Хеджирование финансовых рисков – как инструмент страхования без участия страховщиков

Хеджирование финансовых рисков – финансовый инструмент внешнеторговых сделок

В настоящее время страхование финансовых и коммерческих рисков входит в число наиболее интенсивно развивающихся сфер деятельности не только предприятий, производящих продукцию, но и финансовых институтов. Одним из видов страхования ценового риска с помощью торговли фьючерсными контрактами является хеджирование, которое уже многие десятилетия в мировой практике используют производители и потребители сельскохозяйственной продукции. В современных условиях процесс хеджирования тесно связан с общим управлением активами и пассивами компании и охватывает всю совокупность действий, направленных на устранение или, по крайней мере, уменьшение финансовых рисков.

Ни одна страхования компания не сможет предоставить предприятию страховку от неблагоприятного изменения цен. Защититься от ценового риска дает возможность фьючерсная биржа. Хеджирование подразумевает покупку или продажу контрактов на срок по товару, цену которого необходимо застраховать.

В условиях международных торговых и коммерческих контрактов прослеживаются определенные либо периодические сроки поставки товаров, сырья, готовой продукции, оборудования по конкретно оговоренным ценам, либо ценам, приуроченным к срокам поставки.

Мировой рынок, его ценовые эквиваленты недостаточны, особенно в предкризисных и кризисных ситуациях, просматриваются значительные колебания цен.

В заключаемых международных контрактах и торговых сделках с фиксированными ценами, возможны варианты свободных плавающих цен, обусловленных коньюктурой мирового рынка в конкретные периоды выполнения условий поставки по договорам. И в первом и во втором случаях стороны сделки не гарантированы от финансовых рисков.

Естественно в условиях колебания цен на мировом рынке хеджирование можно определить как использование фьючерсного рынка для снижения ценового риска на наличном рынке. Оно означает совершение фьючерсной сделки, которая является временной заменой соответствующей сделки на наличном рынке. Эта фьючерсная позиция является противоположной нетто-позиции на наличном рынке и служит для уменьшения ее риска. В этом случае позиции на наличном и фьючерсном рынках должны быть равны по количеству и совпадать по сроку.

Хеджирование необходимо в первую очередь для устранения неопределенности будущих денежных потоков (как отрицательных, так и положительных), что позволяет получить представление о будущих доходах и расходах, возникающих в процессе финансовой или коммерческой деятельности. Также при использовании хеджирования существенно снижается ценовой риск торговли товарами или финансовыми инструментами. Хотя полностью устранить риск невозможно, хорошо выполненный хедж на рынке с относительно прочным базисом устраняет большую долю опасности, стабилизируя финансовую сторону бизнеса и минимизируя колебания прибыли, вызванные изменением цен как сырье, процентные ставки или курсы валют. Одним из немаловажных факторов является и то , что хедж нее пересекается с обычными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или вовлекаться в негибкую систему форвардных соглашений. Во многих случаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов: банки учитывают захеджированные залоги по более высокой ставке. Это же относится и к контрактам на поставку готовой продукции.

История хеджа

Первые попытки застраховать торговые операции (сделки) возникали еще при зарождении торговых отношений. Например, в средние века купцы, пытаясь застраховаться от неурожая, составляли контракты, в которых оговаривались определенные условия.

С возникновением бирж (XVI-XVII вв.) появились срочные (форвардные) контракты, которые позволяли торговцам заранее находить контрагента и рассчитывать величину возможной прибыли независимо от колебаний рыночных цен. И хотя торговля реальным товаром с поставкой в срок возникла с целью снижения риска как для продавца, так и для покупателя, тем не менее, принципиальный риск неисполнения контракта продавцом или покупателем всегда существовал. С другой стороны, быстрый рост мировой торговли сырьем и продовольствием привел к увеличению запасов этих товаров и, соответственно, к росту массы капитала, подверженного риску неблагоприятного изменения цен. Возникла острая необходимость в страховании сделок с реальным товаром.

Все это привело к созданию специальных инструментов страхования от ценовых рисков. В 1865 г. появились первые фьючерсные контракты, которые позволили торговцам застраховать свои реальные сделки. При этом часть возникающего риска взяли на себя спекулянты, рассчитывающие на возможность получения прибыли.

На протяжении более чем ста лет развитие фьючерсного механизма торговли проходило исключительно в рамках рынков сырья. Однако 1970-е годы стали переломными для мировой экономики: замена старой системы стабильных валютных курсов новой, которая предусматривала плавающие курсы валют. Это привело к активному росту международных рынков капитала и развитию национальных фондовых рынков.

