По дисцеплине: «предметно-ориентированные экономические системы»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦЕПЛИНЕ: «ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»
ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнила:
студентка 3 курса
группы ЗПЗ-210
Глушкова Е.С.
Проверила:
Лещева О.Е.
ВОРОНЕЖ 2013
Оглавление
Введение. 3
I. Аналитическая часть. 5
1. Анализ предметной области. 5
2. Постановка задачи. 8
3. Метод разработки. 11
II. Проектная часть. 17
1. Информационное обеспечение. 17
2. Техническое обеспечение. 22
3. Программное обеспечение. 25
Заключение. 29
Список использованных источников. 30
Введение
В начале 90-х годов появились простые банковские системы, концепция построения которых была жестко ориентирована на «проводку» как основную структурную единицу. С точки зрения сервисных возможностей системы оставляли желать много лучшего, а об их надежности и говорить не приходится, ведь создавались они почти «на коленке», с использованием в качестве СУБД FOXPRO, dBase, Clipper или Btricte. Естественно, подход к задаче именно с такой точки зрения – универсальные средства реализации, относительная простота задачи, неготовность заказчика к более сложной постановке задачи – и привел к тому, что многие банки взялись за самостоятельную разработку, благо доходность бизнеса позволяла.
С ростом количества банков, увеличением конкуренции между ними возрос и уровень требований пользователей к программному обеспечению. На смену «проводке» стало постепенно приходить понятие «услуга» или «банковский продукт», а управления автоматизации осознали, что профессиональные СУБД – единократно возможная основа для создания надежной банковской системы. В устах ИТ менеджеров банков зазвучали слова UNIX, «клиент-сервер», «трехзвенная архитектура», и банки, вдохновение прошлыми успехами, с новой силой взялись за реализацию собственных разработок.
В последние годы банковская деятельность в России переживает период бурных изменений, которые вызваны внедрением новых информационных технологий и глобализацией финансовых рынков. Увеличилось количество банковских организаций, при этом все они основывают свою деятельность на рыночных принципах, что создает условия для развития конкуренции на рынке банковских услуг. Внедрение информационных технологий открыло перед банками новые возможности по управлению рисками, развитию прогрессивных форм обслуживания клиентов, дальнейшей диверсификации их деятельности. Информационные технологии стали основой многих финансовых инноваций, привели к созданию различных финансовых инструментов, которые сократили степень неполноты и несовершенства финансовых рынков. Информатизация финансовой деятельности ускорили процессы глобализации, означающие для банков необходимость ориентироваться в своей деятельности не на национальные, а в большей степени на глобальные рынки, соответствовать международным стандартам банковских операций и требованиям к управлению рисками. Как правило, внедрение современных банковских технологий снижает уровень рисков, сопутствующих проведению расчетов. Таким образом, актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости анализа традиционных и новых банковских технологий работы с клиентами, проведения расчетных, платежных, валютных и других операций.
Целью исследования является изучение автоматизации банковской деятельности (в дальнейшем АБС). Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: - проанализировать функционирование АБС; - изучить задачи АБС; - познакомиться с технологией разработки банковских продуктов; - выявить проблемы информационного обеспечения в банковской деятельности; - рассмотреть требования к техническому и программному обеспечению банковских информационных систем (в дальнейшем БИС). Структура работы представлена введением, двумя частями, в каждой из которых по три главы и заключением. В аналитической части описывается анализ предметной области, задачи и метод разработки БИС . Во второй части рассматриваются информационное, программное и техническое обеспечение банковской информационной системы. В заключении представлены основные выводы курсовой работы.
I. Аналитическая часть
Анализ предметной области.
