Особенности организации автоматизированной системы назначения, перерасчета и выплаты пенсий, пособий
Технология работы пенсионной службы строится по следующим направлениям:
- прием населения;
- назначение пенсий;
- перерасчет и выплата пенсий;
- доставка пенсий.
В пенсионной службе должны быть установлены компьютеры, локальная сеть и программа обработки данных по пенсионнойинформации. При этом необходимо строгое разграничение доступа к базе данных (БД) для каждого специалиста:
- для приема населения - возможность просмотра всей БД без
внесения в нее изменений;
- для нового назначения - возможность работы только спро
граммами подготовки макета пенсионного дела и право доступа к
БД и внесения изменений при переводе с одного вида пенсии на
другой;
- на участках перерасчета и выплаты пенсий - возможность
доступа для специалистов к информации с правом внесения изменений по пенсионным делам в закрепленной зоне обслуживания.
Остальные специалисты имеют право работы в режиме сбора статистических данных и просмотра информации по БД.
Все изменения, вносимые в БД, должны автоматически фиксироваться, при этом запоминается код пользователя, осуществившего корректировку, и характер изменения.
В единую автоматизированную систему должно быть объединено программное обеспечение по назначению, выплате, доставке пенсий и сбору страховых взносов. При этом необходимо наладить эффективный обмен информацией между уровнями системы, оптимизировать структуры БД, обеспечить независимость программ от изменений форм документов, создать на основе общероссийских и отраслевых классификаторов целостную систему классификации и кодирования показателей. По мере накопления данных, не используемых в работе, для увеличения свободного пространства и ускорения работы компьютера данные подлежат архивации на специальных дискетах или на жестком диске ПЭВМ.
На рабочих местах сотрудников должна быть внедрена информационно-поисковая система с обеспечением доступа к правовой базе и возможностей выборки документов, необходимых в данный момент специалисту для выполнения своих функций, принятия решений или консультаций.
Делопроизводство в пенсионной службе ведется с помощью единого автоматизированного журнала учета по основным разделам деятельности (назначение, перерасчет, учет начисленных и выплаченных сумм пенсий, обращение граждан и организаций и другие).
Группа специалистов по автоматизации пенсионной службы следит за обновлением программного обеспечения, техническим состоянием аппаратных средств. Организует контроль за соблюдением технологического процесса обработки пенсионной информации, за состоянием базы в течение выплатного периода, за выдачей сведений на участки об изменении реквизитов пенсионных дел, за подготовкой базы к выплатному периоду, за распечаткой сформированных выплатных документов, а также другой информации о пенсионерах.
Организация работы по назначению пенсий
При проведении операций первичного назначения пенсий обрабатываются документы от заявителейи создается макет пенсионного дела.
В единый автоматизированный журнал заносятся следующие данные о пенсионере:
· фамилия, имя, отчество (полностью);
· адрес постоянного места жительства (прописка, регистрация);
· вид пенсии;
· способ выплаты;
· недостающие для назначения пенсии документы;
· дата представления последнего необходимого документа;
· результаты рассмотрения заявлений.
После приема заявления и документов заявителю или представителю организации выдается распечатанная на компьютере расписка, в которой указывается дата приема заявления, регистрационный номер, фамилия, имя, отчество заявителя, перечень полученных и недостающих документов с указанием срока их представления, подпись специалиста, принявшего заявление.
Представителю организации и заявителю даются разъяснения о том, какие документы и в какие сроки необходимо представить дополнительно, и о правовых последствиях нарушений этих сроков.
Если заявитель или представитель организации не удовлетворен данными разъяснениями, специалист обязан принять заявление о назначении пенсии, сделать запись в разделе нового назначения и подготовить решение об отказе в назначении пенсии.
При приятии решения о назначении пенсии в едином автоматизированном журнале (раздел регистрации протоколов) автоматически фиксируется дата и номер протокола. В момент поступления пенсионного дела на выплату ему автоматически присваивается регистрационный номер, фиксируется дата поступления и данные переносятся в БД.
При введении данных по трудовому стажу должен осуществляться автоматизированный контроль за корректностью вводимых данных.
В результате этой операции на экране и принтере выдается расчет стажа.
