Перспектива заинтересованных сторон

-целей позиционирования предприятия на рынке;

-восприятия собственной деятельности через видение потребителей.

Всегда оговаривается перспектива клиента, причем нет точного определения, что понимается под клиентом. Дается широкое понимание клиента.

Перспектива процесса -- при каких процессах происходит достижение целей заинтересованных сторон и финансовых целей. Внимание фокусируется на процессах, кот имеют ключевое значение при преобразовании стратегии. (бизнес анализ процесса, ценообразование, компетенция центра).

Перспектива потенциала

• Цели, устанавливаемые для перспектив потенциала, служат развитию элемента организации – инфраструктуры.

• Потенциалом для этого являются сотрудники, знания, инновации, инновационная сила и креативность, технологии, информация, а также информационные системы.

• Эти потенциалы служат преобразованию сегодняшней стратегии, создают базу для будущих изменений и приспосабливаемости.

(рабочая структура, профиль компетенции, технологический анализ

Финансовая перспектива --меру для измерения успеха или неудачи выбранной стратегии. Она содержит цели, которые измеряют финансовый результат стратегического преобразования организации. Финансовая перспектива свидетельствует, сможет ли реализоваться в конечном итоге цель экономики – достижение долгосрочного экономического успеха. (стоимость, прибыль, доходы, оборот, структура цен, структура капитала, степень задолженности)

Направления финансового менеджмента:

- разработка банковской политики;

- банковский маркетинг;

- управление активами и пассивами;

- управление ликвидностью и доходностью;

- управление собственным капиталом;

- управление кредитным портфелем;

- управление банковскими рисками.

47 Критерии оценки банк менеджмента

Ключевые показатели эффективности:

Перспектива заинтересованных сторон

-целей позиционирования предприятия на рынке;

-восприятия собственной деятельности через видение потребителей.

Всегда оговаривается перспектива клиента, причем нет точного определения, что понимается под клиентом. Дается широкое понимание клиента.

Перспектива процесса -- при каких процессах происходит достижение целей заинтересованных сторон и финансовых целей. Внимание фокусируется на процессах, кот имеют ключевое значение при преобразовании стратегии. (бизнес анализ процесса, ценообразование, компетенция центра).

Перспектива потенциала

• Цели, устанавливаемые для перспектив потенциала, служат развитию элемента организации – инфраструктуры.

• Потенциалом для этого являются сотрудники, знания, инновации, инновационная сила и креативность, технологии, информация, а также информационные системы.

• Эти потенциалы служат преобразованию сегодняшней стратегии, создают базу для будущих изменений и приспосабливаемости.

(рабочая структура, профиль компетенции, технологический анализ

Финансовая перспектива --меру для измерения успеха или неудачи выбранной стратегии. Она содержит цели, которые измеряют финансовый результат стратегического преобразования организации. Финансовая перспектива свидетельствует, сможет ли реализоваться в конечном итоге цель экономики – достижение долгосрочного экономического успеха. (стоимость, прибыль, доходы, оборот, структура цен, структура капитала, степень задолженности)

Основными направлениями финансового менеджмента являются:

- разработка банковской политики;

- банковский маркетинг;

- управление активами и пассивами;

- управление ликвидностью и доходностью;

- управление собственным капиталом;

- управление кредитным портфелем;

- управление банковскими рисками.

ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА:

1.Функциональный - самый важный. Масштаб, функции и операции банка определяют построение системы управления банком.

2. Иерархия властных полномочий его отдельных подразделений. Существуют два эшелона власти.

3. Принцип соответствия поставленных целей. Работа банка должна быть организована так, чтобы доходы всегда превышали расходы.

4. Принцип рационализации управления - развитие банка, например по линии внедрения новых услуг, исследование рынка, сокращение затрат и т.д.

5. Принцип обеспечения контроля во внутренних подразделениях банка достигается посредством регламентации деятельности работников.

48 Система управления персоналом банка

Управление персоналом включает: мотивацию труда, расстановку кадров; организацию труда сотрудников; систему подготовки и переподготовки кадров; механизм оплаты труда; поощрения и стимулирования; систему продвижения по службе; организацию контроля; принципы общения в коллективе.

Пo мере развития кредитной системы и усиления конкуренции вопросы управления персоналом стали играть более важную роль в повышении эффективности банковского менеджмента, в успехе деятельности банковского учреждения.

Факторы, влияющие на мотивацию труда:
А1:Труд в банке носит изначально коллективный характер. Практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Целесообразно стимулировать так, чтособственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависит от финансового состояния банка.
А2:На характер, содержание и качество работы влияют: стрессы, неравномерная загруженность дня.
А3:Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения
А4:Постоянное обновление спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных. Целесообразно использовать тренинги, семинары, "круглые столы.

