Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте
Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте
Направление подготовки (специальности) 37.05.01«Клиническая психология»
Специализация «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» (набор 2011 г)
Квалификация выпускника: специалист
Год набора – 2012
Форма обучения – очная
Курс 5 семестр 10
Лекции 24 (час.)
Практические занятия 24 (час.)
Экзамен9 (семестр)
Самостоятельная работа 96 часов, в том числе на подготовку к экзамену 36 часов.
Общая трудоемкость дисциплины 144 (час.) 4 (з.е)
Составители: Е.В. Павлова, к.пс. н, доцент, А.Г. Закаблук , к.пс. н, доцент
Факультет социальных наук
Кафедра психологии и педагогики
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта ВО, для специальности 37.05.01 «Клиническая психология»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии и педагогики
« 27 » ______06_______ 2016 г., протокол № 10
И. о. заведующего кафедрой_______________________ Е.А. Иванова
Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методического совета направления
37.05.01 «Клиническая психология» «_24___» __06________2016 г., протокол №10
Председатель___________________________________/С.В. Смирнова/
СОГЛАСОВАНО Начальник учебно-методического управления_______Н.А. Чалкина (подпись) «__22_»_____09_________2016_г. | СОГЛАСОВАНО Директор научной библиотеки ______________Л.А. Проказина (подпись) «29_»_____06___________2016__г. |
СОГЛАСОВАНО Заведующий выпускающей кафедрой __________Е.А. Иванова (подпись) «28___»___09___________2016___г. |
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания дисциплины «Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте»: сформировать у студентов представления о путях становления и развития эмоциональной сферы ребенка, причинах эмоциональных нарушений и способах их коррекции.
Задачипреподавания дисциплины:
1) Систематизировать и расширить знания студентов о развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;
2) Ознакомить студентов с уровневым подход к патологии эмоциональной системы;
3) Сформировать знания и умения в области коррекции детских страхов, агрессии и раннего детского аутизма.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
Дисциплина «Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте» является обязательной дисциплиной вариативной части профессионального цикла (С3.В.ОД.1). Данная дисциплина развивает содержание дисциплин «Общая психология», «Введение в клиническую психологию», «Психология развития и возрастная психология», «Нарушения психического развития в детском возрасте» и ряд других узкоспециальных дисциплин.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
1) этапы и механизмы развития эмоциональной сферы ребенка;
2) базовые принципы и методы коррекции эмоциональных нарушений дошкольников.
Уметь:
1) определять уровень эмоционального нарушения (в соответствии с концепцией В.В. Лебединского);
1) давать адекватную оценку причин развития эмоциональных нарушений;
2) выбирать программу коррекции выявленных эмоциональных нарушений.
Владеть:системой понятий и категорий, необходимых для осуществления коррекции эмоциональных нарушений дошкольников.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
1) способность и готовность к овладению современными представлениями и теориями о феноменах, закономерностях нормального и аномального развития в детском и юношеском возрасте (ПСК-4.1);
2) способность и готовность к освоению методологии синдромного анализа структуры аномалии развития с целью определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции (ПСК-4.2);
3) способность и готовность к использованию в профессиональной деятельности знаний об основных клинических и психологических классификациях видов и параметров дизонтогенеза (ПСК-4.3);
4) способность и готовность к пониманию роли возрастных факторов, влияющих на генезис и структуру нарушений психики и поведения в детском и юношеском возрасте (ПСК-4.4);
5) способность и готовность к самостоятельной формулировке практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования детей и семей с целью определения типа дизонтогенеза, факторов риска аномалий психического развития (ПСК-4.5);
6) способность и готовность к применению на практике диагностических методов и процедур оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре формирующейся психики ребенка (ПСК-4.6):
7) способность и готовность к применению основных стратегий психопрофилактики, реабилитации, психотерапии и психологической коррекции аномалий психического развития у детей, подростков и юношей (ПСК-4.7);
8) способность и готовность к разработке и реализации программ работы с детьми по психопрофилактике и психокоррекции аномалий развития с учетом клиникопсихологической оценки их структуры (ПСК-4.8);
9) способность и готовность к применению современных процедур и технологий консультирования родителей по вопросам эмоциональных и поведенческих отклонений у детей и подростков с целью их коррекции (ПСК-4.9);
10) способность и готовность к осуществлению диагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы с семьей проблемного ребенка (ПСК-4.10);
11) способность и готовность к взаимодействию со специалистами лечебных, образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье (ПСК-4.11).
МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы | Компетенции | Σ общее количество | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| компетенций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО |
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 (час.), 4 (з.е.).
№ п/п | Раздел дисциплины |
|
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лек ции | Практич. | СРС | |||||||
Понятие и структура базальной эмоциональной регуляции в норме и патологии | А | 1-2 | Устный ответ, конспект | ||||||
Формирование эмоциональной регуляции в онтогенезе | А | 3-4 | Устный ответ, домашняя письменная работа | ||||||
Уровневый подход к патологии эмоциональной системы | А | Устный ответ, конспект | |||||||
Коррекция эмоциональных нарушений: общие понятия | А | Устный ответ, конспект | |||||||
Коррекция страхов | А | 7-8 | Устный ответ, конспект, работа в микрогруппах, эссе | ||||||
Коррекция агрессивного поведения | А | 8-9 | Устный ответ, конспект, работа в микрогруппах, эссе | ||||||
Коррекционная работа с аутичными детьми | А | 10-11 | Устный ответ, конспект, работа в микрогруппах | ||||||
Общая организация эмоционального поведения | А | Устный ответ, конспект, контрольная | |||||||
ребенка | работа. | ||||||||
Экзамен | |||||||||
ИТОГО: | |||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1 Лекции:
Тема 1. Понятие и структура базальной эмоциональной регуляции в норме и патологии.Базальная структура эмоциональной регуляции. Морфологический субстрат эмоциональной регуляции. Связь эмоций с инстинктами и влечениями. Роль безусловных рефлексов в функционировании эмоций. Роль памяти и речи в эмоциональной регуляции. Регуляторная функция эмоциональной системы. Афферентное и эфферентное звенья эмоциональной системы. Роль когнитивной и эмоциональной систем в обеспечении ориентировки в окружающем мире. Потребность организма в поддержании активных (стенических) состояний и эмоциональное тонизирование. Оптимальный уровень тонизирования. Патология эмоций и первичные нарушения нейродинамики. Явления гипо- и гипердинамии. Уровень нарушения, определяющий качество патологического процесса. Проблема определения границы, отделяющей физиологическое напряжение, свойственное нормальному процессу, от патологического, ведущего к невосполнимым энергетическим тратам.Уровни базальной системы эмоциональной регуляции.Уровень полевой реактивности. Уровень стереотипов. Уровень экспансии.Уровень эмоционального контроля.Тема 2. Формирование эмоциональной регуляции в онтогенезе.
Врожденные предпосылки становления системы эмоциональной регуляции. Порядок включения уровней аффективной организации в раннем онтогенезе. Включение уровней полевой реактивности и экспансии в первый год жизни ребенка. Роль отношений с матерью и близкими взрослыми в аффективной адаптации ребенка на ранних этапах онтогенеза. Формирование механизмов аффективной стимуляции ребенка. Расширение круга раздражителей, вызывающих аффективную реакцию ребенка. Дифференциация контактов с различными членами семьи и стабилизация аффективных контактов ребенка с ближайшим окружением. Появление страха как реакции на изменения сложившихся отношений. Способы преодоления страха. Первый кризис эмоционального развития ребенка. Развитие речи и ее роль в эмоциональной регуляции поведения ребенка. Эмоциональные реакции кризиса 3 лет. Слишком большая пассивность и «послушность» ребенка как сигнал нарушения нормального аффективного развития. Развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Тема 5. Коррекция страхов.
Понятие страха. Страх и тревожность. Роль страхов в общем развитии эмоциональной сферы ребенка. Причины развития страхов на различных этапах онтогенеза. Универсальные и возрастно-специфичные страхи. Типологии детских страхов. Методы диагностики страхов. Основные направления психокоррекции детских страхов. Использование изобразительных техник, ролевой игры, литературных произведений в работе с детскими страхами. Тема 6. Коррекция агрессивного поведения.
