Статистика потребления непродовольственных товаров и услуг
Границы потребления непродовольственных товаров и услуг гораздо шире, чем продуктов питания. Они зависят от множества факторов и этапов жизненного цикла человека и его семьи. Это возраст, пол и уровень образования, характер трудовой деятельности и образ жизни, семейное положение и состояние здоровья; имущественная обеспеченность и текущие доходы; степень развития тех или иных потребностей и возможности их реализации; климатические условия и национальные особенности потребления и т.д. Границы статистического изучения и группировочные признаки потребления непродовольственных товаров могут существенно различаться в зависимости от конкретных задач анализа.
Наиболее общие задачи статистики потребления непродовольственных товаров и услуг сводятся к получению информации об их уровне и динамике, распределении между отдельными группами населения, о доле затрат на них в общей сумме потребительских расходов в расчете на душу населения или на домашнее хозяйство (100 домашних хозяйств).
Основными источниками информации о потреблении населением непродовольственных товаров являютсяданные статистики розничного товарооборота и выборочных бюджетных обследований домашних хозяйств. В свете поставленных задач розничный товарооборот выступает как канал реализации платежеспособного спроса населения, и поэтому его стоимостные и натуральные показатели используются для оценки намакроуровне потребления непродовольственных товаров. К числу таких показателей относятся:
§ продажа потребительских товаров в розничной торговле в текущих и сопоставимых ценах;
§ товарная структура розничного товарооборота и физические объемы продаж непродовольственных товаров;
§ потребление важнейших непродовольственных товаров в расчете на душу населения;
§ продажа основных потребительских товаров длительного пользования и обеспеченность ими населения.
Эти показатели позволяют оценить на макроуровне уровень и динамику потребления непродовольственных товаров населением страны и отдельных регионов, сопоставить фактическое потребление с соответствующими нормативными показателями минимального и рационального потребления, выявить тенденции в сдвигах структуры потребления и динамике платежеспособности населения, установить покупательские предпочтения и адекватность потребительского рынка по объему, ассортименту и качеству предлагаемых непродовольственных товаров потребностям населения.
Изменения объемов и структуры потребления отдельных видов непродовольственных товаров могут изучаться и в связи с инфляционными процессами или ростом (снижением) потребительских цен на отдельные товары, а также в связи с появлением на потребительском рынке их новых образцов.
При предметно-количественном анализе потребления непродовольственных товаров они группируются по различным признакам, в основном по их назначению и сроку службы. В отечественной практике наиболее широко применяется следующая группировка: одежда (включая трикотажные и меховые изделия, белье, ткани, головные уборы); обувь (кожаная, текстильная, резиновая и т.д.); предметы личной гигиены и личного обихода; фармацевтические и медицинские товары; товары бытовой химии и хозяйственного назначения; табачные изделия; мебель; часы; кухонная и столовая посуда, домашнее оборудование; телерадиотовары; транспортные средства и запасные части; основное оборудование и сельскохозяйственный инвентарь; топливо и другие горюче-смазочные материалы; строительные материалы; печатные издания и канцелярские товары; предметы досугового назначения; ювелирные изделия; вычислительная техника.
Объемы потребления по каждой из перечисленных групп непродовольственных товаров характеризуются в статистике розничного товарооборота объемами соответствующих продаж, а в статистике бюджетов домашних хозяйств — затратами на приобретение непродовольственных товаров, которые отражаются в расходной части бюджета.
Возможность исчислить по данным бюджетных обследований среднюю цену покупки единицы товара позволяет определять объемы покупок дешевых и дорогих товаров. Подобные статистические наблюдения имеют большое значение для выявления платежеспособного спроса, формирования перспектив развития потребительского рынка.
Важный аспект статистического анализа — определение зависимости объема и структуры потребления непродовольственных товаров от доходов населения.
В целях вывления дифференциации потребления в зависимости от уровня материальной обеспеченности широко используют данные бюджетных обследований населения. С их помощью определяется величина и доля доходов на приобретение непродовольственных товаров, устанавливается зависимость отдельных статей потребительских расходов от уровня среднедушевого дохода домашних хозяйств, которая в конечном итоге характеризуется коэффициентами эластичности по группам товаров или их отдельным видам. Наряду с этим устанавливается, насколько фактическое потребление соответствует минимальным и рациональным нормам, какие тенденции наблюдаются в сдвигах потребления и динамике покупательной способности населения, насколько потребительский рынок адекватен потребностям населения по объему, ассортименту и качеству предлагаемых товаров.
Если ставится задача выявить связи между структурой потребления непродовольственных товаров и доходами отдельных домашних хозяйств, необходимо изучить изменение состава потребляемых товаров в зависимости от материальной обеспеченности, который имеет тенденцию расширяться при росте доходов и сужаться при их сокращении.
Из числа перечисленных выше групп непродовольственных товаров приоритетными для статистического наблюдения являются одежда и обувь.