При вводе информации по справкам о заработке все данные должны быть проверены на предмет наличия сведений об уплате страховых взносов заявителем и его работодателем.
При вводе нескольких справок за различные периоды в программе сохраняется вся информация, просчитываются все возможные варианты расчета среднемесячного заработка и выбирается оптимальный для заявителя вариант.
С помощью программы производится расчет стажа, среднего заработка, основного размера пенсии, общего размера пенсии с повышениями и надбавками, суммы назначенной пенсии с компенсациями. После определения стажа и заработка производится автоматический расчет пенсии, на печать выдаются бланки «Расчет пенсии» и «Протокол по назначению пенсии».
Специалист скрепляет бланки и документы для назначения пенсии в единое пенсионное дело и передает его на контроль.
В случае обнаружения ошибки в журнал регистрации ошибок специалист, осуществляющий контроль, заносит регистрационный номер заявления о назначении пенсии, вид ошибки (выбирается из меню). Дата и фамилия специалиста, внесшего ошибку, проставляется из журнала доступа к данным. Журнал регистрации ошибок служит для проведения анализа качества работы, выявления вопросов, еще недостаточно изученных сотрудниками.
В дальнейшем все изменения по этому пенсионному делу будут фиксироваться в автоматизированном журнале доступа к данным, что позволит получить сведения о специалисте, с ним работавшем.
Каждый месяц проводится анализ назначения пенсий для определения количества (суммы) вновь назначенных пенсий. В случае необходимости журнал по назначению пенсий распечатывается полностью.
Анализ работы специалистов по назначению осуществляется в автоматизированном режиме. Определяется число подготовленных пенсионных дел (из них число льготных, за выслугу лет), сроки подготовки пенсионного дела и другая необходимая информация.
Организация работы при обращении за консультацией и перерасчетом пенсии
Прием пенсионеров осуществляется группой специалистов-консультантов по вопросам перерасчета, выплаты пенсий и другим вопросам пенсионного обеспечения.
В случае необходимости получения консультаций по материалам пенсионного дела, пенсионного законодательства или другим интересующим вопросам специалист использует всю информацию, имеющуюся на ПЭВМ из соответствующих приложений.
При этом обратившемуся может быть выдана распечатка о расчете пенсии, выплате пенсии. А в случае необходимости - и нормативный документ, отвечающий на заданный вопрос.
При обращении пенсионера специалист просматривает в базеданных информацию о пенсионном деле и делает отметку о содержании просьбы и результатах ее рассмотрения.
В единый автоматизированный журнал заносится следующая информация:
- ФИО (полностью);
- адрес постоянного места жительства;
- содержание заявления (выбирается из меню);
- дата подачи заявления и порядковый номер (присваиваются
автоматически);
- принятые документы;
- содержание решения.
После регистрации в журнале пенсионеру выдается расписка о приеме заявления и документов, представленных для перерасчета. При этом специалист обязан разъяснить пенсионеру сроки и порядок перерасчета.
Раздел регистрации распоряжений единого автоматизированного журнала состоит из следующих позиций:
- порядковый номер;
- фамилия, имя, отчество (полностью);
- дата приема заявления;
- вид перерасчета;
- примечание.
Ежедневно по результатам приема населения формируются списки пенсионеров, которые вместе с принятыми документами передаются для дальнейшей работы специалистам по перерасчету пенсий.
Ежемесячно по данному журналу должен проводиться анализ обращений граждан.
Предусмотрен также режим работы по выпуску итоговых результатов журнала за квартал и год.
Единый автоматизированный журнал может в случае необходимости распечатываться на любую дату по запросу (например, при проведении ревизионных проверок).
Организация работы по перерасчету пенсии
Дата поступления дела из группы приема и дата принятия решения о перерасчете проставляются автоматически. Информация по представленным документам заносится в БД.
В пенсионное дело подшиваются все необходимые документы, а затем дело передается на контроль.
В случае обнаружения ошибки следует смотреть раздел «Организация работы по назначению пенсий» методических рекомендаций.
В раздел регистрации распоряжений автоматически заносится следующая информация о содержании принятого решения:
- о стаже (данные до и после перерасчета);
- о заработке (данные до и после перерасчета);
- размере пенсии (данные до и после перерасчета).
