Виды страховой ответственности.
Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда. В силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
Различают:
- страхование гражданской ответственности;
- страхование профессиональной ответственности качества продукции;
- экологическую и другие виды ответственности.
В первом случае речь идет о страховых правоотношениях, где объектом страхования является гражданская ответственность. Это предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего, удовлетворения его за счет нарушителя.
Гражданская ответственность носит имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему. Через заключение договора страхования гражданской ответственности данная обязанность перекладывается на страховщика. За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность.
Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления имущественных претензий к физическим или юридическим лицам, которые заняты выполнением своих профессиональных обязанностей. Имущественные претензии, предъявляемые к физическим или юридическим лицам, обусловлены небрежностью, халатностью, ошибками и упущениями в профессиональной деятельности. Назначение страхования профессиональной ответственности – защита лиц определенного круга профессий от юридических претензий к ним со стороны клиентуры.
По условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации выделяют следующиевиды страхования ответственности:
- страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
- страхование гражданской ответственности перевозчика;
- страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности;
- страхование профессиональной ответственности;
- страхование ответственности за неисполнение обязательств;
- страхование иных видов ответственности.
Страхование автогражданской ответственности
Страхование автогражданской ответственности является весьма распространенным в мире видом страхования ответственности. Страхование автогражданской ответственности в большинстве развитых стран мира является обязательным.
Согласно общим условиям страхования обязательным страхованием покрыты как собственник автомобиля, так и водитель, если он не является собственником. Страховщик оплачивает фактические расходы, вызванные, страховым случаем, однако не больше страховой суммы, предусмотренной договором страхования. Страхование автогражданской ответственности предполагает компенсацию имущественного ущерба:
- расходы на ремонт автомобиля или возмещение стоимости автомобиля при его полной гибели (более половины всех расходов по виду страхования);
- понижение стоимости автомобиля;,
- расходы на аренду автомобиля на период его ремонта;
- убытки от простоя автомобиля и прочие материальные убытки.
В качестве компенсации личных убытков возмещаются:
- расходы на лечение;
- потеря заработка;
- моральный ущерб;
- расходы на похороны и др.
Возмещаются также прочие расходы:
- издержки по проведению разного рода экспертиз и составлению протоколов;
- судебные издержки и расходы на адвоката.
Так как страхование ответственности владельцев автотранспорта преследует цель защиты жертв аварии, то в странах с обязательным страхованием потерпевшее лицо имеет право прямого заявления к страховщику гражданской ответственности. В распоряжении жертвы происшествия находятся два должника, которым о I может предъявить претензии по выбору. Если выплату осуществляет один из должников, то потерпевший уже не может обратиться к другому должнику.
В связи с расширением мирохозяйственных связей, развитием туризма, расширением контактов страхование автогражданской ответственности приобрело в настоящее время интернациональное значение. Международная система страхования данного вида ответственности, широко известная как«система Зеленой карты», вступила в силу 01.01.53. Это название она получила по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего заключение договора. В настоящее время в число участников Зеленой карты входит 36 стран, в том числе 5 неевропейских стран. Россия пока не является страной-участницей, но вопрос о ее вступлении будет решен положительно в самое ближайшее время.
Страны – участницы договора о Зеленой карте приняли на себя обязательство признавать на территории любой из этих стран страховые полисы о страховании гражданской ответственности транспортных средств в международном автомобильном сообщении, приобретенные в любой из стран, входящих в соглашение.
Основным элементом системы Зеленой карты являются национальные бюро стран-участниц. Они организуют контроль за наличием страховки при пересечении границы, а также решают совместно со страховыми компаниями (внутри страны и за рубежом) вопросы урегулирования заявленных претензий по страховым случаям.
Непосредственное возмещение по Зеленой карте производят уполномоченные страховые компании. В РФ некоторые страховые компании («Ингосстрах», «Росгосстрах» и др.) выдают страховые полисы уполномоченных иностранных страховых компаний, которые действительны за рубежом.
Страхование ответственности судовладельцев
В связи с развитием торгового мореплавания, ростом интенсивности морских перевозок возрастает актуальность страхования ответственности судовладельцев. Оно теперь рассматривается как самостоятельный вид страхования.