В результате, абсолютное большинство компаний осознало, что они в той или иной степени подвержены финансовым рискам. Возникла необходимость в разработке стратегий управления рисками, что, в свою очередь, привело к ошеломляющему росту тех сегментов финансового рынка, которые предлагали защиту от рисков. Наиболее ярким примером стала фьючерсная торговля финансовыми активами (валютой, ипотекой, ценными государственными бумагами, банковскими депозитами и т. п.).

В 1984 г. появились новые, менее рискованные, чем фьючерсы, инструменты хеджирования - опционы. С 1982 г. начинают проводиться биржевые сделки с контрактами, основанными на индексах акций или цен.

Основными функциями современной фьючерсной биржи стали: перенос ценового риска, выявление объективной цены, повышение ликвидности и эффективности рынков, увеличение потока информации. В таблице 7.1 приведены крупнейшие по обороту мировые фьючерсные биржи.

Таблица 7.1 – Крупнейшие мировые фьючерсные биржи

Страна Название биржи
США Chicago Board of Trade (СВОТ или СВТ)
Германия EUREX (бывшие DTB и SOFFEX)
США Chicago Mercantile Exchange (CME)
США Chicago Board Options Exchange (CBOE)
Великобритания London International Financial Futures Exchange (LIFFE)

Параллельно с биржевой торговлей к концу XX в. стремительно начала развиваться внебиржевая торговля, которая предложила широкие возможности для страхования такими специфическими инструментами, как деривативы.

Таким образом, пройдя в своем развитии более века и став универсальным методом защиты от самых разнообразных рисков, хеджирование предлагает любому участнику рынка широкий выбор финансовых инструментов для его осуществления.

Хеджирование сегодня - операция, дополняющая обычную коммерческую деятельность промышленных и торговых фирм, сущность которой заключается в страховании от потерь из-за резких изменений рыночных цен.

Хеджирование

Хеджирование (от англ. hedge – страховка, гарантия) – позиция по срочным сделкам, устанавливаемая на одном рынке, для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной срочной позицией (позицией по срочным сделкам), на другом рынке. Хеджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках. Операции хеджирования осуществляют хеджеры.

Хеджерами являются участники рынка, использующие фьючерсы и опционы для уменьшения риска ценовых колебаний. Их участие во фьючерсной торговле связано с реальными операциями, касающимися товара или финансового инструмента, лежащего в основе фьючерсного контракта.

Участник может считаться хеджером, если его действия основаны на двух мотивах:

а) присутствие на рынке наличного товара;

б) заинтересованность в уменьшении риска.

Наиболее часто встречающийся вид хеджирования – хеджирование фьючерсными контрактами. Зарождение фьючерсных контрактов было вызвано необходимостью страхования от изменения цен на товары. Первые операции с фьючерсами были совершены в Чикаго на товарных рынках именно для защиты от резких изменений коньюктуры рынка. До второй половины 20 века хеджирование (данный термин был уже тогда закреплен в некоторых нормативных документах) использовалось исключительно для снятия ценовых рисков. В настоящее время целью хеджирования выступает не снятие рисков, а их оптимизация.

Механизм хеджирования заключается в балансировании обязательств на наличном рынке (товаров, ценных бумаг, валюты) и противоположных по направлению на фьючерсном рынке.

Рассмотрим несколько конкретных примеров участников – хеджеров.

1 Фермер, выращивающий кукурузу, использует фьючерсные контракты для защиты стоимости своего урожая. Как производитель кукурузы он является участником соответствующего наличного рынка. Как собственник товара он подвержен риска падения цены. Операции на рынке фьючерсных контрактов на кукурузу защищают его от этого падения и тем самым уменьшают риск ценовых колебаний.

2 Коммерческий банк использует фьючерсные контракты на процентные ставки. Его операции имеют цель уменьшить временное несоответствие между своими активами и пассивами. Являясь одновременно кредитором и заемщиком, банк участвует в бизнесе, связанном с процентными ставками. В зависимости от того, являются ли сроки его кредитов короче или длиннее, чем сроки его депозитов, банк либо продает, либо покупает фьючерсы на процентные ставки с целью снизить для себя риск их колебаний.

3 Американский импортер покупает товары в Германии. Этот участник использует фьючерсы в связи с предстоящей оплатой поставок своему немецкому партнеру. Импортер должен оплатить поставку в евро, поэтому если эта валюта поднимется в цене относительно доллара США, то импортеру придется затратить большую сумму в национальной валюте для оплаты контракта. Фьючерсные операции с евро уменьшают для импортера риск колебания курсов.

Следует подчеркнуть, что в каждом случае присутствовали оба мотива для хеджера: деятельность на соответствующем наличном рынке и использование фьючерсов для уменьшения риска. Большинство хеджеров являются таковыми только на одном или нескольких рынках, тогда как на других они выступают как спекулянты (торговцы, получающие прибыль на использовании ценовых колебаний фьючерсных контрактов).