По единому автоматизированному журналу учитываются результаты перерасчетов, оперативная и накопительная информация, может осуществляться контроль сроков проведения перерасчета, количество произведенных перерасчетов (по видам пенсий, по видам перерасчета).
Организация работы специалистов по выплате пенсий
В условиях автоматизированного процесса выплаты и доставки пенсий с использованием компьютерной техники должны быть реализованы следующие функции:
1.Учет начисленных и выплаченных сумм.
2.Подготовка базы данных пенсионеров к последующим выплатам.
3.Начисление пенсий по любому способу выплаты.
4.Формирование выплатных документов: ведомостей, списков на Сбербанк, почтовых переводов или бланков приглашения на почту для
получения пенсии, разовых поручений, платежных поручений дляперечисления средств на счета стационарных учреждений социального обслуживания.
Компьютерные программы по назначению и выплате пенсии и пособий реализуют возможность получения отчетов о выплаченных пенсиях за любой срок выплатного периода с нарастающим итогом и за месяц, в том числе о выплатах пособий на погребение, доплатах и досрочно выплаченных пенсиях, для ведения ежедневного и ежемесячного контроля за расходованием средств.
В конце выплатного периода в БД должны быть внесены данные о невыплате пенсий:
- в автоматизированном режиме, используя итоговые данные компьютерных программ, если выплата проходила через отдел доставки пенсионной службы;
- вручную, если выплата производилась через предприятия связи.
При выплате пенсий через Сбербанк учет неполученных пенсий не ведется.
После ввода данных о невыплаченных пенсиях должен выдаваться отчет по итогам выплаты пенсий с разбивкой по источникам финансирования по каждому выплатному предприятию и в целом по пенсионной службе.
При переезде пенсионера на новое постоянное место жительства в пределах Российской Федерации специалисты пенсионной службы осуществляют в автоматизированном режиме формирование информации о поступившем пенсионном деле, в процессе которого проверяется правильность назначения и выплаты пенсии.
При переходе пенсионера с одного вида пенсии на другой, в рамках российского пенсионного законодательства в БД заносятся дополнительные сведения и выпускаются документы о назначении нового вида пенсии.
Архивный отдел
В отделах ведутся следующие формы систематизации: подшивки, контрольные экземпляры нормативных актов, хронологические журналы регистрации.
Подшивки могут быть хронологические и тематические. Хронологические подшивки являются основной систематизацией. Документы в них подшиваются в строго хронологическом порядке в одну папку отдельно за каждый год.
Тематические подшивки ведутся по разделам законодательства (трудовой стаж, повышения и надбавки, заработок и т. д.). Документы подшиваются в хронологическом порядке в разные папки до отмены основного нормативного акта.
При отсутствии достаточного количества экземпляров нормативного акта он подшивается в тематическую подшивку, а в хронологической подшивке делается ссылка на этот акт с указанием его даты, номера, названия, а также дела, в котором он подшит.
Страницы подшивок нумеруются. В них своевременно вносятся изменения, дополнения или сведения об отмене нормативного акта. При этом старый текст перечеркивается, а на полях вписываются дата, номер и название документа, в который внесено изменение.
В отделах ведутся контрольные экземпляры. На титульном листе делается надпись «Контрольный экземпляр» и отмечается дата начала его ведения. В контрольные экземпляры вносятся отметки об отмене, изменении, дополнений нормативного акта по тем же правилам, что и в подшивке.
В отделах вместо хронологических подшивок ведутся хронологические журналы регистрации нормативных актов. Приказы, инструктивные письма в них регистрируются в строгом хронологическом порядке. В дальнейшем они подшиваются в тематические подшивки по вопросам практики применения пенсионного законодательства.
По усмотрению отделов могут вестись и другие формы систематизации, например, алфавитно-предметные журналы и т. д. Справочно-кодификационная работа возлагается на одного из работников отдела, обычно на ведущего специалиста. При увольнении работника, ведущего эту работу, дела передаются по акту другому работнику.
Отдел клиентской службы
1.