Сегодняшнее состояние рынка банковских услуг в России можно охарактеризовать как время формирования профессиональных взаимоотношений между производителями этих услуг – коммерческими банками и их потребителями – физическими и юридическими лицами. Предпосылками наступления данного периода явилось, в частности, падение доходности многих финансовых инструментов, прекращение деятельности мелких и неэффективно работающих банков, укрупнение банковских структур, усиливающаяся специализация многих коммерческих банков по предоставлению определенного вида банковских услуг и другие. Возросшая конкуренция между коммерческими банками на сужающемся рынке банковских услуг привела к необходимости серьезной реорганизации бизнес процессов и более четкого позиционирования на рынке с целью привлечения новых или удержанию от ухода из банка старых клиентов. Это выражается, в частности:
а) в изучении спроса и предложения банковских услуг в сфере функционирования конкретного коммерческого банка и его позиционировании на рынке этих услуг;
б) в сравнительном анализе доходности и затрат на предоставление соответствующих банковских услуг и формировании коммерческой политики банка;
в) в создании новых, конкурентоспособных банковских услуг;
г) в такой организации работы персонала, которая обеспечивала бы повышение качества и минимизацию затрат, операционных и финансовых рисков при выполнении конкретной банковской услуги.
Эти условия диктуют новые требования к системам автоматизации коммерческих банков. В первую очередь, это выражается в ориентации автоматизированных банковских систем на информационное и функциональное обеспечение всего комплекса работ, связанных с реализацией банковских услуг.
Прежде чем говорить об автоматизированной банковской системе, соответствующей запросам сегодняшнего дня, необходимо дать определения основным понятиям предметной области, которые диктуют требования к логическому построению системы. В России многие специалисты банков и разработчики автоматизированных банковских систем (АБС) только приступают к освоению и формализации базовых понятий, лежащих в основе функционирования современного коммерческого банка. Итак, первым базовым понятием является “банковская услуга”. Если коммерческий банк может заявить о готовности выполнять определенные банковские операции для своих клиентов на постоянной основе, то выполнение этих операцийможно назвать банковской услугой. При этом подразумевается, что выполнение таких операций носит “массовый характер”. Далее, коммерческий банк может предложить клиентам сразу несколько банковских услуг “в одном пакете”. Перечень банковских услуг, предоставляемых клиенту банка на основе одного договора, назовем банковским обслуживанием. Банковская услуга с условиями ее предоставления на рынке банковских услуг, может быть названа банковским продуктом. Пример “банковского продукта” – депозит на месяц, депозит на полгода, депозит на год. Собственно, это одна и та же банковская услуга, которая отличается разными суммами (процентами) вознаграждения клиента за его вклад.
Принимая во внимание важность и значение для банка конкретного клиента, речь идет о предложении ему не типового, а индивидуального банковского продукта. Впрочем, при определении взаимоотношений с очень важным клиентом — даже если в качестве базовой принимается стандартная банковская услуга — в конце концов, получается совершенно уникальный банковский продукт, наверняка не применимый ни к какому другому клиенту. С другой стороны, если существует некоторое количество клиентов, равных “по интересу” для банка, то для них, безусловно, необходима разработка серийного банковского продукта. И только количество таких клиентов позволяет говорить о типе банковского продукта: розничный он или оптовый.
Из всего вышесказанного становится очевидным, что понятие “банковский продукт” является центральным при построении современной АБС. Именно оно выстраивает в логически связанную последовательность действия всех сотрудников банка, участвующих в выполнении банковских услуг.
Более наглядное представление функционирования АБС отражено на рисунке. 1.
Рисунок 1- Банковские технологические цепочки
Постановка задачи
Современная система автоматизации банка должна решать следующие задачи:
1) Надежность комплекса программно-аппаратных средств.
Это требование связано с необходимостью обеспечить максимальную, близкую к 100%, устойчивость работы комплекса. В частности, необходимо обеспечить достоверность данных и корректность действий с ними в случае выхода из строя аппаратных средств, отключения электропитания, недопустимых действий оператора и т.п. ситуаций.
2) Производительность. Быстрота реакции системы на запрос пользователя демонстрирует соответствие существующего объема доступных данных производительности комплекса. Мировой уровень развития систем автоматизации банковской деятельности позволил сделать стандартом задержку реакции системы не более 2 секунд.
