Бюджет коммерческих расходов
Расчет коммерческий расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж.
Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта.
Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.
Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными из которых являются: типы продукции, типы покупателей, география сбыта. Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынок, поэтому ответственный исполнитель (обычно директор по маркетингу) должен четко определить, где, когда и как должна быть проведена рекламная компания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.
При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять затраты на упаковку, транспортировку, страхование, складирование и хранение товаров.
Бюджет коммерческих расходов составляется в форме таблицы 12.
Выручка от продаж без НДС переносится из таблицы 1.
Коммерческие расходы включаются постоянную и переменную части.
Переменные коммерческие расходы включают комиссионные расходы и расходы на упаковку продукции. Ставка комиссионных в процентах от выручки определяется вариантом курсовой работы. Расходы на упаковку в первом месяце планового полугодия задаются исходными данными к курсовой работе и далее должны быть проиндексированы с учетом инфляции по формуле простого процента (формула (2)), аналогично ценам готовой продукции.
Комиссионные расходы (без НДС) рассчитываются по формуле
, (33)
где СКР – комиссионные расходы, % выручки от продаж.
Расходы на упаковку без НДС определяются по формуле
, (34)
где СУпР – удельные расходы на упаковку, руб./ед.
Таблица 12 – Бюджет коммерческих расходов на 20____ год
Показатель, ед. изм. | Месяцы планового периода | Итого за год | |||||
… | … | ||||||
Объем продаж, ед. | |||||||
Выручка от продаж без НДС, тыс. руб. | |||||||
Ставка комиссионных, % от выручки | |||||||
Упаковка, руб./ед. | |||||||
Переменные расходы | |||||||
Комиссионные без НДС, тыс. руб. | |||||||
Расходы на упаковку без НДС, тыс. руб. | |||||||
Итого переменных расходов без НДС, тыс. руб. | |||||||
Постоянные расходы | |||||||
Реклама без НДС, тыс. руб. | |||||||
Итого постоянных расходов без НДС, тыс. руб. | |||||||
Коммерческие расходы без НДС, тыс. руб. | |||||||
НДС по коммерческим расходам, тыс. руб. | |||||||
К оплате по коммерческим расходам, тыс. руб. |
Постоянные коммерческие расходы в данной курсовой работе включают только расходы на рекламу. Сумма расходов на рекламу без НДС определяется вариантом курсовой работы. Расходы на рекламу растут из месяца в месяц с ростом инфляции и должны быть проиндексированы с учетом ежемесячного темпа инфляции аналогично цене готовой продукции (формулы (2) и (3)).
Совокупные коммерческие расходы без НДС определяются по формуле
, (35)
где Рб/НДС – расходы на рекламу без НДС, тыс. руб.
НДС по коммерческим расходам рассчитывается следующим образом
. (36)
Строка «К оплате по коммерческим расходам» рассчитывается суммированием коммерческих расходов без НДС и НДС по коммерческим расходам.
По графе «Итого план года» суммы по всем строкам, кроме строк «Ставка комиссионных, % от выручки» и «Упаковка, руб./ед.», рассчитываются построчным суммированием. По строке «Ставка комиссионных, % от выручки» итог за полугодие не подводится, а по строке «Упаковка, руб./ед.» – определяется обратным счетом.