Уполномоченный орган в сфере размещения заказов.
В соответствии с ФЗ и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
22. Порядок ценообразования на государственном рынке.
Условиями эффективности государственных закупок, являются, во-первых, обеспечение в полной мере государственных нужд, во-вторых, рациональное использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов при реализации государственного заказа. Оба эти условия тесно связаны с ценами, используемыми при размещении государственных заказов. При этом цены на продукцию государственных закупок должны строиться на следующих принципах.
Принцип соответствия рыночным условиям. Цены на госзакупки должны максимально вписываться в систему рыночных отношений. Участники размещения заказа должны ценой покрыть свои затраты на производство и реализацию продукции государственных закупок и получить обоснованную прибыль. Государственные заказчики должны иметь адекватное соответствие запланированных бюджетных и внебюджетных ресурсов ценам на продукцию государственного заказа. Это достигается согласованием уровня контрактных цен.
Принцип поощрения добросовестной конкуренции между потенциальными участниками размещения заказа.Это достигается применением главным образом системы торгов, на которых за право размещения государственного заказа «борются» потенциальные конкуренты. Выигрывает тот участник размещения заказа, который, при прочих равных условиях, предлагает наиболее низкую цену.
Принцип плановости и прогнозируемости. Зачастую торги проводятся в режиме действующих рыночных условий. Исполнение же заказа предполагается в будущем периоде. Естественно, за период между подписанием контракта и его исполнением меняются рыночные условия (инфляция, затраты и т.д.). Такие изменения необходимо планировать (прогнозировать) как государственному заказчику, так и участнику размещения заказа. Иначе условия контракта (особенно в части цены) не будут соответствовать объективно меняющимся рыночным условиям.
Особенностью ценообразования в системе государственных закупок является то, что способы размещения государственного заказа условно можно подразделить на две группы. Первая группа — это размещение заказа путем торгов. Вторая группа — размещение заказа без проведения торгов.
Определение цены контракта при проведении конкурса начинается с обозначения начальной (максимальной) цены. Реальная цена контракта получается путем понижения начальной (максимальной) цены в результате конкурсной «борьбы» участников размещения заказа.
При размещении заказа путем проведения конкурса также устанавливается начальная (максимальная) цена, которая может понижаться в результате добросовестной конкуренции участников размещения. Порядок понижения цены определен законом.
Начальная (максимальная) цена контракта формируется с учетом сложившихся рыночных цен на продукцию, размещаемую в государственном заказе.
Нормирование закупок.
Нормирование в сфере закупок – это установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (к предельной цены товаров, работ, услуг) и/или нормативных затрат.
При этом требованиям могут быть установлены не только к характеристикам, свойствам товара, но и к предельной цене товаров, работ и услуг.Таким образом, нормирование по 44-ФЗ устанавливает:
∙ требования к закупаемым товарам, работам, услугам;
∙ предельная цена товаров, работ, услуг;
∙ нормативные затраты.
Правила нормирования подлежат размещению в единой информационной системе.
Нормирование предотвращает закупку товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.
Требования к закупаемым товарам, работам, услугам, позволяющие обеспечить гос и муниц нужды:
∙ требования к количеству;
∙ требования к потребительским свойствам;
∙ требования к характеристикам качества;
∙ иные характеристики товаров, работ, услуг, которые будут установлены в соответствующих перечнях на каждом из этапов нормирования.
Нормирование в сфере закупок в общем плане применяется для осуществления функций:
∙ государственных органов;
∙ органов управления государственными внебюджетными фондами;
∙ муниципальных органов;
∙ бюджетных учреждений;
∙ территориальных органов (подразделений);
∙ подведомственных казенных учреждений.
Это общее правило нормирования в сфере закупок, но поскольку нормирование включает как установление требований к товарам, работам и услугам, так и установление нормативных затрат, для каждой из указанных групп заказчиков применяются свои правила нормирования.