Понятие агрессии и агрессивности. Причины агрессивного поведения детей раннего возраста и дошкольников. Типология агрессии и агрессивного поведения дошкольников. Самоагрессия. Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.Уничтожение ребенком результатов своей деятельности.Агрессивное отношение к близкому человеку.Генерализованная агрессия.Устойчивые агрессивные действия.Агрессивный контакт. Общие принципы коррекции агрессии и агрессивного поведения. Основные направления коррекции агрессии.
Практические занятия
Тема 5. Коррекция страхов.
План:
1) Понятие страха. Страх и тревожность.
2) Роль страхов в общем развитии эмоциональной сферы ребенка.
3) Причины развития страхов на различных этапах онтогенеза.
4) Типологии детских страхов.
5) Методы диагностики страхов.
6) Основные направления психокоррекции детских страхов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ п/п | № раздела (темы) дисциплины | Форма (вид) самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию | ||
Тема 2 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию 3. Составление таблицы (схемы), отражающей этапы формирования эмоциональной регуляции в раннем онтогенезе | ||
Тема 3 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию | ||
Тема 4 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию | ||
Тема 5 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию 3. Эссе «Адаптивная и дезадаптивная функции детских страхов» или «Роль сказок (мультфильмов) в формировании и преодолении детских страхов» | ||
Тема 6 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию 3. Эссе «Семейные ресурсы преодоления агрессии дошкольника» или «Агрессия как нападение и как защита: причины развития и способы различения» | ||
Тема 7 | 1.Выполнение заданий, полученных на лекции 2.Подготовка к практическому занятию | ||
Тема 8 | 1.Выполнение заданий, полученных на лекции 2.Подготовка к практическому занятию 3.Выполнение контрольной работы | ||
Экзамен | |||
ИТОГО |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
Основная литература:
1.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Электронный ресурс]/ Баенская Е.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2015.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52078.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Быкова И.С., Краснощекова И.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21830.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература:
1.Зеленина Н.Ю. Социально-эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие. Направление подготовки – 050700.62 «Специальное дефектологическое образование», профилю подготовки «Дошкольная дефектология»/ Зеленина Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 46 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32096.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ О.Ю. Кравец [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39667.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Микрополяризации у детей с нарушением психического развития или Как поднять планку ограниченных возможностей [Электронный ресурс]/ М.П. Ломарев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19448.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3.Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Московкина А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2014.— 252 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31761.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Стребелева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2011.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13027.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе преподавания данной учебной дисциплины применяются электронные формы обучения.
Активно используются следующие образовательные технологии: лекции, практические занятия, практические занятия с элементами тренинга, самостоятельная работа студентов, реферат. При проведении занятий целенаправленно используется работа в микрогруппах с последующим общим обсуждением, работа со специальной литературой, практическая апробация рассматриваемых приемов и рекомендаций по оптимизации умственного труда студентов.
В соответствии с ФГОС ВО, объем занятий, проводимых в интерактивной форме, должен составлять не менее 50 % от аудиторных занятий (не менее 24 часов). В соответствии с учебным планом, объем занятий, проводимых в интерактивной форме, должен составлять не менее 24 часов (12 часов – лекции, 12 часов – практические занятия). Распределение занятий, проводимых в интерактивной форме, отражено в таблице.