Объектами страхования являются обязательства по возмещению вреда:
- жизни и здоровью пассажиров;
- жизни и здоровью экипажа и других лиц;
- имуществу третьих лиц, которое включает другие суда, грузы, вещи пассажиров и экипажа, портовые сооружения и иные виды имущества.
Страхование ответственности судовладельцев осуществляется страховыми компаниями (в России – «Ингосстрах»), а также иным образом, например через клубы взаимного страхования (Ргоtecting Indemnity СluЬ), созданные в Англии после 1720 г. Сейчас в мире действует около 70 подобных организаций, преимущественно в Великобритании, США, Швеции, Норвегии, Японии.
Крупнейшийклуб взаимного страхования – Бермудская ассоциация взаимного страхования, деятельность которой построена на интернациональной основе. Она принимает в свой состав всех желающих судовладельцев независимо от национальности, типа и размера судна. По правилам Бермудской ассоциации работает САО «Ингосстрах». Финансовую базу клубов взаимного страхования составляют страховые взносы членов, из которых формируются фонды для оплаты претензий, предъявляемых судовладельцам, а также возмещаются текущие расходы, связанные с функционированием организации.
При страховании ответственности принимаютсятакже риски, связанные с причинением вреда окружающей среде разлившимисянефтепродуктами.
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный загрязнением нефтью, установила, что правительства государств, присоединившихся к ней, обязаны выдавать каждому судну, имеющему на борту свыше 2 тыс. тонн нефти, сертификат, подтверждающий наличие соответствующего страхования или других финансовых гарантий. Без наличия такого сертификата суда не могут перевозить нефть и нефтепродукты между портами стран, подписавших Конвенцию.
Участники Международной организации владельцев танкеров заключили Международное соглашение об ответственности за загрязнение вод нефтью – ТОВАЛОП (TOVALOP – Tanker Owners Voluntary Agreement Concerning Liability for Oil polution). Согласно условиям этого соглашения владелец танкера обязан принять меры к ликвидации загрязнения или возместить потерпевшему лицу ущерб от загрязнения моря, побережья и пр. объектов нефтью. В рамках этого международного соглашения (фактически – организации) действует Международная ассоциация по страхованию танкеров.
Страхование гражданской ответственности предприятий
Субъектом страхования гражданской ответственности являются предприятия – владельцы источников повышенной опасности. К ним относят предприятия, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих из-за использования транспортных средств, механизмов, электроэнергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов.
Особенность данного вида страхования заключается в том, что предприятия всегда несут ответственность за причиненный таким источником вред, кроме случаев, если доказано, что вред причинен в результате умысла потерпевшего или действия обстоятельств непреодолимой силы (когда невозможно ни предвидеть, ни предотвратить действие таких обстоятельств).
Причинение вреда другому лицу является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Лицо, право которого нарушено, приобретает право требования возмещения вреда от лица, виновного в его причинении, в том числе при нарушении вещных прав (объектом которых являются вещи и имущественные права) и нематериальных прав (объектом которых являются жизнь, достоинство личности).
В силу установленного законодательством права потерпевшего на возмещение вреда в полном объеме, а также вследствие возникновения у причинителя вреда обязанности его возмещения у владельца источника повышенной опасности естественным образом появляется имущественный интерес. Следовательно,объектом страхования гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности служит имущественный интерес, связанный с обязанностью владельца этого источника в силу гражданского законодательства возместить вред, причиненный третьим лицам.
Договор страхования заключается с целью предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиненного страхователем потерпевшему. Специфика этого договора состоит в том, что он заключается в пользу третьего лица – потерпевшего.
По договору страхования потерпевшему лицу возмещаются убытки, связанные с причинением вреда, а именно:
- повреждением или уничтожением его имущества;
- упущенной выгодой;
- моральным вредом;
- затратами страхователя на ликвидацию прямых последствий аварии и др. Страховым случаем здесь является установленный факт возникновения обязательства у владельца источника повышенной опасности возместить вред, причиненный потерпевшему в результате использования источника повышенной опасности.
