Лекция 5. Задача о беспорядках

Пусть имеется конечное упорядоченное множество элементов {1,…, n}. Из этих элементов могут быть образованы перестановки a1,…, an (aiÎ{1,…,n}). Число всех возможных перестановок – n!. Среди этих n! перестановок есть такие, что ни один элемент не стоит на своём месте (ai¹i, i= Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru ). Иначе говоря, элемент номер 1 не стоит на 1-ом месте, элемент номер 2 не стоит на 2-м месте, и т.д., элемент номер n не стоит на n-м месте. Такие перестановки называются беспорядками.

Число беспорядков из n элементов обозначается Dn (ясно, что Dn<n!).

Теорема.Число беспорядков из n элементов равно:

Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

# Обозначим через свойство pi – «i-й элемент стоит на i-м месте». Тогда по формуле решета Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

Общее число перестановок n элементов – n! Число перестановок, где i-й элемент стоит на i-м месте, равно (n-1)! (ставим i-й элемент на i-е место, а оставшиеся n-1 элементы переставляем (n-1)! способами). При этом сам i-й элемент можно выбрать Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru способами. Таким образом, число перестановок, где хотя бы по одному элементу стоит на своём месте, равно Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

Число перестановок, где i-й элемент стоит на i-м месте, а j-й на j-м (i¹j), равно (n-2)!, при этом i-й и j-й элементы можно выбрать Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru способами. Таким образом, число перестановок, где хотя бы два элемента стоят на своих местах – Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

Аналогично, число перестановок, где на своих местах стоят хотя бы три элемента – Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . Число перестановок, где на своих местах стоят хотя бы r элементов – Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . Число перестановок, где все элементы стоят на своих местах Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . Подставляем в формулу решета: Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru #

Следствие 1.

Так как Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru ,

то Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

Следствие 2.

Так как Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru , то Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

Следствие 3.

Рекуррентная формула для числа беспорядков: Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

# Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru

Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru

Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru #

Следствие 4. Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru

# По рекуррентной формуле из следствия 3 получаем Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru или Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . При n=1 получаем Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . По формуле из следствия 1 получаем Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . Следовательно, Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . #

Следствие 5.

Ещё одна рекуррентная формула для числа беспорядков: Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

# Рассмотрим n элементов x1, x2, … , xn. Переставим их так, чтобы получить беспорядок. Начнём с x1: возьмём x1 и подставим его на место i-го элемента (i¹1). Тогда xi можно поставить на либо на первое место, либо на какое-то другое, кроме i-го. Если x1 стоит на i-м месте, а xi – на 1-ом, то число таких беспорядков – Dn-2 (т.е. число беспорядков оставшихся n-2 элементов). Если x1 не стоит на первом месте, то такой беспорядок определяется условием:

x2 не стоит на 2-м месте,

x3 не стоит на 3-м месте,

xi-1 не стоит на (i-1)-м месте,

xi не стоит на 1-м месте,

xi+1 не стоит на (i+1)-м месте,

xn не стоит на n-м месте.

Всего здесь n-1 элемент, то есть число таких беспорядков – Dn-1.

Итак, если x1 стоит на i-ом месте, то число таких беспорядков Dn-1+Dn-2. Но x1 можно поставить на любое из (n-1) мест (кроме 1-го). Для каждой установки x1 справедливы приведённые выше рассуждения.

Таким образом, общее число беспорядков – (n-1)(Dn-1+Dn-2). #

Для проверки полученной формулы вычислим количество беспорядков для некоторых значений n по рекуррентной и прямой формулам. По следствию 4, D0=1, D1=0.

Рекуррентная формула Нерекуррентная формула
Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru
Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru
Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru

Для строгого доказательства правильности рекуррентной формулы, проверим ее в общем виде.

Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

Из следствия 3 Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru , следовательно, Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . Тогда

Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . Подставим этот результат в рекуррентную формулу:

Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . Получили формулу из следствия 3.

Обозначим через Dn,r число перестановок, в которых на своих местах остаются r элементов, а остальные (n-r) образуют беспорядок. Ясно, что Dn,n=1 (все элементы на своих местах), и Dn,0=Dn (ни одного элемента нет на своём месте).

Теорема. Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

# r элементов, стоящих на своём месте, можно выбрать из n элементов Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru способами. Для каждой такой выборки остальные (n-r) элементов образуют беспорядки, число которых Dn-r. Следовательно, всего таких перестановок Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

С другой стороны, (n-r) элементов, образующих беспорядки, можно выбрать Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru способами. Следовательно, Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru . В силу симметричности биномиальных коэффициентов Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru , обе формулы дают один и тот же результат.

Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru #

Пример.Выстраиваем 5 человек в определённом порядке, после чего 3 из них переставляем так, чтобы они не стояли на своих местах. Сколько таких перестановок?

Ответ: если трое не стоят на своих местах, то оставшиеся двое стоят на своих местах, т.е.

Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

Следствие. Лекция 5. Задача о беспорядках - student2.ru .

# Из n элементов можно образовать n! перестановок без повторений.

Среди них будет Dn,0 таких, где ни один элемент не стоит на своём месте;

Dn,1 таких, где по одному элементу стоит на своём месте;

Dn,2 таких, где по паре элементов стоит на своих местах;

и т.д.;

Dn,n=1 таких, где все элементы стоят на своих местах.

Следовательно, общее число перестановок (n!) равно сумме этих чисел. #

Наши рекомендации