процента на переданную сумму. Заёмщики получают доход в виде дополнительной прибыли, полученной от использования заимствованных денежных средств. Финансовые посредники получают доход в виде комиссионного вознаграждения или разницы между процентными ставками привлечения и размещения средств.
Рынок ценных бумаг
РЦБ (фондовый рынок) — составная часть финансового рынка, на котором оборачиваются ценные бумаги.
Способы классификации
Существует множество способов классификации рынков ценных бумаг:
По характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный).
По виду ценных бумаг (рынок облигаций, рынок акций, рынок производных финансовых инструментов).
По форме организации (биржевые и внебиржевые).
По территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки).
По эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг и т. п.).
По срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг).
По видам сделок (кассовый рынок — подразумевает мгновенное исполнение сделок, форвардный рынок и т. д.).
По отраслевому принципу.
По другим критериям.
Классификация по характеру движения ценных бумаг
Первичный) — рынок, на котором происходит размещение новых ценных бумаг.
Вторичный рынок) — место основной купли-продажи ранее выпущенных активов. Именно со вторичным рынком лучше всего знаком начинающий инвестор, поскольку биржи как раз относятся ко вторичному рынку. Один из главных субъектов фондовая биржа.
Третий рынок -охватывает торговлю зарегистрированными на бирже ценными бумагами за пределами самой биржи]. Третий рынок традиционно использовался в качестве площадки крупными пакетами акций между институциональными инвесторами. С развитием интернета он стал доступен для частных инвесторов.
Четвёртый рынок — это электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между институциональными инвесторами. Самые известные системы четвёртого рынка — InstiNet, POSIT, Crossing Networ
Инструменты и участники фондового рынка
На фондовом рынке обращаются основные ценные бумаги:
1)Акции 2)Облигации
Акция – ценна бумага, свидетельствующая о вкладе владельца в уставный капитал акционерного общества. Акции могут быть обыкновенными и привилегированными. Доходом по акциям являются дивиденды.
Облигация – долговая или процентная ценная бумага о предоставлении держателю ссуды эмитенту облигации.
Доходом по облигации является процент.
На вторичном рынке могут обращаться производные ценные бумаги, наиболее известные как опционы и фьючерсы.
Опцион – это контракт фиксирующий обязанность продавца продать актив и право покупателя купить его по указанной цене на конкретную дату. За это покупатель уплачивает продавцу некоторую сумму – опционную премию, цену контракта.
Фьючерс – это контракт обязывающий продавца продать, а покупателя купить актив по установленной цене на конкретную дату.
Дилеры – это такие посредники, которые вкладывают в операции собственный капитал и рискуют им, и имеют доходы от курсовых разниц.
Брокеры – это такие посредники, которые осуществляют операции на фондовом рынке по поручению клиентов, вкладывая при этом их капитал. Их доход составляет комиссионное вознаграждение (либо он выполняет указания, либо сам решает, и от этого зависит размер вознаграждения).
Профессиональные участники финансового рынка:
**Банки***Инвестиционные институты – к ним относятся финансовые брокеры ,инвестиционные консультанты, инвестиционные компании, инвестиционные фонды ***Инфраструктурные организации – обслуживающие; регистраторы , депозитарии, биржи , расчетные центры .
11.Содержание, значение и задачи финансовой политики
Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений. Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
12.Основные направления финансовой политики РФ на современном этапе
Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. В ходе исполнения новой финансовой политики выявилось множество проблем и к началу проведения реформ разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы реформы на декларативном уровне, которые фактически начали проводиться методом проб и ошибок.
Для выхода из финансового кризиса Правительством РФ был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода:
– повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;
– оздоровление банковской системы;
– совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;
– ликвидация неденежных расчетов и неплатежей;
– развитие земельной реформы;
– принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;
– создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций. Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны.
Для укрепления курса национальной валюты необходимо осуществить комплекс мер для ограничения спекуляций на валютном рынке и остановить незаконный вывоз капитала за рубеж. Необходимо повысить товарное обеспечение рубля путем проведения структурной перестройки экономики.
Задачей ближайших лет является укрепление доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам. Для этого необходимо создать надежную систему страхования вкладов, разрешить при определенных условиях иностранным банкам привлекать средства населения России, повысить процентные ставки по депозитам, соблюдать разумные пределы доходности государственных ценных бумаг.
Стратегической задачей финансовой политики является достижение сбалансированности бюджетов всех уровней, для чего необходимо проведение в жизнь скоординированной, единой бюджетной политики федерального центра, субъектов Российской Федерации муниципальных образований с целью укрепления государственных финансов и пресечения проявлений регионального сепаратизма.
Поддержать экономику страны может сокращение налогового бремени. Необходимо выполнение принятых законов по снижению налогового бремени, а также анализ их влияния на экономику и доходы бюджета.
Важным направлением совершенствования бюджетной политики является оптимизация структуры расходов бюджета и сокращение бюджетных расходов по тем статьям, где это возможно. Необходимо наращивать расходы бюджета на народное хозяйство. Необходимо дальнейшее снижение расходов на обслуживание государственного долга.
Финансовая политика должна быть увязана с денежно-кредитной политикой. Направлениями политики государства в этой области является активизация Банка России на открытом рынке.
В ближайшем будущем требует решения такая проблема бюджета, как повышение эффективности использования государственной собственности.
Осуществление перечисленных мероприятий позволит обеспечить укрепление государственных и территориальных финансов, ускорить экономическое и социальное развитие нашей страны.