Размер страховой премии по договору зависит от объема принимаемых страховщиком обязательств, перечня страховых рисков, лимитов страховой ответственности, срока страхования.
Страхование ответственности авиаперевозчика
При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика (владельца воздушного судна) выделяют следующиевиды ущерба, которые покрываются данным видом страхования:
- повреждение, утрата или уничтожение багажа и груза;
- смерть или повреждение здоровья пассажиров;
- смерть, телесное повреждение или имущественный ущерб, причиненные корпусом воздушного судна или выпавшими из него предметами третьим лицам на поверхности земли и вне воздушного судна
Ответственность авиаперевозчика за первые два вида ущерба предусмотрена Варшавской конвенцией ИКАО (Международная организация гражданской авиации) от 1929 г. Гаагским протоколом 1955 г. об изменении Варшавской конвенции и Гвадалахарской конвенцией 1961 г. о дополнении Варшавской конвенции по унификации некоторых норм, связанных с международными авиаперевозками. Согласно этим документам авиаперевозчик автоматически отвечает за ущерб, если он произошел во время авиаперевозки.
Понятие "авиаперевозка "распространяется на все время, в течение которого груз находится в ведении перевозчика (борт самолета, аэродром, а также вне аэродрома, если это вызвано необходимостью погрузки, доставки, перегрузки или посадкой самолета за пределами аэродрома). Перевозчик не несет ответственности только в случае, если:
- докажет, что он, его сотрудники и агенты предприняли все необходимые меры для того, чтобы избежать ущерба;
- было невозможно предпринять такие меры.
Ответственность за ущерб третьим лицам, нанесенный на поверхности земли, регламентируется Римской конвенцией ИКАО 1952 г. Под третьими лицами понимаются все физические и юридические лица, кроме пассажиров, экипажа и других служащих авиакомпании. По договору страхования ответственности авиаперевозчика страховая компания оплачивает суммы, которые он обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесенный ущерб здоровью или имуществу третьих лиц. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика при полетах за рубеж является обязательным.
Страхование ответственности автоперевозчика
Автомобильный перевозчик несетответственность за:
- полную или частичную утрату груза;
- ущерб, причиненный им с момента принятия товара до момента его доставки.
Основные положения, регламентирующие взаимоотношения между грузоперевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, содержатся в Конвенции о договорах международной дорожной перевозки грузов(КДПГ). Она была подписана в 1956 г. в Женеве и разработана в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссией ООН. Советский Союз присоединился к этой Конвенции в 1983 г.
Объектом страхования ответственности автоперевозчика является его обязанность по возмещению ущерба в связи с возможными претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Страхование ответственности автоперевозчика в отличие от страхования автогражданской ответственности является добровольным видом страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие.
Понятие «Зеленая карта».
Зелёная карта (англ. Green Card) — международный договор (полис) страхования автогражданской ответственности, а также соглашение о взаимном признании странами-членами Соглашения страхового полиса по страхованию ответственности владельцев средств автотранспорта.
В 1949 году на международной конференции автостраховщиков в Лондонебыли приняты рекомендации Экономического и социального совета ООН и официально основан Совет Бюро с штаб-квартирой в Лондоне[1]. В 1951 году состоялось первое официальное Собрание Совета Бюро, на котором была одобрена модель Соглашения между национальными бюро стран-участниц системы и приняты единые стандарты для «Зелёных карт». Соглашение о «Зелёной карте» вступило в силу с 1 января 1953 года. Согласно ему страховой полис по автогражданской ответственности, выданный в любой стране — члене соглашения, действителен на территории другой страны, являющейся членом этого соглашения.
На данный момент в систему «Зелёная карта» входят 45 стран из Европы, Азии и Африки - все страны Европы включая Россию (с 1 января 2009 года)[2], а также Турция, Израиль, Марокко, Тунис и Иран.
В 2006 году штаб-квартира Совета Бюро была перебазирована в Брюссель
Функции российского бюро «Зелёная карта» возложены на Российский Союз Автостраховщиков[6]. Полномочия и структура бюро «Зелёная карта» определены Положением об организации деятельности в рамках международной системы страхования «Зеленая карта» и Положением о бюро «Зеленая карта».