Хеджеры обеспечивают регулярный и двусторонний приток приказов на покупку и продажу, что и в итоге обеспечивает успех фьючерсного контракта. В отличие от спекулянтов и торговцев, которые могут переключать свой интерес с одного рынка на другой, хеджеры являются в определенном смысле «пленниками» своего рынка. Именно их постоянное внимание к изменениям цен обеспечивает регулярный приток заказов и сделок на фьючерсных рынках.

Количество участников реального рынка, чья заинтересованность в уменьшении ценового риска делает их хеджерами, меняется в зависимости от ряда факторов:

- объема соответствующего наличного рынка;

- уровня неустойчивости цены (возможного риска);

- знания и доступности фьючерсных и опционных рынков.

Помимо операций с фьючерсами, операциями хеджирования могут считаться и операции с другими срочными инструментами: форвардными контрактами и опционами. Продажа опциона согласно нормам МСФО не может признаваться операцией хеджирования.

Результатом хеджирования является не только снижение рисков, но и снижение возможной прибыли.

Различают хеджирование покупкой и продажей. Хеджирование покупкой (хедж покупателя, длинный хедж) связано с приобретением фьючерса, что обеспечивает покупателю страхование от возможного повышения цен в будущем. При хеджировании продажей (хедж продавца, короткий хедж) предполагается осуществить продажу на рынке реального товара, и в целях страхования от возможного снижения цен в будущем осуществляется продажа срочных инструментов.

Хеджирование – это страхование от неблагоприятного изменения ситуации на рынке, направленное не на получение дохода, а на снижение риска, возникающего в процессе финансовой деятельности компании.

Предназначение хеджирования в том, чтобы устранить неопределенность будущих денежных потоков (как отрицательных, так и положительных), что позволит иметь полное представление о будущих доходах и расходах, возникающих в процессе финансовой или коммерческой деятельности. Таким образом, основная задача хеджирования – трансформация риска из непредсказуемых форм в четко определенные.

В современной практике процесс хеджирования тесно взаимосвязан с общим управлением активами и пассивами компании и охватывает всю совокупность действий направленных на устранение или, по крайней мере, уменьшение финансовых рисков.

Можно выделить следующие виды хеджирования, используемые в практике:

1 Классическое (чистое хеджирование) – это хеджирование путем занятия противоположных позиций на рынке реального товара и фьючерсном. Первый вид хеджирования, который применялся торговцами сельскохозяйственной продукции в Чикаго (США)

2 Полное и частичное хеджирование – предполагает страхование рисков на фьючерсном рынке на полную сумму сделки. Данный вид хеджирования полностью исключает возможные потери, связанные с ценовыми рисками. Частичное хеджирование страхует только часть реальной сделки.

3 Предвосхищающее хеджирование – предполагает покупку иди продажу срочного контракта задолго до заключения сделки на рынке реального товара. В период между заключением сделки на срочном рынке и заключением сделки на рынке реального товара фьючерсный контракт служит заменителем реального договора на поставку товара. Также предвосхищающее хеджирование может применяться и путем покупки или продажи срочного постановочного товара и его последующее исполнение через биржу. Данный вид хеджирования наиболее часто встречается на рынке акций.

4 Селективное хеджирование – характеризуется тем, что сделки на фьючерсном рынке и на рынке реальных товаров различаются по объему и времени заключения.

5 Перекрестное хеджирование – характеризуется тем, что на фьючерсном рынке совершается операция с контрактом не на базовый актив рынка реального товара, а на другой финансовый инструмент. Например, на реальном рынке совершается операция с акцией, а на фьючерсном рынке с фьючерсом на биржевой индекс.

Хеджирование продажей

Хеджирование продажей – это использование позиции на фьючерсном рынке тем, кто имеет длинную позицию на наличном рынке. Этот вид хеджирования предпринимается для защиты продажной цены товара. Его применяют продавцы реальных товаров для страхования от падения цен на этот товар. Этот метод может использоваться также для защиты запасов товаров или финансовых инструментов, не покрытых форвардными сделками. Кроме того, короткий хедж используется для защиты цен будущей продукции или форвардных соглашений о закупке.

Короткий хедж начинается продажей фьючерсного контракта и завершается его покупкой.

Можно привести несколько ситуаций, требующих использование короткого хеджа.

Торговец купил кукурузу у фермера в октябре по определенной цене. Зерно помещается на склад и подвергается риску падения цены. Торговец может продать фьючерсные контракты, например на декабрь и держать свою позицию, пока не найдет покупателя на зерно, после чего он ликвидирует свою позицию. Или же дилер может иметь запас облигаций, половина из которых была продана по благоприятной цене, а другая – еще не продана. Чтобы не рисковать падением цен в отношении другой половины, он может соответствующее число фьючерсных контрактов. Если цены упадут, короткая позиция на фьючерсном рынке станет своеобразным убежищем для оставшихся облигаций. Когда дилер продаст еще какую-либо часть этого запаса, он уменьшит свою фьючерсную позицию.