Как и продукты питания, они относятся к предметам первой необходимости, предназначенным удовлетворять физиологические потребности человека. Расходы на одежду и обувь составляют значительную часть затрат семейного бюджета на непродовольственные товары (половину и более). В потребительских расходах населения России в 1997 г. на долю одежды и обуви приходилось 14,8%, что обеспечило им первое место среди приобретенных непродовольственных товаров.
Эти расходы, как и натуральные показатели потребления одежды и обуви (метров, пар, единиц в расчете в среднем на душу), могут анализироваться с различных позиций, например, в целях определения их соотношения с минимальными и рациональными нормами потребления, или с целью выявления их связи с размером среднедушевого дохода, с увеличением которого повышаются возможности удовлетворения не только общих потребностей в одежде и обуви, но и социальных потребностей, учитывающих факторы моды, качества товаров, функционального разнообразия гардероба и т.д.
Важно также выявить существенные качественные различия в потреблении одежды и обуви в зависимости от места и образа жизни людей, демографических характеристик членов домашних хозяйств.
Например, как правило, доля затрат на покупку промышленных товаров, в том числе одежды и обуви, в потребительских расходах намного выше у сельского населения, чем у городского. Это объясняется прежде всего тем, что сельские жители значительно меньше денежных средств затрачивают на питание по сравнению с горожанами, поскольку потребляют сельскохозяйственные продукты собственного производства (выращенные в личном подсобном хозяйстве).
При анализе в разрезе возрастных групп возникают некоторые трудности в оценке потребления одежды и обуви лицами пожилого возраста. Это связано с тем, что часть потребностей удовлетворяется ими за счет накопленного ранее имущества, следовательно, фактическое потребление одежды и обуви у данной группы населения будет выше, чем зафиксированное по актам покупки.
Подобные сведения важны не только для формирования потребительского рынка, но и для разработки соответствующих социальных нормативов, устанавливающих границы минимального и рационального потребления, отражения реальной картины в сфере потребления товаров и услуг.
Потребление непродовольственных товаров может изучаться и с большей детализацией, чем приведенная выше группировка, вплоть до отдельных видов товаров, покупки которых в современных условиях могут являться индикаторами уровня жизни. В качестве таких индикаторов могут, например, выступать затраты населения на покупку и эксплуатацию легковых автомобилей, в том числе дорогостоящих импортного производства, или расходы на приобретение товаров необязательного пользования, имеющих престижный характер, таких как ювелирные изделия, предметы роскоши. Совершенно ясно, что рост затрат на покупки этих товаров свидетельствует о повышении уровня жизни населения.
В результате статистического изучения структуры потребления не только постатейно, но и по отдельным видам товаров могут быть выявлены устойчивые тенденции в потребительском поведении населения. Например, с ростом доходов отчетливо проявляется тенденция к более широкому использованию готовой одежды и уменьшению расходов на покупку тканей и пошив одежды, возрастают средние цены покупки отдельных товаров в связи с их более высоким качеством и т.д.
Для характеристики материального благосостояния в отечественной статистике широко используются также показатели обеспеченности населения и наличия в домашних хозяйствах предметов длительного пользования.
Обеспеченность населения товарами длительного пользования является обобщающим показателем и исчисляется на макроуровне в расчете на 1000 населения или на 100 семей, исходя из данных статистики розничного товарооборота о натуральных объемах продажи этих товаров и срока их службы.
Срок службы предметов длительного пользования определяется, исходя из сроков их службы, физического и морального их износа. Так, если срок службы телевизоров установлен 12 лет, при расчете обеспеченности населения ими по состоянию на 1 января 1998 г. принимается количество телевизоров, проданных в 1986—1997 гг.
Сведения об обеспеченности населения основными предметами длительного пользования приводятся в статистических публикациях по следующему их перечню: телевизоры; радиоприемные устройства (включая музыкальные центры, проигрыватели, тюнеры, усилители); магнитофоны, видеомагнитофоны, видеокамеры; холодильники и морозильники; стиральные машины; электропылесосы; швейные и вязальные машины; часы; легковые автомобили; мотоциклы и мотороллеры; велосипеды и мопеды; фотоаппараты.
Для получения информации, характеризующей различия в обеспеченности отдельных слоев населения перечисленными выше товарами длительного пользования, проводятся выборочные обследования наличия этих товаров в домашних хозяйствах различного состава, с различным среднедушевым доходом, отличающихся жилищными условиями, а также у проживающих в городской и сельской местности. Получение этих сведений — одно из направлений бюджетных обследований домашних хозяйств.
Предметом статистического анализа являются динамика и дифференциация в обеспеченности предметами длительного пользования малодоходных и высокодоходных домашних хозяйств, малодетных и многодетных семей, сельских и городских домашних хозяйств; различия в приобретении товаров утилитарного, бытового, назначения и предметов культурного назначения в зависимости от уровня дохода и демографических особенностей домашних хозяйств.
Бюджетная статистика позволяет получить характеристику домашних хозяйств, владеющих определенным набором современных предметов длительного пользования.