3) Гибкость. Выполнение данного требования должно обеспечить возможность с минимальными финансовыми и временными затратами оперативно трансформировать архитектуру комплекса аппаратных средств в случае изменения требований банка
Гибкость программных средств позволяет настраиваться прикладному программному обеспечению на специфические требования как страны (национальный язык, законодательство и т.п.), так и банка (формы внутрибанковской отчетности и т.п.).
4) Открытость. Это требование тесно связано с предыдущим, но должно рассматриваться более широко в плане готовности к расширению возможностей существующей САБ при появлении в этом необходимости.
Банковская система должна легко адаптироваться ко всем вновь возникающим требованиям и позволять достаточно просто включать новые функции.
5) Безопасность (защищенность САБ и данных). Выполнение данного требования подразумевает контроль и необходимое ограничение доступа к САБ.
С этой целью могут применяться различные виды мероприятий.
Организационные мероприятия: наличие службы безопасности, видео- и телесистемы слежения и другие формы контроля.
Аппаратные и программные средства регламентации доступа непосредственно к комплексу: организация контроля и разрешения работы на рабочих местах, доступ к функциональным подсистемам, базам данных и другой электронной информации для пользователей разного уровня.
6) Дружелюбность. Банковская система дает положительный эффект только в случае, если ее эксплуатация для персонала в меру проста и легка.
Дружелюбность системы обеспечивают:
современные средства взаимодействия с системой, сводящие процесс обучения неподготовленного пользователя к минимуму;
контекстно зависимая помощь, средства контроля данных и исправления ошибок; простота извлечения любых данных в заданной форме.
7) Восстанавливаемость. Это требование предполагает минимальное время восстановления работоспособности в случае нештатных ситуаций и минимальное время регламентного обслуживания и включает в себя уровень и быстроту гарантийного и послегарантийного обслуживания, поддержку системного и прикладного программного обеспечения (Hot line) и т.п. сервис.
8) Совместимость. Появление данного требования связано с необходимостью дать пользователю, работающему на своем рабочем месте, возможность свободного (в пределах его служебных обязанностей) доступа, обмена и работы со многими другими ЭВМ и периферийными устройствами, сетями, банками данных, функционирующими, возможно, в других стандартах.
9) Размер возможных капиталовложений. Стоимостной фактор, хотя и указан на последнем месте, оказывает серьезное влияние на принятие решения в пользу того или иного варианта.
Размеры капиталовложений, а также их форма (этапность и т.п.), во многом зависят от количества и номенклатуры решаемых банком задач (специализация банка), от выбранной архитектуры САБ, от выбранных поставщиков оборудования, от способа получения программного обеспечения и от множества других факторов.
Минимизация затрат банка на автоматизацию обеспечивается за счет:
невысокой цены базовой конфигурации системы автоматизации;
ориентации системы на длительную эксплуатацию в изменяющихся рыночных условиях; функциональной расширяемости системы (подключение новых функций не требует приобретения нового дорогостоящего оборудования). Перечисленные выше требования, порой противоположные, должны быть учтены при подготовке проекта и найдено их оптимальное соотношение в зависимости от задач, поставленных перед конкретным банком.
3. Метод разработки
Современные условия развития банковского рынка и запросы клиентов требуют разработки новых банковских систем, продуктов / услуг и развития существующих. Для разработки нового продукта / услуги нужны определенные ресурсы, знания, организация работ, поэтому можно говорить об определенной технологии. Данная технология – значительный шаг в формализации деятельности банка и ее применение имеет большое значение и выгоды для банка.
II. Проектная часть
Информационное обеспечение
Проектирование и функционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение АБС в практику.
Информационное обеспечение (ИО) АБС представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное и внутримашинное ИО:
- внемашинное – это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;
- внутримашинное – это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), баз данных (в дальнейшем БД) и их информационных связей.
Современные системы банковских связей складываются из показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, законодательный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка.