Рассмотрим ситуацию, в которой показан механизм фиксации цены с помощью хеджирования.

Хеджер хочет застраховаться от возможного падения цены на акции (обычно это осуществляется с помощью фьючерсных контрактов на индекс акций, а не на сами акции). У него есть акция, которая сейчас стоит 100 рублей, а через месяц ему нужны будут деньги для покупки недвижимости. Однако, ожидая, что цены на акцию к моменту покупки упадут и он не сможет оплатить покупку, он заранее прибегает к хеджированию:

а) он, допустим, в январе продает фьючерсный контракт на акции с поставкой через три месяца по цене 110 рублей за акцию и таким образом заранее фиксирует себе цену. На биржевом жаргоне это называется «запереть цену» (to lock the price);

б) при продаже акций на реальном рынке в феврале он действительно продает ее по цене ниже желаемой – по 90 рублей;

в) одновременно ликвидируются (выкупаются) фьючерсные контракты по текущей цене фьючерсного рынка – 100 рублей. Результат выглядит следующим образом:

- январь – целевая цена 100 рублей (наличный рынок) – продажа фьючерсного контракта за 110 рублей (фьючерсный рынок);

- февраль – продажа акций по 90 рублей (наличный рынок) – покупка фьючерсного контракта 100 рублей (фьючерсный рынок) – прибыль 10 рублей;

- конечная цена: 90+10=100 рублей.

В итоге этой операции потери на наличном рынке компенсировались прибылью от хеджирования, что позволило хеджеру получить намеченный уровень цен.

Зная примерный объем своих акций, хеджер может застраховать все продаваемое количество. Так, если он знает, что количество его акций составляет 20 тыс. штук, то он приобретет четыре фьючерсных контракта по 5 тыс. штук каждый. В то же время если бы в вышеприведенном примере цены на наличном рынке вопреки ожиданиям повысились, то полученная здесь дополнительная прибыль пошла бы на компенсацию убытков по фьючерсным операциям:

- январь – целевая цена 100 рублей (наличный рынок) – продажа фьючерсного контракта за 110 рублей (фьючерсный рынок);

- февраль – продажа акций по 105 рублей (наличный рынок) – покупка фьючерсного контракта 120 рублей (фьючерсный рынок) – убыток 5 рублей;

- конечная цена: 105-5=100 рублей.

В данном примере отчетливо видно, что хеджирование не только снижает возможные убытки, но и лишает дополнительной прибыли. Так, во втором случае владелец акций мог получить дополнительную прибыль, продав акции по 105 рублей, если бы не прибегал к хеджированию. Поэтому хеджеры обычно страхуют не весь объем продукции, а какую-то его часть.

Хеджирование покупкой

Эта операция представляет собой покупку фьючерсного контракта кем-либо, имеющим короткую позицию на наличном рынке. Результатом длинного хеджа является фиксация цены закупки товара. Используется он для защиты и от рисков, возникающих при форвардных продажах по фиксированным ценам, и от роста цен на сырье, используемое в производстве продукта со стабильной ценой.

Этот вид хеджирования часто применяют посреднические фирмы, имеющие заказы на закупку товара в будущем, а также компании – переработчики. При этом закупки на фьючерсном рынке совершаются как временная замена закупки реального товара. В итоге длинное хеджирование предохраняет от повышения цен.

Например, потребитель знает, что ему необходимо закупить 10 тыс. баррелей нефти через два месяца, он опасается повышения цен по сравнению с текущим уровнем в 166 долл. За баррель. Немедленная закупка для него невозможна, так как он не имеет хранилища. В этом случае он покупает 100 фьючерсных контрактов на нефть на бирже и продает их, когда будет заключать контракт на реальную поставку. Общий результат операции будет выглядеть следующим образом:

- январь – целевая цена 166 долл. за баррель (наличный рынок) – покупка 100 мартовских контрактов по 164 долл. За баррель (фьючерсный рынок);

- март – покупка 10 тыс. баррелей по 194 долл. за баррель (наличный рынок) – продажа 100 мартовских контрактов по 192 долл. за баррель (фьючерсный рынок) – прибыль 28 долл. за баррель;

- конечная цена закупки: 194-28=166 долл.

Расходы на саму фьючерсную сделку будут незначительны, хотя платежи по марже и кредиту будут больше, чем при быстрой ликвидации сделки, поскольку фьючерсные контракты держались два месяца.

Наши рекомендации