Конкретная программа развития персонала включает в себя:
Подготовку и переподготовку персонала, направленную на получение высшего специального образования;
Повышение квалификации персонала, которое состоит в приобретении новых теоретических знаний и практического опыта;
Организация стажировок в других банках, в том числе зарубежных;

Повышение квалификации банковских работников эффективно тогда, когда носит регулярный характер.

структура службы персонала

Перспектива заинтересованных сторон - student2.ru

49. При принятии решений в сфере управления экономикой персонала должны быть учтены как экономические аспекты (например, затраты на персонал), так и социальные аспекты. Поскольку критерием качества решения является степень достижения цели, то указанные аспекты должны найти отражение в формулировке целей и критериев эффективности управления персоналом страховой компании.
Для конструктивного описания целей в области экономики персонала страховой компании необходимо выяснить:
• какова роль целей управления экономикой персонала в целях развития организации страховой компании;
• кто и какие экономические цели в области экономики персонала хочет достичь и какие из этих целей становятся целями страховой компании;
• каким образом конкретизируется критерии экономической и социальной эффективности в области управления экономикой персонала страховой компании;
• какие факторы влияют на достижение этих целей;
• каким образом достигается баланс интересов, отраженных в экономических и социальных целях при их несовместимости.
Цели управления персоналом - часть целей развития компании.
Критерии экономической и социальной эффективности должны использоваться для оценки степени достижения поставленных целей в ходе работы и оценки качества ее менеджмента.
Процесс в сфере управлении персоналом включает следующее: если экономическая и социальная цели конкурируют друг с другом, то обычно группа экономических целей доминирует над группой социальных целей, поскольку относительная власть владельцев капитала страховой компании сильнее, чем работающих в ней по найму, и поскольку руководство страховой компании (топ-менеджеры) в своих интересах ориентируется скорее на владельцев, чем на сотрудников.
Для того чтобы лица, принимающие решения (менеджеры и сотрудники отдела персонала, правление страховой компании), могли руководствоваться в своей деятельности выработанными целями, должны быть конкретизированы критерии экономической и социальной эффективности.

50 Основным критерием эффективности достижения экономических целей управления экономикой персонала -- соотношение «результат работы/затраты».
Факторы, влияющие на достижение результата --способности сотрудников к результативной работе, их готовности (стремлению) ее выполнять, а также организационным условиям (рамкам). Параметры, характеризующие способности к результативной работе, подразделяются на профессиональные (подготовка/образование; способности/навыки; опыт) и личностные (физическое/психическое здоровье; утомляемость; способность выдерживать нагрузки, адаптироваться, работать в команде и координировать свою работу с другими, преодолевать конфликты). Стремление работать зависит от стимулов: вознаграждение, содержание работы, стиль руководства. Организационные рамки: вид и качество применяемой технологии; условия среды, окружающей рабочее место; организацию и координацию процесса работы.
Затраты на персонал складываются из:
• затрат на вознаграждение за произведенную работу (заработная плата, премии);
• социальных расходов (так называемых социальных услуг страховой компании своим сотрудникам), которые страховые компании осуществляет по-разному: на основании закона, тарифного договора, по собственной добровольной инициативе;
• затрат, не связанных с денежными стимулами (например, затраты на профессиональное совершенствование);
• затрат на работу с персоналом (например, затраты на содержание отдела по работе с персоналом).

Экономически эффективное использование персонала --благоприятное соотношение результата работы и затрат на персонал.

Показатели эффективности достижения экономических целей: Стабильность-- преемственности состава персонала, в надежности выполнения порученной работы. О гибкости персонала можно говорить в тех случаях, когда сотрудники при внешних изменениях в состоянии адаптировать свою работу к новым условиям. Гибкость проявляется в способности разрабатывать новые решения проблем и претворять их в жизнь, активно содействовать организационным изменениям и быть готовым идти на конфликты.
Стабильность и гибкость часто находятся в конкурентных отношениях: оба показателя эффективности не могут быть одновременно достигнуты в полном объеме. Задача руководства экономикой персонала -найти баланс между ними.

51.Критерии эффективности достижения социальных целей управления работой с персоналом
Качественными критериями достижения социальных целей управления экономикой персонала служат отрицательные и положительные факторы условий труда:
а) отрицательные факторы, которые следует предотвращать: ущерб, связанный с неблагоприятными условиями труда на рабочем месте, стрессовыми ситуациями, неблагоприятным графиком рабочего времени, интеллектуальными и физическими перегрузками или недогрузками;
• ущерб, наносимый здоровью (телесные и психосоматические заболевания, несчастные случаи на работе);
• ущерб, наносимый личности (снижение способностей, апатия в свободное от работы время, алкоголизм и др.);
б) положительные факторы, которые следует реализовать:
• гарантированное существование, обеспечение надлежащего жизненного уровня (надежное рабочее место, соответствующая зарплата, социальные услуги);
• реализация/развитие индивидуальных способностей;
• определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определяющие сферы задач, методику их выполнения и интенсивность работы, рабочее время и др.);
• признание, успех, влияние (в страховой компании и за ее пределами);
• социальный контакт и приятный климат в страховой компании (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с начальством, и коллегами, а также возможности разрешения конфликтов при противоречиях интересов).

