Страхование ответственности автомобильного перевозчика и судовладельцев
На автомобильном транспорте при международных перевозках грузов обязательно страхование гражданской ответственности автоперевозчика. Правовой основой такого страхования в ЕС является «Европейское соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности автоперевозчиков «Зеленая карта» (Green Card) 1953 г.», предусматривающее следующие основные условий автострахования:
1) каждое автотранспортное средство подлежит обязательному страхованию гражданской ответственности в порядке, установленном национальным законодательством страны регистрации автоперевозчика;
2) требования обязательного страхования относится к использованию транспортного средства во всех странах ЕС, где признается полис «Зеленая карта»;
3) характер и объем обязательного страхового покрытия устанавливается национальным законодательством, но может изменяться после пересечения границ некоторых государств;
4) национальные бюро автостраховщиков стран посещения в случаях ДТП с транспортными средствами на их территориях гарантируют пострадавшим соответствующее страховое возмещение;
5) расходы национальных бюро стран посещения, связанные с ликвидацией последствий и по компенсации результатов ДТП, должны быть возмещены бюро страны регистрации транспортного средства;
6) объектом страхования является причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц вследствие эксплуатации автотранспортных средств.
Для автоперевозчиков стран – не членов ЕС, но участников соглашения «Зеленая карта», как правило, не подлежит возмещению ущерб, причиненный:
а) транспортному средству страхователя;
б) жизни и здоровью водителей и пассажиров, находившихся в транспортном средстве в момент ДТП;
в) имуществу пассажиров, водителей и страхователей, находившемуся в транспортном средстве в момент ДТП.
Для реализации условий страхования по полисам системы «Зеленая карта» в странах ЕС учреждены отделения Совета международного Бюро в Лондоне, которые, кроме выдачи страховых полисов, занимаются урегулированием вопросов по убыткам от ДТП и возмещению ущербов третьим лицам своих и других стран[6].
В России сертификаты «Зеленая карта» от имени зарубежных страховых компаний и Германского страхового общества «SOFAG» продаются АСМАП, а в ряде случаев ОСАО «Ингосстрах» применяется комбинированное страхование, в том числе «автокомби», покрывающее частичное страхование «автокаско» и страхование по «зеленой карте». Такое страхование осуществляется по модульному принципу, обеспечивающему страховую защиту всей деятельности автоперевозчиков, т.е. страхование: автотранспортных средств; ответственности перед третьими лицами, включая гражданскую ответственность владельцев транспортных средств; ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу перевозимых лиц; ответственности, вытекающей из условий договора международной перевозки грузов; персонала от несчастных случаев.
Страхование ответственности морского перевозчика в Российской Федерации наиболее полно осуществляет ОСАО «Ингосстрах», «Правила страхования ответственности судовладельцев» 2006 г. которого базируются на следующих основных положениях (далее Правила).
Страхование гражданской ответственности судовладельцев представляет собой комплекс отношений по защите имущественных интересов страхователей, возникающих в результате причинения вреда жизни, здоровью, имущественным интересам третьих лиц, а также окружающей среде в процессе эксплуатации морских и речных судов или других плавсредств.
Под страховым случаем в Правилах понимается событие, предусмотренное договором страхования и имевшее место в течение срок действия договора страхования, с наступлением которого возникает ответственность страхователя перед третьими лицами вследствие причинения вреда их имущественным интересам либо наступает обязанность страхователя внести возникшие в процессе эксплуатации судна дополнительные расходы, указанные в Правилах, и последующая обязанность страховщика осуществить страховую выплату при условии соблюдения страхователем всех условий договора страхования.
Объект страхования – правомерные имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и/или нормами международного права, возместить вред, причиненный третьим лицом, в результате наступления страхового случая, предусмотренного договором страхования или обязанностью понести возникшие в процессе эксплуатации судна дополнительные расходы, указанные в Правилах. Страховые риски и дополнительные условия, определяемые сторонами при заключении договора страхования, составляют объем страхового покрытия, а страховое покрытие – объем обязательств страховщика по заключенному договору страхования.
В объем основного страхового покрытия в соответствии с Правилами включено страхование ответственности:
1) перед физическими лицами (за исключением членов экипажа застрахованного судна) в результате травмы, заболевания или смерти;
2) перед членами экипажа застрахованного судна в результате травмы или смерти в результате травмы;
3) перед членами экипажа застрахованного судна в результате заболевания или смерти в результате заболевания;
4) перед членами экипажа и другими лицами (за исключением пассажиров) в связи с утратой (гибелью) или повреждением их личного имущества;
5) перед членами экипажа застрахованного судна в связи с потерей работы вследствие кораблекрушения;
6) при столкновении застрахованного судна с другими судами;
7) за утрату (гибель или повреждение) имущества (стационарного, плавучего и т.п.);
8) за загрязнение в результате утечки или сброса нефти, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ с застрахованного судна;
9) из условий договора в отношении предоставления услуг застрахованному судну.
Основным объемом страхового покрытия ответственности судовладельца предусмотрено страхование расходов, связанных с: заменой членов экипажа судна; девиацией судна; спасанием жизни; карантинами, общей аварией; выплатой специальной компенсации спасателям; предъявлением к страхователю требований со стороны компетентных государственных органов; предотвращением, уменьшением убытков и расследованием обстоятельств наступления страхового случая и др.
Специальное покрытие ответственности включает страхование:
1) ответственности тайм-чартерного фрахтования;
2) гражданской ответственности, вытекающей из проведения спасательных операций застрахованным судном;
3) военных рисков;
4) ответственности за груз вследствие нарушения договора перевозки (девиации);
5) расходов, связанных с юридической защитой прав и имущественных интересов страхователя;
6) расходов, вызванных конфискацией застрахованного судна, и т.п.
3.2. Страхование ответственности иных участников
международной перевозки
Помимо непосредственных перевозчиков в организации и осуществлении международной перевозки груза могут принимать участие и иные лица, в том числе таможенный брокер, экспедитор и таможенный хранитель (владелец таможенного склада), ответственность которых также, как и перевозчиков, подлежит страхованию.
В соответствии со ст. 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) «все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю…». Таможенное оформление осуществляется на основе сведений таможенной декларации, представляемой таможенному органу декларантом либо его таможенным брокером (представителем), имеющим Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей). Поскольку одним из условий включения в Реестр таможенных брокеров (ст. 140 ТК РФ) является наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами, таможенный брокер обязан застраховать свою ответственность перед декларантом.
По договору такого страхования застрахованной считается профессиональная ответственность страхователя или его работников – специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат Федеральной таможенной службы (ФТС). Страховым случаем по договору страхования признается предъявление иска клиентом страхователя о возмещении ущерба, связанного с:
предъявлением декларанту претензий со стороны таможенных органов;
арестом, конфискацией или уничтожением его товаров по распоряжению таможенных органов;
повреждением (порчей) скоропортящихся товаров в связи с задержкой их таможенного оформления в результате непреднамеренной ошибки страхователя или его сотрудников, их небрежности или упущения.
Как известно, обычаи делового оборота требуют наличия у экспедиторских компаний, занятых обслуживанием системы международного товародвижения, соответствующего страхового полиса. На экспедитора, как и на перевозчика, возлагается ответственность за ущерб в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств перед своими клиентами и за причинение вреда третьим лицом.
Одним из условий заключения страхования ответственности экспедитора является оформление и осуществление перевозок на Общих условиях оборотного коносамента перевозки грузов в смешанном сообщении FIATA. Ответственность экспедитора может включать как комплексное страхование всех организованных им перевозок грузов на весь период страхования, так и страхование конкретного заказа на экспедирование товара, либо конкретного перевозчика.
Экспедитор отвечает как перевозчик, если выдает коносамент или иной сопроводительный документ и предлагает транспортирование как свою услугу. Как посредник без ответственности перевозчика он отвечает, когда:
осуществляет перевозку на условиях FIATA;
как агент выдает сопроводительный документ перевозчика;
клиент потребовал, чтобы использовался конкретный перевозчик.
По страхованию гражданской ответственности экспедитора за финансовые убытки покрывается ответственность за:
нарушение сроков доставки грузов;
засылку грузов не по назначению по вине служащих экспедитора;
невыполнения инструкций отправителя;
выдачу груза неуправомоченному лицу;
конфискацию имущества соответствующими органами.
Перед таможенными органами экспедитор несет ответственность в тех случаях, если в договоре с клиентом на экспедирование оговорена его обязанность выполнять таможенные формальности.
Перед третьими лицами ответственность экспедитора возникает при причинении им убытков от происшествий с грузом.
Таможенный склад – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию товары, а также товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера (ст. 215 ТК РФ).
Владелец таможенного склада, имеющий в соответствии со ст. 229 ТК РФ Свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов, обязан заключить договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договора хранения с другими лицами (ст. 227 ТК РФ).
По этому договору страхования возмещению подлежат:
сумма таможенных платежей, подлежащая уплате владельцем таможенного склада в связи с утратой, недостачей или повреждением товаров, находящихся под таможенным контролем;
стоимость утраченного или уничтоженного имущества;
стоимость ремонта поврежденного имущества, а также убытки, которые понес поклажедатель в связи с уменьшением стоимости этого имущества в результате повреждения и др.
[1] См.: Томилин В.Н. Транспортное страхование в России и странах Балтии. – М., 2000; Ефимов С.Л. Морское страхование: Теория и практика. – М., 2001; Основы морского страхования. – СПб., 2002; Страхование грузов, ответственности перевозчиков и экспедиторов. – СПб., 2005; Чунтомова Ю.А. Транспортное страхование. – М., 2006.
[2] Основы морского страхования. – СПб., 2002. – С. 10.
[3] Дегтярева О.И. и др. Указ. соч. – С. 264.
[4] Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. – М., 2000. – С. 419.
[5] Чунтомова Ю.А. Транспортное страхование. – М., 2006. – С. 80.
[6] Чунтомова Ю.А. Указ. соч. – С. 79.