Глава 1. Понятие, сущность, виды и источникиправового регулирования транспортного страхования
Глава 1. Понятие, сущность, виды и источникиправового регулирования транспортного страхования
Глава 2. Страхование грузов и транспортных средств при международных перевозках
Страхование грузов
Страхование грузов – один из видов страхования имущества как необходимый элемент международных торговых контрактов – имеет существенные особенности, отличающие его от страхования других видов имущества, и требует специальных подходов для учета этой специфики[3].
Во-первых, при страховании груза страховая сумма может значительно превышать стоимость груза (товара) в месте приобретения (производства), поскольку его цена в месте доставки может быть существенно выше. Эта разница и составляет ту часть имущественного интереса покупателя, которая также должна быть защищена страхованием. В обычаях делового оборота принято увеличение страховой суммы против стоимости товара в месте отгрузки в размере 20%.
Во-вторых, структура страховой защиты должна учитывать особенности процесса доставки (перевозки) товара и то, что при этом товар, как правило, выходит из-под контроля собственника и оказывается на попечении перевозчика (перевозчиков), принимающего на себя ответственность за его сохранность и своевременность доставки, но в соответствии с нормами международных конвенций, регулирующих перевозки, имеющего в ряде случаев право на ограничение ответственности.
В-третьих, перевозка может осуществляться по территории разных государств, что накладывает на страховые отношения дополнительные условия, связанные с необходимостью обеспечения страховой защиты таможенных рисков и гарантий возмещения ущерба в связи с иными рисковыми ситуациями.
В-четвертых, необходимо учитывать возможность использования упрощенных процедур страхования грузов вследствие относительного постоянства торговых связей и транспортных потоков, когда страховая защита от рисков перевозок товаров, поставляемых на основе долгосрочных договоров купли-продажи, оформляется генеральными полисами.
Вследствие катастрофического характера рисков в процессе транспортирования товаров ущерб наносится и перевозчику (транспортным средствам и их экипажам, сооружениям транспорта, путям сообщения), и грузовладельцам (грузам, грузовым техническим средствам транспортирования, обслуживающему персоналу). Поскольку грузовладельцы оплачивают и стоимость товаров, и стоимость перевозки, таможенные и иные пошлины и сборы, практикой страховщиков выработаны общие подходы к объемам и структуре страховой защиты грузов, включающим следующие виды покрытий:
1) с ответственностью за все риски, включая расходы по спасанию;
2) без ответственности за повреждения кроме полной гибели;
3) с ответственностью за повреждения;
4) с ответственностью за все риски без расходов по спасанию.
Одновременно выработаны и общие ограничения, исключения из структуры покрытий, которые с различными вариациями и учетом специфики транспортной деятельности используются на разных видах транспорта. Среди них: военные риски; пиратские действия; террористические акты; арест транспортных средств; конфискации, реквизиции, радиационное заражение или уничтожение грузов по решению властей.
Для некоторых родов грузов установлены такие виды ущербов, не подлежащие страховой защите, как:
1) изначально некачественное состояние товара;
2) ошибки в конструкции, изготовлении и компоновки изделий;
3) недостачи груза при целостности наружной упаковки;
4) недостатки (брак, дефект) торговой упаковки;
5) использование дефектных и несовершенных средств и способов погрузки-выгрузки грузов;
6) загрузка транспортных средств грузами сверх установленных технических норм;
7) нарушение таможенных и иных официальных инструкций и предписаний;
8) нарушение судебных решений и их исполнений;
9) обычные температурно-влажностные колебания воздуха;
10) порча, усадка, усушка, утруска, просыпание, неполная мера, недовес, брожение и гниение груза в условиях обычного транспортирования без наступления страхового случая.
Страховое покрытие предоставляется обычно на весь процесс доставки товара «от склада производителя-продавца до склада покупателя». В договоре также оговаривается продолжительность страховой защиты груза после прибытия в пункт назначения (как правило, 60 дней).
Технология страхования грузов наиболее детально разработана английскими страховщиками применительно к страхованию грузов, перевозимых морем, и базисным условиям поставки товаров в соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов» – Incoterms.
В частности Институт лондонских страховщиков (ИЛС) рекомендует использование в страховании грузов следующих основных условий (оговорок) – Institute Cargo Clauses A, B, C[4].
1) Перечень рисков – страхование покрывает все риски гибели или повреждения застрахованного груза за исключением случаев, указанных в оговорках 4, 5, 6, и 7.
2) Общая авария – страхование покрывает расходы по общей аварии и спасанию за исключением случаев, указанных в оговорках 4, 5, 6 и 7.
3) Столкновение по вине обеих сторон – страхование обеспечивает страховое покрытие в той же доле ответственности по Контракту о фрахте согласно оговорке в отношении возмещаемого убытка.
4) Общие исключения – страхование не покрывает:
а) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие грубого умысла или грубой неосторожности страхователя;
б) нормативную прибыль или нормативный износ груза;
в) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие недостаточной или несоответствующей упаковки или неправильной подготовки груза к перевозке;
г) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие внутренних свойств или дефектов груза;
д) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие задержки груза в пути следования;
е) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие неплатежеспособности или невыполнения обязательств владельцами, управляющими, фрахтователями или операторами судна;
ж) гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие использования ядерного оружия.
5) Исключения, связанные с немореходностью и непригодностью – страхование не покрывает:
а) гибель, расходы или повреждения, возникающие по причине немореходности судна, непригодности судна, контейнера или иного средства для безопасного транспортирования груза;
б) убытки, произошедшие вследствие нарушения гарантии мореходности судна и его пригодности к доставке груза к месту назначения, если страхователь или его служащие виноваты в возникновении обстоятельств, приведших к немореходности и непригодности судна.
6) Исключения по причине войны – страхование не покрывает гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие войны, революции, бунта, восстания и гражданских беспорядков и т.д.
7) Исключения по причине забастовок – страхование не покрывает гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие забастовок, локаутов, трудовых беспорядков, действий любых лиц по политическим мотивам и т.п.
Глава 1. Понятие, сущность, виды и источникиправового регулирования транспортного страхования