Экономическая и социальная эффективность политики в сфере экономики персонала взаимосвязаны:
*) социальную эффективность в виде стимулов для сотрудников можно обеспечить тогда, банк получает прибыль;
*) экономической эффективности можно добиться, если сотрудники предоставят в распоряжение свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать, только начиная с определенного уровня обеспечения их экономических и социальных потребностей.


52.три стратегии подбора банковского персонала:

. Стратегия подбора внутри банка. - поиск и подготовка своего резерва кадров, в том числе ведущих специалистов и руководителей, из существующего состава персонала. Умении службы заметить талантливого, способного служащего банка, а также этично подвести его к занятию новой должности. Лучше всего решать в ходе личной беседы. При такой стратегии затрудняется приток в банк людей со свежими идеями, своим, отличным от нового банка, опытом работы. Работает правило «золотой середины» : воспитание собственных кадров руководителей+ приглашением «готовых» сотрудников со стороны по новым специальностям и на высокие менеджерские должности.

. Стратегия приема на работу при участии посредника. Посредником м/выступать:

1)бюро по трудоустройству;

2)организации по найму рабочей силы (рекрутинговые агентства);

3)консультанты по кадровым вопросам, работающие в рамках соответствующих договоров по предоставлению консультационных.

. Стратегия приема путем непосредственного контакта. (Напр.,посредником является учебное заведение, занимающееся подготовкой молодых кадров. Суть: информационном вводе студентов в жизнь банка, беседы с ними, приобретении студентами практических навыков работы на уровне специалиста банка и после этого - заключение с ними контрактана работу в банке в. Или рекомендации авторитетных сотрудников определяют решения по кадровым вопросам.

Методы отбора:

. Тесты на профпригодность.Целью - оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность.

. Биографические тесты и изучение биографии. -оформляется документ, представляющий индивидуальное досье. (секретная инф. органах безопасности, внутренних дел и вооруженных силах) В досье данные о личных связях, поведении, самомнении, проявлениях зависти, склонностях к спиртному, к азартным играм.

. Личностные тесты. - оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу. Оценивают предрасположенность к определенному типу поведения и потенциальные возможности.

. Интервью. Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку важных качеств.

. Групповые методы отбора.- деловые и ролевые игры, профессиональные и психологические тесты, самопрезентации, дискуссии, упражнения, письменные работы. За действиями участников ведется внимательное наблюдение.

. Рекомендации. - необходимость проверки сведений, предоставляемых кандидатами. За фальсификацией скрывались аресты и судимости за преступления уголовного характера, причины увольнений и индифферентного отношения к работе, предоставление фальшивых документов об образовании.

. Нетрадиционные методы. В процессе проверки кандидатов на вакансии в банке очень эффективен «детектор лжи» - полиграф.

54.АКТИВНЫЕ:БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ,ДОГОВОР ФАКТОРИНГА, БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ. ПОРУЧИТЕЛЬСТВО

Кредит (заём доверять)— общественные отношения, возникающие между субъектами экономических отношений по поводу движения стоимости. Формах кредита (коммерческий кредит, банковский кредит), займе, лизинге, факторинге.

Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями гарантии денежную сумму (осуществить платеж). Банковская гарантия м/б:

1.Под контргарантией понимается встречное обязательство, предоставленное контргарантом банку или небанковской финансово-кредитной организации для обеспечения выдачи первоначальной гарантии.

2.Под консорциальной гарантией понимается банковская гарантия, выдаваемая бенефициару несколькими гарантами через основные банк-гарант или небанковскую кредитно-финансовую организацию – гаранта.

Условиями банковской гарантии: наименование принципала; наименование бенефициара; наименование гаранта; договор выдачи банковской гарантии; максимальную денежную сумму, подлежащую уплате; срок, на который выдана банковская гарантия; условия уплаты бенефициару денежной суммы (осуществления платежа); возможность перевода банковской гарантии (переводная банковская гарантия).

Банковская гарантия должна быть выдана в письменной форме. К письменной форме банковской гарантии приравнивается электронный документ.

Банки вправе осуществлять:

поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;

доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;

операции (сделки) с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;

лизинговую деятельность;

консультационные и информационные услуги;

выпуск ,продажу, покупку ценных бумаг;

зачет взаимных денежных и других финансовых требований и обязательств и определение чистых позиций (клиринговая деятельность);

операции с памятными банкнотами, памятными и слитковыми монетами.