Уровень жизни населения в современных условиях определяется не только масштабами потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, но ипотреблением платных и бесплатных услуг.
Объем и динамика потребления услуг являются индикаторами уровня жизни населения. С ростом доходов населения возрастает объем и расширяется состав потребляемых им платных услуг. Чем больше денежных средств население может направлять на реализацию своих потребностей в различных услугах, удовлетворив предварительно первоочередные потребности в пище, одежде и обуви, основных предметах длительного пользования, тем выше его уровень материального благосостояния.
В то же время следует иметь в виду, что государство берет на себя значительную часть расходов по содержанию учреждений сферы бесплатных услуг, социально значимых для населения. В их числе — бесплатное общее и профессиональное образование, медицинская и социальная помощь, поддержка престарелых и т.д.
Для оценки объема потребленных бесплатных и платных услуг используются стоимостные показатели.
Потребление бесплатных услуг, оказанных населению в виде социальных трансфертов в натуральной форме, наиболее полно отражается в системе СНС при исчислении показателя фактического конечного потребления домашних хозяйств. Так, по данным Госкомстата России, фактическое конечное потребление домашних хозяйств в 1997 г. составило 1616,4 трлн руб., в том числе социальные трансферты в натуральной скорме — 308,9 трлн руб., или 19%.
Для оценки масштабов потребления бесплатных услуг используются также показатели фактических расходов государства (на федеральном и территориальном уровнях), предприятий и организаций на социальные нужды. Расходы бюджетной системы Российской Федерациинасоциально-культурные мероприятия в 1997 г. показаны в табл. 44.1.
Таблица 44.1
(в % к ВВП)
Что касается сферы платных услуг, то в качестве обобщающего показателя применяется объем реализации платных услуг населению в текущих и сопоставимых ценах, который представляет собой сумму платежей, полученных предприятиями любых форм собственности от населения в оплату за оказанные услуги, как непосредственно в кассу предприятия, так и через учреждения банков, включая налог на добавленную стоимость, спецналоги, акцизы и т.п. При этом индексы объема реализации платных услуг в текущих ценах, характеризующие динамику реализации услуг в сложившихся ценах и тарифах, определяются как отношения объема услуг отчетного периода к объему услуг базисного периода; эти индексы отражают изменения объемов услуг под влиянием одновременного изменения цен и количества оказываемых услуг.
Индексы, характеризующие динамику физического объема реализации платных услуг в постоянных ценах, исчисляются путем пересчета по индексу потребительских цен и товаров объема реализации платных услуг отчетного периода в ценах базисного периода и деления на фактический объем реализации услуг в базисном периоде.
Сведения об объеме реализованных населению услуг и их структуре собираются ежемесячно и включаются, как правило, в основные социально-экономические показатели страны, публикуемые в статистических материалах.
Для изучения структуры потребляемых населением услуг они группируются исходя прежде всего из их назначения, удовлетворения определенных потребностей населения.
В статистическом учете наиболее широко используется следующая группировка услуг: бытовые услуги; услуги пассажирского транспорта и связи; услуги жнлищно-коммунального хозяйства; образовательные услуги; услуги по дошкольному воспитанию детей; медицинские, санаторно-оздоровительные и ветеринарные услуги; страховые и финансовые услуги; туристско-экскурсионпые услуги; физической культуры и спорта; услуги учреждений культуры, искусства и других досуговых развлечений; услуги правового характера и прочие.
Такая укрупненная группировка отражает основные потребности населения и позволяет оценить сдвиги в структуре потребления отдельных видов услуг за определенное время. Так, при росте общего объема реализованных населению услуг в 1997 г. по сравнению с 1996 г. с 200 221 до 268 351 млрд руб. доля платных жилищно-коммунальных услуг осталась практически на том же уровне, услуг пассажирского транспорта снизилась с 25,1% до 24,0%. Несколько снизилась также доля бытовых услуг — с 18,8% до 18,2%.
Изучение потребления услуг населением на макроуровне дополняется сведениями об уровне и структуре соответствующих потребительских расходов домашних хозяйств по данным выборочных бюджетных обследований. Анализ уровня, динамики и структуры потребительских расходов в зависимости от состава среднедушевого дохода домашних хозяйств, места проживания позволяет выявить особенности потребления услуг в зависимости от уровня доходов, уклада жизни, а следовательно, и потребностей отдельных групп населения.
Особое внимание уделяется определению потребностей домашних хозяйств с разным уровнем материального достатка в таких первоочередных услугах, как жилищно-коммунальное обслуживание, в которое включается квартирная плата, обслуживание и ремонт жилищ, энерго-, газо- и водоснабжение, отопление и т.д.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под личным потреблением?
2. Дайте характеристику потребительской корзине и потребительскому бюджету.
3. Какие показатели применяются для характеристики потребления?
4. Назовите источники сведений и методы наблюдения, используемые при изучении потребления.