С помощью аналитических и сводных показателей анализируются структура активов и пассивов, доходов и расходов, денежных потоков по активным и пассивным операциям, ликвидность и финансовая устойчивость банка и т.п. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общем объеме ресурсов и вложений, определяют удельный вес и значимость тех или иных операций, что позволяет выявлять возможность повышения прибыльности и конкурентоспособности банка.
Значительную долю внемашинного ИО составляет документация. При разработке внемашинного ИО к документам, как наиболее распространенным носителям исходной и результативной информации, предъявляется ряд требований по их форме, содержанию, порядку заполнения. Единство требований создает унифицированную систему документации. Унифицированные типовые документы в банковской системы повышают эффективность автоматизации. К таким документам относятся платежные поручения, чеки, кассовые ордера, банковские выписки и другие. Унифицированные формы документов вырабатываются для всей территории РФ, утверждаются Министерством финансов РФ и ЦБ.
Современные АБС предоставляют получения информации в различных формах: в виде печатных документов, экранных форм, на машинных носителях; она может быть представлена в текстовом, табличном и графическом виде. ПЭВМ располагают набором готовых форм первичной и результативной информации или удобными средствами их формирования и компоновки. Существует прикладной пакет программных средств общего назначения для работы с документами табличного типа или представления информации в табличной форме. АБС разрабатываются с использованием таких программных продуктов, которые имеют разнообразные версии и могут носить встроенный характер.
Внутримашинное ИО формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей банковской системы.
Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи, обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, БД, банков данных (БнД) .
Современные банковские технологии работают только с БД. Существуют различные инструментальные программные средства как для проектирования, так и для управления и поддержания БД – это, прежде всего, системы управления базами данных (в дальнейшем СУБД). В зависимости от выполняемых функций их спектр может включать как простые, так и сложные разработки.
К внутримашинному ИО банковских систем предъявляется ряд требований. Рассмотрим наиболее важные из них
Система должна предоставлять возможность экспорта (импорта) данных в текстовом и DBF – форматах, что позволяет обмениваться информацией со специальными программами, электронными таблицами и т.д., а экспортируемый из системы документ может быть послан по электронной почте.
Внутримашинное ИО банковских систем должно реализовываться в режиме реального масштаба времени, при котором изменение в данных. произведенные одним пользователем, сразу должны становиться доступными остальным пользователям системы. Следует отметить, что действительный режим реального времени обеспечивают только системы, использующие сетевую СУБД, основанную на архитектуре сервера БД («Clarion», «Oracle» и т.д.), а при использовании СУБД, основанной на модели «файл- сервер» (Clipper, dBase и т.д.) режим реального времени эмитируется.
· В настоящее время довольно распространенной СУБД является «Btrieve Tecors Manager» фирмы NOVELL. Программный продукт «Btrieve» является частью ОС Net Ware и позволяет эффективно и надежно использовать ресурсы банковской системы.
Альтернативный подход состоит в использовании в качестве основы для построения банковских систем распределенной переносимой реляционной СУБД «Oracle». В ней обеспечиваются надежные методы хранения и обработки данных, защита от сбоев и несанкционированного доступа, эффективная работа в многопользовательской среде и во всех популярных сетях, высокая производительность. Прикладные системы, созданные на базе СУБД «Oracle»,одинаково эффективно функционируют на всех типах ЭВМ: персональных, мини- и больших ЭВМ и лишены недостатков, присущих многим другим СУБД . Ввиду полной переносимости прикладных систем сохраняются все вложения в их разработку. Не требуется персонала, а закупка нового оборудования не приводит к полному отказу от старого, ибо последнее может использоваться параллельно с новым. Недостатком СУБД «Oracle» является достаточно высокая стоимость, поэтому система доступна, как правило, крупным и средним банкам.
По мере того, как преимущества хранилищ данных становились все очевидней, увеличилось число их версий и объем содержащихся в них данных. Самым главным требованием клиента к хранилищу является возможность для конечных пользователей вести работу в диалоге по полному набору бизнес-данных и получать ответы в приемлемые промежутки времени.