План работы клиентской службы:
1.Обеспечение приема, оценки и анализа документов;
2.Прием документов для назначения досрочных пенсий;
3.Отработка и регистрация прибывших пенсионных и выплатных дел ЕДВ;
4.Выдача справок о страховом стаже для предоставления в центр занятости населения, для выдачи ссуды, справок по месту требования;
5.Выдача и замена пенсионных удостоверений;
6.Выдача выписок из индивидуального лицевого счета по заявлению ЗЛ;
7.Запрос выписок из ИЛСЗЛ для назначения и перерасчета пенсий;
8.Ежедневная регистрация документов в ПК;
9.Проверка журналов ПК «Документооборот» и ПТК «Клиентская служба»;
10.Регистрация и рассмотрение обращений граждан;
11.Составление отчетности.
2.
Структура:
Руководство клиентской службы осуществляет начальник, который назначается и освобождается от должности начальником управления ПФР.
3.
Основные нормативно-правовые акты:
1.Положение о клиентской службе УП РФ вТрубчевском муниципальном районе Брянской области;
2.Кодекс профессиональной этики работника системы Пенсионного фонда РФ;
3.
Порядок организации работы с обращениями граждан:
В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок. Чаще всего пишут люди пожилого возраста, от них поступает более 70 % обращений. Много обращений в связи принятием Закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» — люди считают несправедливым исключение из трудового стажа годы учебы, ухода за детьми, престарелыми и инвалидами.
Много писем поступает о задержке пенсий и непогашенном долге.
Иногда вместо пенсий в регионах предлагают получать товары, беспроцентные ссуды и т. д.
Существует три основных вида обращений: предложение, заявление, жалоба.
Предложение — вид обращения, цель которого обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.
Заявление — вид обращения, направленный на реализацию представленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения возникшей проблемы.
Жалоба — вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав, предусмотренных законодательством.
Во многих случаях предложения, заявления и жалобы выступают в чистом виде, т. е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер, так в одном обращении могут быть заявление и жалоба.
Работа с письменными обращениями ведется в соответствии с «Инструкцией о работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях социального обеспечения».
Руководитель учреждения несет персональную ответственность за правильную организацию работы с письменными обращениями граждан. Среди письменных обращений, поступающих в управление Пенсионного фонда РФ, особое внимание необходимо уделять обоснованным жалобам. Инструкция по работе с письменными обращениями граждан устанавливает несколько этапов работы с ними, начиная с приема и регистрации писем и заканчивая их анализом.
Особое внимание необходимо обращать на сроки рассмотрения писем, ведь нарушение этих сроков — это невыполнение трудовых обязанностей, что может повлечь наложение дисциплинарного взыскания и даже увольнение с работы.
Работники ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ» должны уметь грамотно и обоснованно составить ответ на письмо, чтобы заявитель получил исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы. Ответ должен быть простым, ясным, четким и обоснованным, тогда он не повлечет нового письма или жалобы. Много жалоб пенсионеров поступает на неправильность назначения пенсий, задержку выплаты пенсий, грубость сотрудников. Имеются случаи, когда ответы на письма вообще не даются или поступают заявителям с большой задержкой.
Как правило, ведущий или главный специалист органов социальной защиты ежеквартально проводит анализ поступивших писем, который затем рассматривается на технической учебе или собрании коллектива.
Работа с письмами складывается из нескольких этапов:
Прием, регистрация и учет писем граждан
1.При приеме писем проверяется правильность их адресования.
Письма, доставленные не по назначению, незамедлительно возвращаются почтовому предприятию связи для направления адресату. Отсутствие указанных в письме приложений или их части отражается в акте и об этом сообщается заявителю.
2.Письма граждан с пометкой на конверте «лично», а также
письма, адресованные отраслевому отделу писем Министерства
или профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по
назначению.
3.На письмах граждан, сданных на личном приеме, делается
пометка «с личного приема». Эти письма подлежат регистрации.
4.Все поступающиеся письма должны быть централизованно
зарегистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках.
5.При повторном поступлении письма к нему подбирается имеющаяся переписка и регистрационно-контрольная карточка. Письму
присваивается номер, под которым были зарегистрированы ранее
поступившие в данном календарном году письма. В регистрационно-контрольной карточке указывается дата поступления нового
письма.