№ п/п | Тема | Форма занятия | Трудоемкость в часах | |
Понятие и структура базальной эмоциональной регуляции в норме и патологии | Лекция с элементами беседы Обсуждение докладов в соответствии с планом практического занятия | |||
Формирование эмоциональной регуляции в онтогенезе | Лекция с элементами беседы Обсуждение докладов в соответствии с планом практического занятия Просмотр и обсуждение учебного фильма | |||
Уровневый подход к патологии эмоциональной системы | Лекция с элементами беседы Обсуждение докладов в соответствии с планом практического занятия | |||
Коррекция эмоциональных нарушений: общие понятия | Лекция с элементами беседы Обсуждение докладов в соответствии с планом практического занятия | |||
Коррекция страхов | Лекция с элементами беседы Работа в микрогруппах (в соответствии с планом практического занятия) | 1.5 | ||
Коррекция агрессивного | Лекция с элементами беседы | |||
поведения | Работа в микрогруппах (в соответствии с планом практического занятия) Обсуждение эссе (п темам 5 и 6) | |||
Коррекционная аутичными детьми | работа с | Лекция-визуализация Работа в микрогруппах (в соответствии с планом практического занятия) Просмотр и обсуждение учебного фильма | ||
Общая эмоционального ребенка | организация поведения | Лекция с элементами беседы Обсуждение докладов в соответствии с планом практического занятия | ||
ИТОГО | 27.5 |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования; описание шкал оценивания, типовые контрольные задания ли иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков отражены в фонде оценочных средств по дисциплине ««Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте», который является приложением к рабочей программе.
Текущий контроль успеваемости по дисциплине «Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте» осуществляется по нескольким направлениям: 1) устный опрос студентов на практических занятиях; 2) проведение письменных проверочных работ (терминологический диктант, эссе, контрольная работа); 3) контроль самостоятельной работы.
Итоговая аттестация осуществляется в виде экзамена.
Примерные задания для контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте» выполняется студентами в течении семестра, является обязательным условием допуска к зачету и сдается преподавателю не позднее последнего занятия по дисциплине.
Вариант 1
1) Общая характеристика первого уровня эмоциональной регуляции. Нарушения данного уровня и способы их коррекции.
2) Причины возникновения и коррекция детских страхов. Вариант 2
1) Общая характеристика второго уровня эмоциональной регуляции. Нарушения данного уровня и способы их коррекции.
2) Причины возникновения и коррекция детской самоагрессии. Вариант 3
1) Общая характеристика третьего уровня эмоциональной регуляции. Нарушения данного уровня и способы их коррекции.
2) Причины возникновения и коррекция детской агрессии. Вариант 4
1) Общая характеристика четвертого уровня эмоциональной регуляции. Нарушения данного уровня и способы их коррекции.
2) Причины возникновения и коррекция детского аутизма.
Примерная тематика эссе
Отражена в п.6 «Самостоятельная работа»
Примерные вопросы к экзамену:
1. Понятие базальной структуры эмоциональной регуляции. Морфологический субстрат эмоциональной регуляции.
2. Функции эмоциональной системы.
3. Афферентное и эфферентное звенья эмоциональной системы.
4. Роль когнитивной и эмоциональной систем в обеспечении ориентировки в окружающем мире.
5. Патология эмоций и первичные нарушения нейродинамики. Явления гипо- и гипердинамии.
6. Уровни базальной системы эмоциональной регуляции.
7. Развитие эмоциональной сферы ребенка в первом полугодии жизни.
8. Развитие эмоциональной сферы ребенка во втором полугодии жизни.
9. Первый кризис эмоционального развития ребенка.
10. Развитие речи и ее роль в эмоциональной регуляции поведения ребенка.
11. Эмоциональные реакции кризиса 3 лет.
12. Развитие эмоциональной сферы дошкольника.
13. Понятие патологии эмоциональной сферы.
14. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции.Явления гиперфункции отдельных уровней
15. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции.Явления гипофункции отдельных уровней.
16. Повреждение механизмов эмоциональной регуляции.
17. Понятие и базовые принципы коррекции эмоциональных нарушений.
18. Направления психологической коррекции аффективной дезадалтации.
19. Психотерапевтические приемы, обеспечивающие направленное изменение аффективного состояния человека.
20. Уровневый подход к коррекции эмоциональных нарушений.
21. Основные этапы коррекции.
22. Роль эмоционального контакта ребенка и взрослого в процессе психокоррекции.
23. Понятие страха. Страх и тревожность. Роль страхов в общем развитии эмоциональной сферы ребенка.
24. Причины развития страхов на различных этапах онтогенеза. Типологии детских страхов.
25. Методы диагностики страхов.
26. Основные направления психокоррекции детских страхов.
27. Понятие агрессии и агрессивности. Теории детской агрессии.
28. Причины агрессивного поведения детей раннего возраста и дошкольников.