Центр тяжести информационного обеспечения современной БИС приходится на полноту отражения специфики предметной области банковского бизнеса. Степень развития этой специфики нагляднее всего проявляется в словаре информационной модели. Если пользовательский интерфейс в системе охватывает предметную область наиболее полно, это свидетельствует о близости автоматизированных ИТ к реальным задачам банка.
Закладываемая в основу БИС информационная модель должна отражать разнообразие понятий, их назначение, взаимосвязи, давать описание характерных сущностей, применяемых в банковской предметной области. К ним относятся такие понятия, как документ, операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь. Для этих целей разрабатывается стандарт на описание базовых понятий (сущностей) (рисунок 3), который включает список реквизитов и операций (алгоритмов) по каждому понятию, а также форму описания бизнес-процессов как функциональных моделей банка. Стандарт содержит формализованное описание всех действий (алгоритмов), которые происходят при предо ставлении клиентам услуг, при внешней и внутренней работе банка.
рисунок 3 – состав базовых понятий
2. Техническое обеспечение.
На уровне технического обеспечения банковские информационные системы должны строиться на современных требованиях к архитектуре аппаратных средств: использование разнообразных телекоммуникационных средств связи, многомашинных комплексов, архитектуры «клиент-сервер», применение локальных, региональных и глобальных скоростных сетей, унификация аппаратных решений. Рост состава и объемов банковских услуг, числа филиалов и клиентов заставляет банки приобретать более мощные компьютеры и более развитое техническое обеспечение.
Основой современного подхода технических решений в построении информационных систем банков является архитектура «клиент-сервер». Она предполагает организацию технического обеспечения и разделения обработки информации между двумя компонентами, которые называются клиентом (рабочей станцией) и сервером. Обе части выполняются на разных по мощности компьютерах, объединенных сетью. При этом клиент посылает серверу запросы, а сервер их обслуживает. Такая технология реализуется в профессиональных СУБД, имеющих специальный язык структурированных запросов.
Одним из вариантов реализации технологии «клиент-сервер» является ее трехуровневая архитектура. В сети должны присутствовать как минимум три компьютера: клиентская часть (рабочая станция), сервер приложений и сервер базы данных. В клиентской части организуется взаимодействие с пользователем (пользовательский интерфейс). Сервер приложений реализует бизнес-процедуры для клиентской части. Сервер базы данных обслуживает бизнес-процедуры, которые выступают в роли клиентов. Гибкость такой архитектуры – в независимом использовании вычислительных и программных ресурсов на всех трех уровнях.
Для повышения надежности, отказоустойчивости технических решений в банковских АИТ практикуется объединение серверов в группы (кластеры). При этом ресурсы и нагрузка разделяются между серверами (узлами системы) так, что пользователь не знает, с каким конкретным сервером он работает в данный момент, а использование технических средств оказывается более эффективным. Телекоммуникационная архитектура в автоматизированных технологиях банка определяет набор и структуру подсистем технического обеспечения, которые должны обеспечивать разнообразные типы взаимодействия для всех приложений (модулей) БИС (рисунок 4).
рисунок 4 – Телекоммуникационная архитектура
Возможности архитектуры в процессе создания АИТ согласуются с требованиями и условиями работы банка, определяемыми его бизнес-процессами. Предусматривается взаимодействие банка с внешними финансовыми и информационными структурами, с расчетно-клиринговыми палатами и центрами, биржами, РКЦ, с удаленными клиентами и другими банками и др. Телекоммуникационное обеспечение бизнес-процессов банка строится с учетом обслуживания своей корпоративной сети и доступа в любые другие локальные и глобальные сети.
