Методы управления и контроля банковской сис-мой.
Ц.б использует методы:
1.выдача ц.б.,лицензий на раб.ком.банкам,осуществление регистрации банковских уставов,отказ от выдачи лицензий в некоторых случаях ведение реесторов
2.установление для коммерческоих банков различных эк.нормативов
1)нормативы достаточного капитала-опред-ся мин.допустимым раз-м уставного капитала банка и определяется предельным соотношением всего капитала к активам банка с учетом риска.по уровню риска подразделяются на: без рисковые (на корреспондентском и резервных счетах), низкорисковая (ссуды взятые под залог ц.б и гос.б., средней степени риска(ссуды взятые сроком до года),с повышенным риском (ц.б.АО преобретенные банком),рисковые(вексельные кредиты, долгосрочные ссуды)
2)норматив ликвидности баланса-отношение капитала к обязательствам банка
3)мин.размер обязательств
ц.б РФ резервов депонированных ц.б.РФ образуют резервный фонд кредитной сис-мы средства этого фонда формируются путем резервирования части привлечения банками ресурсов. в случае нехватки у коммерческих банков средств для пополнения резервного счета ц.б.может выдавать коммерч. банкам краткосрочный кредит на усл.предусмотр. договором. в случае нарушения коммерч. банком установл. правил.ц.б. может предъявить коммерч. банку санкции в виде штрафа в размере0,5%от суммы недовзноса за каждый проскоченный день,но не более 5,а затем в раз-ре 1%за кажд просроч. день
мин.резерв устанавл в следующих раз-рах:
4)мах. размер риска на первого заемщика-определяется соотношением размера риска к капиталу. размер риска на 1го заемщика не должен превышать 10%от суммы активов банка, если превышает20%капитала,то эта величина рассматривается,как крупный кредит.
Виды кредитов, прямые и косвенные каналы финансирования
Кредит-форма движения ссудного капитала. Кредит- предост. Денег или товаров в долг, на опр срок ,ч возвратом и под %. Коомерч кредит- к-й предоставл. 1-м предпр. Другому в виде продажи оваров с отсрочкой платежа. цель-ускорение реализац. Товаров и получ. прибыли. Банковск. кредит-предоставлен ден. капиталом и выдаётся банком и др. фин-кредит. Учреждениями, предприятиям и др.заёмщикам в виде ден. суммы. объектом банк. кр. выступает ден. капитал. цель- получение доходов кредитора в виде %. Потребит. кр-представл в форме коммерч(продажа товаров с отсрочкой платежа) и банк (выдача ссуд на потребит. цели) объект-товары длит. пользования. макс срок-3г.
Гос. кредит- крудит к-й получают различ. правит. учреждения для выполнения своих обязан-й. Отличительная особ-то, что получ. ссуды выступ. Правит. органы на фед. рег. и мест. ур-не. Гос-займы-разновидн. гос кредита, порожд. гос. долг.(внутр, внешн)
Международный кредит - кредит предоставляемый государствами, банками, фирмами, другими юридическими или физическими лицами одних стран правительству, банкам, фирмам других стран.
Гос. кредит: роль, функции, механизм функционирования
Гос. кредит - кр, получаемый гос-вом от юр и физ лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа. Ф-ии гос кр- Через фискальную ф-ю гос кр осущ-ся формирование централизованных ден фондов гос-ва. Выступая в качестве заемщика, гос-во обеспечивает доп ср-ва для финансирования своих расходов. регулирующая: Гос может проводить ту или иную финансовую политику: мобилизуя средства физических лиц, государство снижает их платежеспособный спрос; если за счет государственного кредита фин-ся производст. затраты (инвестиции), то наличная денежная масса в обращении сокращается; в случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы денежная масса сокращается; Особенностью государственного кредита является его двоякая роль. Он ориентирован главным образом на формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государство выступает в роли кредитора в международных кредитных операциях.
Гос.займ, его классификация
Гос. займ - форма гос. кредита, когда государство выступает главным образом в качестве должника (заемщика).Классификация- 1) по субъектам заемных отношений займы делятся на размещ.е центри и местн органами управ-я;2) в зависимости от места размещ гос займы делятся на внутренние и внешние;3) в зависимости от обращения на рынке гос.з бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. 4) в зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).8)в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.