В январе 2009 года только 12 российских автостраховщиков вступили в «Зелёную карту»[7][8]. От участия в системе «Зелёная карта» отказались такие компании как «Ингосстрах», «МАКС» и «СОГАЗ». Причины — большие или неограниченные лимиты ответственности в некоторых странах, и как следствие — возможные огромные убытки[9].
По состоянию на 19 января 2010 г. членами бюро остались 11 компаний в связи с поглощением «Русского мира» компанией«РГС». В марте 2011 года у одного из крупнейших страховщиков в этом сегменте АЙНИ была отозвана лицензия на страхование (6 марта 2012 года приказом ФСФР, выпущенном на основании судебного решения, лицензия компании АЙНИ восстановлена, но компания к этому времени потеряла большую часть клиентов, агентов и бизнеса)[10].
В феврале 2011 года в связи с объединением страховой группы МСК и компании «Спасские ворота» первая подала заявление на вступление в бюро «Зелёная карта», а вторая - на исключение. В таблице приведены данные о страховых премиях за 9 месяцев 2011 года страховых компаний, работавших с января по сентябрь 2011 года включительно в системе «Зелёная карта».
Тарифы едины для всех компаний.[13] Устанавливаются Российским Союзом Автостраховщиков и согласовываютсяМинистерством Финансов РФ.
Из-за роста курса евро с 16 марта 2009 тарифы были подняты примерно на треть.[14][15].
Однако уже к июню 2009, в связи с укреплением рубля, тарифы были скорректированы и понижены на 9 %. Тарифы были снова повышены с 15 октября 2009 г. Однако потом курс рубля начал укрепляться, и с 15 января 2010 тарифы были снижены на 5-7 %, с 15 апреля 2010 на 8-10 %, c 15 июля 2010 ещё на 8-10 %. С 15 октября 2010 года тарифы по «Зеленой карте» снова поднимаются, примерно на 10 %, относительно тех, что действуют с 15 июля 2010, и станут равны «апрельским» тарифам.
С 15 января 2011 тарифы повышаются ещё на 9%, несмотря на то, что курс рубля к евро за квартал вырос примерно на 7%.
По закону тарифы на страхование корректируются 1 раз в квартал 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября каждого года, в зависимости от предполагаемого курса рубля к Евро.
Личное страхование.
Личное страхование — совокупность видов страхования (отрасль страхования), где в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес страхователя[1], связанный с жизнью, здоровьем, событиями в жизни отдельного человека.
Гражданский кодекс, глава 48 "Страхование":
Статья 934. Договор личного страхования
1. По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
2. Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица. Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.
В личном страховании можно выделить три подотрасли страхования:
1. Страхование жизни — виды страхования, где в качестве объекта выступают определенные события в жизнизастрахованного лица:
- дожитие до определенного возраста;
- смерть застрахованного;
- предусмотренные договором страхования события в жизни застрахованного:
- бракосочетание;
- поступление в учебное заведение;
- другие события, предусмотренные договором страхования.
2. Страхование от несчастных случаев — виды страхования, где в качестве страхового случая предусматривается внешняя причина, как правило, кратковременного воздействия, приведшая к временной или постоянной потере трудоспособности, или смерти застрахованного. В отличие от страхования жизни, которое, как правило, носит долговременный характер (от нескольких лет до нескольких десятков лет), страхование от несчастного случая заключаются, как правило, на срок до одного года. Виды страхования от несчастного случая:
- страхование пассажиров;
- страхование детей;
- страхование работников предприятия;
- страхование граждан (страховая премия зависит от образа жизни застрахованного);
- другие виды страхования от несчастного случая.
3. Медицинское страхование — виды страхования, предусматривающие компенсацию медицинских расходов застрахованного лица на лечение в связи с заболеванием и/или несчастным случаем. Различают следующие разновидности медицинского страхования:
- обязательное медицинское страхование, которым охвачены все категории граждан;
- добровольное медицинское страхование, которое осуществляется в коллективной (работодатель страхует своих работников) или индивидуальной форме;
- страхование медицинских расходов граждан, в том числе туристов, выезжающих за рубеж;
- другие виды медицинского страхования.