Применение локальных, региональных и глобальных сетей в БИС предъявляет повышенные требования к их надежности, а также защите и целостности данных. Уровень готовности и отказоустойчивости сетевых средств должен быть высоким, чтобы исключить возможность нарушения работоспособности при выходе из строя одного из сетевых компонентов. Важным фактором, позволяющим сократить стоимость технической поддержки сети, является внедрение централизованной системы сетевого управления. Она предоставляет возможность дистанционного конфигурирования, контроля, устранения неисправностей и реализации ряда других функций. Интеграция технологий одного производителя сетевого оборудования, предоставляющего полный набор коммуникационных устройств (концентраторов, коммутаторов, маршрутизаторов), упрощает управление, администрирование, подготовку персонала, снижает суммарную стоимость оборудования, а также повышает эксплуатационную надежность системы в целом. Модернизация сетевых инфраструктур играет существенную роль в процессе расширения банковских услуг, выхода банка на новые рынки. Весьма важным является внедрение мультипротокольных сетей межбанковского взаимодействия, которые позволяют организовать наиболее эффективный обмен информации. Накопленный опыт показывает, что наиболее слабым звеном банковской информационной системы являются серверы. Наиболее приемлемыми являются UNIX-серверы. Снижение стоимости технических средств, как правило, не приводит к сокращению расходов банка на поддержание информационной инфраструктуры. Стоимость владения информационной системой – это показатель затрат на установку и поддержку компьютерной системы, и он примерно в шесть раз выше начальной цены приобретения.
3. Программное обеспечение.
Банк, являясь развивающимся во времени объектом, порождает как количественные изменения информационной среды (увеличение объемов обрабатываемых данных, числа пользователей и др.), так и качественные (расширение спектра решаемых задач, изменение их характера). Адекватно построенная информационная система должна на протяжении некоторого времени обеспечивать подобное развитие без проведения радикальных модификаций. Потенциальные возможности информационной системы, как правило, связаны с возможностями базовых программных средств, на основе которых они разработаны. Поэтому первая группа требований к БИС – это требования к базовому программному обеспечению (операционной системе, СУБД, средствам автоматизации программирования и др.).
Вторая группа требований к БИС характеризует качество ее прикладной части как собственно банковской системы, ее потребительские свойства. К ним следует отнести широту функционального диапазона, удобство интерфейса. Подобное качество системы связано с профессионализмом конкретных разработчиков и может сильно варьироваться в рамках одних и тех же базовых программных средств.
Практика использования БИС позволила сформулировать следующие требования к базовым средствам: необходимость обеспечения банковской информационной системой многозадачного режима и многопользовательского доступа к данным. Под многозадачностью в данном случае понимается возможность запуска в системе автономных фоновых процессов, отчужденных от рабочего места оператора. Фоновые процессы могут исполнять задания по предварительной обработке документов, поступивших по телеканалу, формированию отчетов, выполнению проводок по обработанным документам и др. и тем самым высвобождать от этих операций рабочие места специалистов. Подобный режим позволяет переложить на АИТ не только выполнение значительного количества стереотипных, рутинных операций по решению функциональных задач, но и обеспечить автоматизированный контроль за целостностью поступающих данных и тем самым повысить удобство, эффективность и, главное, надежность функционирования банковской информационной системы.
Кроме того, фоновые процессы позволяют БИС обеспечить выполнение сложных операций, требующих параллельных, протяженных во времени и взаимозависимых действий.
В последние годы в банковской деятельности обострилась проблема обеспечения безопасности данных. Она включает в себя несколько аспектов. Во-первых, это гибкая, многоуровневая и надежная регламентация полномочий пользователей.
Ценность банковской информации предъявляет особые требования к защите данных от несанкционированного доступа, в том числе к контролю управления процессами, изменяющими состояние данных. Во-вторых, наличие средств для поддержания целостности и непротиворечивости данных. Подобные средства подразумевают возможность осуществления контроля вводимых данных, поддержки и контроля связей между данными, а также ввода и модификации данных в режиме транзакций – набор операций, обеспечивающих поддержание согласованности данных. В-третьих, присутствие в системе многофункциональных процедур архивации, восстановления и мониторинга данных при программных и аппаратных сбоях.