55.ПАСИВНЫЕ:БАНКОВСКИЙ ВКЛАД (ДЕПОЗИТ),БАНКОВСКИЙ СЧЕТ,ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

1.Банковский вклад (депозит) - денежные средства в белорусских рублях или иностранной валюте, размещаемые физ и юр лицами в банке в целях хранения и получения дохода на срок, до востребования,до наступления определенного обстоятельства.

4. банковский счет: предметом его регулирования являются лишь отношения, связанные с текущим банковским счетом. виды счетов:

— временный счет - открывается строящемуся предприятию для его финансирования на срок до ввода его в действие (ст. 208 БК);

— корреспондентский счет - открывается одним банком другому банку, на котором отражаются операции, производимые одним банком по поручению и за счет другого банка на основании межбанковского корреспондентского соглашения (учитываются взаиморасчеты банков) (ст. 209 БК);

— контокоррентный счет - сочетание текущего счета клиента банка со ссудным счетом, посредством которого обеспечивается использование собственных и заемных средств при осуществлении расчетов по всем видам платежей;

— субсчет - для зачисления поступающих денежных средств субъектов хозяйствования на отдельный счет при необходимости выделения определенного вида деятельности;

— специальный счет - для хранения купленной на внутр. валютном рынке ин вал;

— депозитный счет - открывается юр лицами, ип, гражданами, не занимающимися предпринимательской деятельностью, для хранения свободных денежных средств до востребования, возмездности, возвратности;

— карт-счет (банковский счет) - открывается физическому или юридическому лицу, для отражения операций, осуществляемых ими с использованием банковских пластиковых карточек (ст. 211БК);

— благотворительный счет - для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной помощи или пожертвований с целью проведения благотворительных акций (ст. 210 БК).

Сущность Доверительного управления заключается в том, что одна сторона (Вверитель) передает другой стороне (Доверительному управляющему) на определенный срок денежные средства для последующего управления ими от имени и в интересах Вверителя или указанного им лица (Выгодоприобретателя). При этом передачи права собственности на передаваемые денежные средства от Вверителя к Доверительному управляющему не происходит.

Доверительное управление позволяет частным и корпоративным клиентам с максимальной эффективностью использовать возможности фондового рынка для размещения временно свободных денежных средств.

56.ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ: РАСЧЕТЫ, ВАЛЮТНО-ОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ, БАНКОВСКОЕ ХРАНЕНИЕ, ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКОВСКИМ СЕЙФОМ, ИНКАССАЦИЯ И ПЕРЕВОЗКА

Банковское хранение- одна сторона (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить переданные ей другой стороной (поклажедателем) документы и ценности и возвратить их поклажедателю в сохранности. Отношения по банковскому хранению регулируются БК и гражданским законодательством.

Предметы хранени: денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни,

Виды банковского хранения: закрытое (хранение предметов осуществляется с предоставлением охраняемого индивидуального банковского сейфа,изъятия - вне чьего-либо контроля, в том числе и контроля со стороны хранителя), сейфовое (с предоставлением охраняемого индив банковского сейфа. Хранитель осуществляет контроль за и изъятием ценностей), открытое (предметы хранения разных поклажедателей хранятся раздельно, без опечатывания, с указанием имени каждого поклажедателя).

Наличные деньги можно сдавать двумя способами:
- в кассы банков и в организации Министерства связи и информатизации (самоносом);
- либо работникам службы инкассации.
Инкассация– это осуществляемый на основании договора службами инкассации сбор наличных денежных средств и иных ценностей из касс юр лиц и ип и сдача этих ценностей в кассы банков. «Перевозка ценностей»- перевозка цен. между банками, их структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков Это две разные операции, каждая требует разрешения (лицензии) Нб.
ВАЛЮТНО-ОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ- связанные с конвертацией валют, с обменом одной валюты на другую. Обмен осуществляется путем заключения сделок купли-продажи иностранной валюты за нац. вал. и наоборот, сделки покупки-продажи иностранной валюты одного государства за иностранную валюту другого государства. выделяют спотовые и срочные конверсионные операции. Сделки купли-продажи ин вал могут осуществляться между банками и их клиентами, между самими банками на внебиржевом рынке или через валютные биржи

57.Задачи и функции платежной системы.

Задачи:

-бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;

-надежность и прочность, гарантирующие отсутствие срывов или полного выхода из строя системы платежей;

-эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный выход потока операций;

-справедливый подход, например требование участия в платежной системе лиц, отвечающих необходимым квалификационным критериям.

Осн функцией любой платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики.

Элементы платежной системы:

-институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;

-финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;

-контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.

Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах (НПА) государства и международных соглашениях.

Наши рекомендации