Повторными следует считать письма, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого письма истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
Письма одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в одно и то же учреждение, а также письма, в которых содержатся новые вопросы или дополнительные сведения, повторными не считаются.
6.В случаях, когда в письме заявителя или коллективном письме сообщается о другом лице, кроме алфавитно-регистрационной карточки заводится ссылочная карточка, в которой указывается ФИО лица, в отношении которого написано письмо. Алфавитно-регистрационные и ссылочные карточки содержатся в картотеках в строго алфавитном порядке.
7.Коллективные письма регистрируются по фамилии первого
заявителя. Одновременно выписываются ссылочные карточки на
нескольких лиц, подписавших это письмо.
8.Письменное обращение гражданина должно содержать следующие данные:ФИО обратившегося гражданина, место его жительства, либо работы и учебы. Без этих сведений обращение признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Рассмотрение и разрешение писем граждан:
1.Зарегистрированные письма граждан в день поступления передаются руководителю учреждения, который поручает лицу (исполнителю)
Рассмотреть по существу вопросы, поставленные в письме, подготовить текст ответа.
2.Письма передаются исполнителю под расписку на алфавитно-регистрационной карточке.
3.Передача писем из одного структурного подразделения в дру
гое производится с обязательной отметкой об этом в алфавитно-
регистрационной карточке.
4.В том случае, когда в письме содержатся вопросы, разрешение которых не
относится к компетенции «Управления Пенсионного фонда РФ» обеспечения, копия или выписка из письма направляется по принадлежности, о чем заявитель ставится в известность.
Когда данных, указанных гражданином в жалобе, недостаточно для вынесения окончательного решения, из учреждения или от лица, действия которых обжалованы, истребуют материалы проверки с заключением обоснованности принятого решения.
5.Ответы на письма граждан дают руководители и другие уполномоченные должностные лица учреждений. Ответ может быть дан
в письменной или устной форме. В случае устного ответа делается
соответствующая запись в регистрационно-контрольной карточке.
При отклонении предложения, заявления, жалобы в ответе необходимо указать мотивы, по которым они отклонены. В необходимых случаях должен быть разъяснен порядок обжалования.
Письма граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действующему законодательству.
6.Проект подготовленного ответа на письмо визируется исполнителем в левом нижнем углу и передается на подпись руководителю.
Исполнитель несет ответственность (одновременно с лицами подписавшими) за содержание, ясность и четкость изложения ответов, достоверность ссылки на нормативные акты.
7.Ответы гражданам на повторные обращения в связи с несогласием их с ранее принятым решением, поручения, запросы, направленные в вышестоящие организации, а также ответы на письма, находящиеся на особом контроле, подписываются руководителем учреждения или его заместителем.
8.Если письмо рассматривалось работниками нескольких отделов, заявителю направляется один ответ. Проект письма готовится ответственным исполнителем, согласовывается с другими исполнителями, визируется ими, после чего передается на подпись, что должно быть сделано своевременно и правильно. Запрещается вносить изменения в содержание уже подписанного письма без разрешения должностного лица, его подписавшего.
9.Полученные от заявителя документы возвращаются ему заказным отправлением вместе с ответом, если нет иного поручения контролирующего органа.
В тех случаях, когда документы приобщены к материалам проверки, пенсионному или медицинскому делу, об этом сообщается заявителю.
4.
Участие в приеме населения
Вид обращения | Суть вопроса, проблемы | Ответ специалиста, НПБ |
Заявление | о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. | По результатам рассмотрения всех представленных документов было вынесено решение в соответствии с ФЗ от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. |
Заявление | о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. | Было принято решение об удовлетворении |
Жалоба | о правильности исчисления размера трудовой пенсии по старости. | По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» было установлено, что гражданину выплачивается пенсия в правильном размере, в соответствии с действующим законодательством. |
Заявление | о получении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал | По результатам рассмотрения обращения было вынесено решение в соответствии с ФЗ № 256 от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. |
Жалоба | о правильности исчисления трудовой пенсии по старости. | По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ» было вынесено решение о выплате нового размера трудовой пенсии по старости. |
5.