29. Типология агрессии и агрессивного поведения дошкольников. Самоагрессия.
30. Общие принципы и направления коррекции агрессии и агрессивного поведения.
31. Понятие аутизма. Теории аутизма.
32. Типология аутичных детей по В.В. Лебединскому.
33. Общие принципы и этапы коррекционной работы с аутичными детьми.
34. Установление контакта с аутичными детьми первой, второй, третьей и четвертой групп (по В.В. Лебединскому).
35. Особенности коррекции страхов и агрессии у аутичных детей, принадлежащих к различным группам.
36. Психологическая работа с родителями аутичного ребенка.
37. Использование элементов арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии в работе с ранним детским аутизмом.
38. Базовые принципы организации эмоционального поведения ребенка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Электронный ресурс]/ Баенская Е.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2015.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52078.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Быкова И.С., Краснощекова И.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21830.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература:
1.Зеленина Н.Ю. Социально-эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие. Направление подготовки – 050700.62 «Специальное дефектологическое образование», профилю подготовки «Дошкольная дефектология»/ Зеленина Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 46 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32096.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ О.Ю. Кравец [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39667.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Микрополяризации у детей с нарушением психического развития или Как поднять планку ограниченных возможностей [Электронный ресурс]/ М.П. Ломарев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19448.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4.Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Московкина А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2014.— 252 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31761.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Стребелева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2011.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13027.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины.
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
- после прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут);
- при подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут);
- в течение недели выбрать время для работы с литературой в библиотеке.
В ходе подготовки к практическим и семинарским занятиям нужно изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на занятие. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план выполнения задания.
Рекомендации по работе с литературой.
Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
Рекомендации по написанию письменной работы (реферата).
Письменная работа выполняется студентами на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей студентов, овладения навыками самостоятельной работы с научной, научно-методической, нормативно-правовой литературой, формирования умений анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, делать выводы на основе проведенного анализа.
Письменная работа излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Она обязательно должна иметь титульный лист. Он содержит название высшего учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы, учёное звание и степень научного руководителя, фамилию, инициалы автора, номер группы.
На следующем листе приводится содержание письменной работы. Оно включает в себя: название вопросов, список литературы.
Следующий этап: составление библиографии (перечень использованных источников). Для написания письменной работы должны быть использованы разнообразные источники, включая справочные издания, периодические издания, интернет ресурсы. Вся использованная при написании работы литература не должна быть старше 10 лет.
Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, соответствующему оглавлению, который должен отражать содержание текста. Каждый вопрос письменной работы начинается с нового листа.
Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела. В тексте письменной работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).
Требования к написанию рефератов
1 Реферат является одним из методов организации самостоятельной работы студентов.
2 Темы письменных работ являются дополнительным материалом для изучения данной дисциплины.
3 Письменная работа (реферат) является допуском к экзамену.
4 Письменная работа должен быть подготовлен согласно теме, предложенной преподавателем. Допускается самостоятельный выбор темы, но по согласованию с преподавателем.
5 Объем реферата – не менее 12 страниц формата А4.
Письменная работа должна иметь:
титульный лист, оформленный согласно «Стандарта предприятия»;
содержание;
текст должен быть разбит на разделы согласно содержания;
заключение;
список литературы не менее 5 источников.
6 Обсуждение тем проводится на тех семинарских занятиях, по которым они распределены. Это является обязательным требованием. В случае непредставления согласно установленного графика (без уважительной причины), студент обязан подготовить новый проект.
7 Информация по теме письменной работы должна не превышать 10 минут. Выступающий должен подготовить краткие выводы по теме для конспектирования студентами.
Сдача письменной работы (реферата) преподавателю обязательна.
Рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему. Рекомендуемые учебники и специальная литература при изучении курса, имеются в рекомендованном списке литературы в рабочей программе по данному курсу, также их называет студентам преподаватель на обзорной лекции.
Студент в целях получения качественных и системных знаний должен начинать подготовку к зачёту задолго до его проведения, лучше с самого начала лекционного курса. Целесообразно при изучении курса пользоваться рабочей программой.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего о