Страхование транспортных средств
Страхование автотранспорта (motor transport insurance) – это совокупность мероприятий страховщиков по защите имущественных интересов собственников транспортных средств и лиц, имеющих законное право их эксплуатации, владения и пользования.
В настоящее время страховщиками используются следующие варианты страхового покрытия «авто-каско», предусматривающие различный объем обязательств автостраховщика[5]:
1) полное возмещение ущерба от любого события, за исключением оговоренных законом условий и, например, конструктивных браков завода-изготовителя, вскрывшихся в процессе эксплуатации, а также повреждения шин при износе протектора выше допустимой величины;
2) частичное возмещение ущерба, нанесенного стихийными бедствиями, пожаром, взрывом, дорожно-транспортным происшествием (ДТП), угоном или похищением, включая кражу отдельных частей, деталей и принадлежностей автомобиля или другого транспортного средства;
3) возмещению подлежит только ущерб, нанесенный стихийным бедствием, ДТП, похищением или угоном;
4) возмещению подлежит ущерб, нанесенный пожаром, взрывом, ДТП;
5) иные варианты страховых покрытий.
Автотранспортные средства страхуются добровольно в размере их действительной стоимости (с учетом износа) либо на любую меньшую страховую сумму.
Страхование воздушных судов (ВС) – часть авиационного страхования (aviation insurance), т.е. страхование корпуса ВС на земле и в полете, в процессе эксплуатации, на ремонте, при различного рода испытаниях и т.п., а также страхование запчастей и двигателей.
Объектом страхования является имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью ВС: его корпуса, шасси, электрических и гидравлических систем, навигационного и радиооборудования и др.
Договор страхования ВС (авиа-каско) заключается на тех же стандартных условиях, что и на других видах транспорта, т.е.:
с ответственностью за гибель и повреждения (от всех рисков);
с ответственностью только за полную гибель;
с ответственностью только за повреждения.
При страховании ВС также применяются стандартные оговорки Ллойдовской Авиационной ассоциации андеррайтеров (LAUA). Страховщик не отвечает за ущерб:
1) явившийся вследствие старения и естественного износа ВС;
2) от попадания посторонних предметов и веществ в двигатель;
3) причиненный третьим лицам, пассажирам, грузу или багажу;
4) связанный с потерей прибыли.
Исключаются из страхового покрытия ущербы, возникшие в результате:
а) умысла или грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя или их представителя;
б) известной страхователю непригодности ВС до выпуска его в полет;
в) использования ВС в целях, не предусмотренных договором страхования;
г) пилотирования ВС лицом, не имеющим на это прав;
д) причинения вреда другому ВС;
е) ареста, конфискации или реквизиции ВС по распоряжению властей.
Страхование каско судов – вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ним судов либо нанесения иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов.
На страхование принимаются: корпус (Hull) судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой); фрахт (плата за перевозку); расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, суда в постройке.
Объем страховой ответственности, предоставляемой по договору страхования каско судов, подробно указывается в соответствующих условиях страхования Института лондонских страховщиков, сгруппированных в три категории убытков судовладельца:
а) непосредственно связанных с физической гибелью, повреждениями и поломками корпуса, машин или оборудования судна;
б) связанные с возникновением ответственности перед третьими лицами;
в) связанные с расходами судовладельцев по уменьшению размера ущерба.
В категории «Физическая гибель, повреждение, поломка» страхованию подлежат убытки от рисков, связанных с опасностями судоходства, сильными штормами, затоплениями и опрокидываниями судов, столкновениями на море, пожарами и взрывами, пиратством, загрязнением и т.д. Возмещаются также убытки, если не будет доказано «отсутствие должной заботливости», возникшие вследствие:
1) происшествий при погрузке, выгрузке, перемещении груза или бункера (топлива);
2) взрыва котлов, поломки валов или скрытых дефектов в машинном отделении или корпусе судна;
3) небрежности со стороны капитана, других членов экипажа судна и лоцмана;
4) небрежности со стороны ремонтных служб или фрахтователя;
5) действий властей с целью предотвращения или уменьшения опасности загрязнения окружающей среды.
В категории «Ответственность перед третьими лицами» страхователю возмещается ¾ суммы, оплаченной страхователем третьему лицу за нанесенный ущерб в результате: вреда, причиненного другому судну или имуществу; задержки или невозможности использовать другое судно или имущество; общей аварии; спасательных работ или спасания другого судна или имущества.
В категории «Расходы судовладельцев» подлежат страхованию: убытки по общей аварии; расходы по спасанию судна с грузом на борту (как один из видов общеаварийных расходов); расходы по предотвращению убытка, уменьшению или оценке его размера, связанные с наймом сюрвейеров, адвокатов, экспертов.
Помимо стандартных условий страхования существует около 40 оговорок ИЛС, ограничивающих или расширяющих стандартный объем покрытия.