В личном страховании может применяться смешанное страхование жизни, включающее несколько видов личного страхования, например, страхование на дожитие, страхование от несчастного случая.
Методические обоснования и актуарные расчеты, обосновывающие финансовые взаимоотношения страховщика и страхователя(выгодоприобретателя) для долгосрочных видов личного страхования (страхование жизни — англ. life insurance) и краткосрочных видов личного страхования отличаются.
Страхование жизни.
Страхование жизни — страхование, предусматривающее защиту имущественных интересов застрахованного лица, связанных с его жизнью и смертью. Страхование жизни обычно связано с долговременными интересамистрахователя/застрахованного лица в силу того, что жизнь рассматривается как длительное состояние, и, соответственно, событие смерти видится непрогнозируемым и отдалённым.
Наиболее ранние упоминания о формировании фондов денежных средств и раскладке ущерба по рискам жизни и здоровья человека относятся к периоду античности. Свидетельством тому можно считать первые взаимные кассы римских профессиональных и военных коллегий, а также похоронные религиозные кассы. Простейшие формы взаимного личного страхования также существовали и в эпоху средневековья в рамках ремесленных цехов и гильдий.
Страхование жизни как особый вид предпринимательства появился в Европе на рубеже XVII—XVIII вв. в качестве дополнения к морскому страхованию. Наряду со страхованием кораблей и грузов стали заключать договоры страхования жизни капитанов кораблей. Далее английский предприниматель Джеймс Додсон в 1663 г. собрал все данные по различным лондонским кладбищам, рассчитал средний возраст умерших, их число за год и применил эту статистику для расчета страховых премий. В истории страхования считается, что именно ему принадлежит роль родоначальника в применении научного подхода к организации страхования жизни.
Первая специализированная страховая компания по страхованию жизни «Общество достойной жизни» была создана в 1740 г., а в 1762 г. появилась и первая коммерческая страховая компания «Общество справедливого страхования жизни» (Equitable Life Assurance Society (англ.)русск.). В 1765 г. эта компания была зарегистрирована в качестве общества взаимного страхования[1]. Это общество занимается страхованием жизни по сей день.
В России страхование жизни появилось гораздо позже. В 1863 г. было учреждено первое коммерческое страховое общество по страхованию жизни под названием «Жизнь».[2]
Страхование жизни, предусматривает, как правило, регулярные долговременные финансовые отношения между страхователем и страховщиком.
Накопительное страхование жизни это страхование, в котором присутствуют как минимум два инвариантных риска:
- дожитие;
- смерть.
В страховании жизни также могут быть предусмотрены и другие риски, такие как: телесные повреждения (травмы),инвалидность, смерть в результате несчастного случая, и другие.
Взносы, как правило, выплачиваются регулярно (например, ежемесячно) в течение накопительного периода (от момента заключения договора страхования до момента наступления страхового случая). В течение всего накопительного периодастраховщик осуществляет операции с деньгами клиента, вкладывая их в различные активы (банковские депозиты, ценные бумаги, недвижимость и др. активы). В результате к моменту наступления страхового случая (дожитие застрахованным до определенного срока) накапливается сумма, значительно превышающая сумму накопленных взносов, за счет капитализации (процентного дохода) накопленной суммы.
Страховщик выплачивает страховое обеспечение в виде различных вариантов выплаты страховой суммы: в виде единовременной выплаты, в виде пожизненного аннуитета (пожизненной финансовой ренты).
В страховании жизни реализуется накопительная функция страхования, также развиваются продукты в которых долгосрочноестрахование жизни с инвестиционной составляющей (англ. unit-linked insurance plan)[3]совмещены в одной программе.
Страхование жизни позволяет человеку решить целый комплекс социально-экономических проблем. Условно эти задачи можно объединить в две группы: социальные и финансовые. Реализация первых позволяет преодолеть недостаточность системы государственного социального страхования и обеспечения (накопление определенных денежных сумм, например, к выходу на пенсию, или к совершеннолетию, или к другим событиям в жизни застрахованного лица). Реализация вторых является защитой финансовых интересов страхователя/застрахованного лица при наступлении смерти.[2]