Отличительной чертой функционирования БИС является необходимость обработки больших объемов данных в сжатые сроки, что предъявляет требования к производительности. При этом основная нагрузка падает на операции ввода, чтения, записи и передачи данных. Поэтому к СУБД предъявляются весьма жесткие требования по производительности, кроме того, значительный объем информации должен быть доступен конечному пользователю в оперативном режиме для проведения анализа, прогнозирования и контроля.
Поддержание производительности в условиях возрастающей нагрузки на информационную систему зачастую приводит к необходимости перехода на более мощную аппаратную платформу (свойства «переносимости»). Поэтому базовые средства должны обеспечивать возможность переноса прикладной системы на новые аппаратные платформы без каких-либо глубоких изменений прикладного программного обеспечения.
Непременным атрибутом современной банковской информационной системы является наличие в базовых средствах сетевых функций, обеспечивающих возможность объединения различных программных платформ (NetWare, Windows NT, UNIX и т.д.). Кроме того, БИС должна иметь возможность гибкого расширения и наращивания, т.е. дополнения системы новыми рабочими местами, новыми серверами различных классов .
Основными свойствами БИС в отношении прикладных, потребительских свойств являются: достаточная широта функционального набора, интегрированность, конфигурируемость, открытость и настраиваемость системы.
Перечень функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части: обязательные функции и дополнительные функции. К первым отнесены те направления деятельности, которые, как правило, имеют место в любом коммерческом банке и должны в том или ином виде присутствовать в информационной системе, выбор же вторых зависит от специализации банка.
Одним из основных результатов автоматизации банка должно стать качественное повышение уровня его управляемости. Решение этой задачи лежит на пути разработки полностью интегрированной информационной системы, объединяющей все банковские процессы с использованием моделей и экономико-математических методов.
Открытость банковской информационной системы предполагает наличие в ней средств для развития и модификации: CASE-средства, 4GL-средства (языки четвертого поколения), шлюзов для привязки внешних (написанных не разработчиком) процедур, генераторов запросов, процедур импорта/экспорта данных. В этих условиях только открытость способна обеспечить развитие системы собственными силами и поддержание соответствия компьютерных систем изменяющимся условиям.
Настраиваемость банковской информационной системы необходима для адаптации к технологии конкретного банка. Необходимость настройки обычно возникает при установке БИС в банке, но может быть и следствием технологических изменений в операциях банков. В последнем случае настраиваемость непосредственно граничит с открытостью БИС. Настраиваемость предполагает наличие в системе набора параметров и шаблонов – шаблонов операций, договоров и других текстовых документов. Кроме этого, настраиваемость предполагает возможность процедурной настройки системы: регламентацию прав пользователей, конфигурирование рабочих мест, определение набора процедур при открытии и закрытии операционного дня.
Большинство эксплуатируемых в настоящее время банковских информационных систем функционируют либо в локальном режиме, либо в сетевом в конфигурации «файл-сервер».
Если техническое обеспечение банковских информационных систем в России, как правило, полностью зарубежное, то в программном обеспечении доля зарубежных информационных систем значительно меньше. На отечественном рынке программных средств действуют несколько десятков поставщиков. Кроме того, ряд банков (около 50%) разрабатывают собственное программное обеспечение.
Заключение
Любая автоматизированная банковская система представляет собой сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах. По сути АБС представляет собой комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей. В БС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры АБС зависит эффективность и надежность ее функционирования.
Поскольку спрос на АБС достаточно высок, а цена высока, многие крупные компании-производители компьютерной техники и программного обеспечения предлагают на рынке свои разработки в данной области. Перед отделом автоматизации банка встает трудный вопрос выбора оптимального решения. Банковская сфера определяет два основных требования к АБС - обеспечение надежности и безопасности передачи коммерческой информации. В последнее время для взаимодействия с клиентами и осуществления расчетов все чаще используются открытые глобальные сети, например, Internet. Последнее обстоятельство еще более усиливает значимость защиты передаваемых данных от несанкционированного доступа.
Судя по всему, в ближайшее время темпы развития АБС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют, в конечном счете, все - и банки и их клиенты.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦЕПЛИНЕ: «ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»