Методология таможенной статистики внешней торговли
Важным направлением совершенствования статистики внешней торговли является улучшение международных сопоставлений. Решение этой проблемы, а также активизация усилий по интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи вызвали необходимость разработки унифицированной «Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации» (в дальнейшем — Методология).
Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, в том числе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
Правила и процедуры, изложенные в Методологии, базируются на положениях Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».
Основу методологических положений таможенной статистики внешней торговли составили также рекомендации Статистической комиссии ООН («Статистика международной торговли. Концепция и определения», ООН, 1982 г.) и рекомендации, содержащиеся в «Руководстве для пользователей по статистике внешней торговли», разработанном Евростатом (изд. 3, 1990 г.).
В Методологии используются следующие основные термины:
1.Таможенная территория Российской Федерации — сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Расположенные на территории Российской Федерации свободные таможенные зоны и свободные склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.
2.Таможенная граница Российской Федерации — пределы таможенной территории Российской Федерации, а также параметры свободных таможенных зон и свободных складов.
3.Товары — движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.
4.Российские товары — товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации.
5.Иностранные товары — товары, не указанные выше в п. 4.
6.Таможенный режим — совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для таможенных целей.
Основной принцип учета всех ввозимых и вывозимых товаров определяется используемыми в таможенной практике таможенными режимами. В таможенную статистику включаются товары 11 таможенных режимов из 15 (кроме режимов транзита, временного ввоза и вывоза товаров, уничтожения, а также отказа в пользу государства при экспорте).
Методологией прежде всего определяются объекты статистического наблюдения в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, который в значительной степени зависит от применяемой системы учета экспорта и импорта.
В международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных операций —специальная и общая системы учета торговли.
При специальной системе учета в импорт включаются товары, предназначенные для потребления внутри страны, а в экспорт — товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в ней. Общая торговля распространяется на все коммерческие операции по ввозу и вывозу, включая в себя операции по реэкспорту.
Различие между двумя системами состоит в основном в определении момента учета этих операций: при общей системе учета внешней торговли регистрация экспорта и импорта производится в то время, когда товар пересекает государственную границу, а при специальной — когда он проходит через таможенную границу страны.
Это различие имеет особый смысл для товаров, которые проходят через свободные таможенные зоны и свободные склады, являющиеся частью территории государства, где товары находятся вне таможенной территории и не подлежат таможенному контролю.
Товары, поступающие из свободных таможенных зон и свободных складов, учитываются в статистике внешней торговли по специальной системе торговли (специальный импорт) только после того, как они выпущены из пределов свободных таможенных зон и свободных складов в свободное обращение.
Специальный экспорт аналогично включает товары, произведенные, добытые, выраженные или переработанные в стране, а также товары, ввезенные первоначально как специальный импорт.
Общая система при импорте таким образом учитывает весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе ввезенные в свободные таможенные зоны и помещенные на свободные склады в момент ввоза, даже если эти товары поступят в свободное обращение позднее.
В экспорте при общей системе учета, помимо товаров, охватываемых специальным экспортом, подлежат учету товары, которые были декларированы для ввоза в свободные таможенные зоны и свободные склады, однако впоследствии были реэкспортированы.
Статистическая комиссия ООН рекомендует использовать общую систему торговли.
В таможенной статистике Российской Федерации, осуществляющей учет ввоза и вывоза товаров на основании общей системы, учитываются следующие категории товаров:
Импорт Российской Федерации
§ товары, ввозимые для свободного обращения;
§ реимпортируемые товары;
§ товары, ввозимые для переработки на таможенной территории;
§ товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории;
§ товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем;
§ товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;
§ товары, ввозимые на государственную территорию Российской Федерации в свободные таможенные зоны и на свободные склады;
§ вывозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;
§ иностранные товары, ввозимые в магазины беспошлинной торговли;
§ товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и более;