Экономическая сущность финансов.

Экзаменационный билет № 1

Экономическая сущность финансов.

Пассивные операции коммерческих банков

Организация аннуитетного страхования

Сущность и функции финансового менеджмента

Сущность и функции финансов

Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме.

На основании вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Функция применительно к финансам означает круг деятельности, присущей данной экономической категории, проявление сущности в действии, специфические способы выражения присущих категорий свойств. В функции отражается общественное назначение категории, раскрывается ее экономическая природа.

В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная.

Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства – в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.

Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

С помощью распределительной функции распределяется и перераспределяется валовой (совокупный) общественный продукт, и его важнейшая часть – национальный доход, а также часть национального богатства (например, при изъятии оборотных средств, операций по реализации государственного имущества).

Через распределительную функцию финансы удовлетворяют определенные общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, экономических агентов, путем формирования денежных доходов и расходования средств. Таким образом, через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения, выявляются экономические отношения, связанные с движением совокупного общественного продукта, его составных элементов в денежной форме и создаются условия для реализации общественного продукта в натурально-вещественном выражении посредством купли-продажи. В итоге должны быть удовлетворены экономические интересы всех участников общественного производства с учетом конкретного трудового вклада и степени участия в общественном производстве.

В отличие от распределительной концепции финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. При таком подходе существенно расширяется сфера действия финансов.

Контрольная функция финансов признается представителями почтивсех научных концепций. Все ранее перечисленные функции финансов, несмотря на их многогранность, не раскрывают полностью те свойства, которые присущи финансам как экономической категории. Поскольку финансы связаны с движением денежной формы стоимости общественного продукта, они обладают свойством количественно отображать, воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через движение доходов, накоплений, фондов. Благодаря этому свойству финансы могут как бы «оповещать» о том, как складываются количественные пропорции распределения на разных уровнях управления экономикой, соотношение доходов, фондов, отдельных их элементов, правильность использования финансовых ресурсов по целевому назначению. Тем самым финансы сообщают об отклонениях и диспропорциях в воспроизводственном процессе и позволяют направить его в нужное русло. Количественное выражение процессов образования и использования доходов, накоплений, фондов отображается в системе финансовых показателей, которые выступают как разновидности стоимостных показателей. Финансовые показатели имеют обобщающий результирующий характер, т.е. комплексно выражают результаты всей деятельности хозяйствующего органа любого уровня управления экономикой. Изучение, анализ финансовых показателей позволяет судить об эффективности производства, конечных результатов деятельности, рациональности функционирования определенных органов, систем и т.д.

Сущность и функции ФМ

ФМ- это вид профессиональной деятельности направленный на управление финансово- хозяйственное функционирование фирмы, на основе использования современных методов.

Функциями ФМ являются:

1) Разработка и реализация финансовой политики фирмы с применением различных финансовых инструментов.

2) Принятие решения по финансовым вопросам, их конкретизация и разработка методов реализации.

3) Информационное обеспечение, посредством составления и анализа финансовой отчетности фирм

4) Оценка инвестиционных проектов.

5) Оценку затрат на капитал

6) Финансовое планирование и контроль

7) Организация аппарата управления финансово- хозяйственной деятельности фирмы.

Методы ФМ позволяют оценить:

1) Риск и выгодность того или иного способа вложения денег.

2) Эффективность работы фирм

Скорость оборачиваемости капитала и его производительность

Экзаменационный билет № 2

Сущность и виды инвестиции

Экзаменационный билет № 3

1. Экономическое содержание налогов.

Экзаменационный билет № 4

Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодоления возникающих диспропорций.

Финансовая политика начала периода самостоятельного развития Казахстана отличалась непоследовательностью и противоречивостью.

С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах, особенно в России. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалась радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая «шоковая терапия» в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства.

С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как объективно необходимые в Казахстане. В их числе волевые решения по экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный предел собственности в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате - устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.

Поэтому задачей финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности, реформированию собственности с оптимизацией доли государственной части, расширению и активизации внешнеэкономической деятельности финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов.

В республике продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

1) разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

3) практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

Экзаменационный билет № 5

Виды и функции денег.

Виды и функции денег

Существует 5 форм денег: 1) монеты, 2) Банкноты, 3) Бумажные деньги, 4) Электронные деньги, 5) Кредитные деньги.

Функциями денег являются:

1) покупательная функция- это способность денег обмениваться на различные товары и различного рода блага созданные для населения.

2) Платежная функция- это способность посредством денег оплачивать за выполненные, различного рода работы и за оказание различных видов услуг.

3) Накопительная функция.

Функция как средства обращения т.е денежная единица обращающаяся в государстве и общепринятая населением.

Экзаменационный билет № 6

Экзаменационный билет № 7

1. Финансовый механизм: содержание и структура.

Кредитные деньги и их виды

Экзаменационный билет № 8

Налоговый контроль

Налоговый контроль

Налоговый контроль – элемент финансового контроля и налогового механизма.

Налоговый контроль – это контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков и других лиц, осмотра помещений и территорий, где могут находиться объекты, и в других формах проверки данных учета и отчетности.

Налоговый контроль – это контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, за полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды.

Таможенные органы, в пределах своей компетенции, также осуществляют налоговый контроль по взиманию налогов и других обязательных платеже бюджет, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РК, в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством РК.

Налоговый контроль осуществляется в следующих формах:

1.регистрационного учета налогоплательщиков;

2.учетов объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

3.учета поступлений в бюджет;

4.учета плательщиков налога на добавленную стоимость;

5.налоговых проверок;

6.камерального контроля;

7.мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков;

8.правил применения контрольно - кассовых машин с фискальной памятью;

9.маркировки отдельных видов подакцизных товаров и установления акцизных постов;

10.проверки соблюдения порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства;

11.контроля над уполномоченными органами.

Государственная регистрация налогоплательщиков – это внесение сведений о налогоплательщике в Государственный реестр налогоплательщиков РК, который ведется НК РК с целью осуществления контроля над правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. При государственной регистрации налогоплательщика ему присваивается регистрационный номер налогоплательщика и выдается свидетельство налогоплательщика. После прохождения процедуры государственной регистрации в налоговых органах налогоплательщик обязан также встать на регистрационный учет в налоговых органах.

Регистрационный учет-постановка на учет в налоговом органе налогоплательщика, в результате которого фиксируется местонахождение налогоплательщика, принадлежность ему объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также регистрация текущих изменений учетных характеристик налогоплательщика.

Юридические лица, их структурные подразделения (филиалы представительства), а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан встают на регистрационный учет:

· по местонахождению юридического лица, его структурного подразделения:

· по месту осуществления деятельности:

· по местонахождению и (или) регистрации объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением:

Местонахождением объекта налогообложения признается;

1) для недвижимого имущества (земли)- место их фактического нахождения;

2) для транспортных средств - место государственной регистрации транспортных, а при отсутствии такого – местонахождение (жительства) собственника имущества.

Физические лица встают на регистрационный учет;

· по местожительству;

· по местонахождению и (или) регистрации объектов налогообложения:

· по месту осуществления предпринимательской деятельности.

Если физическое лицо имеет свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, оно подлежит постановке на регистрационный учет по место жительству. Для постановки на регистрационный учет

- бланка заявления, заполненного печатными символами;

- распечатанной электронной формы;

- в виде электронного файла, заверенного электронной подписью.

При постановке на регистрационный учет структурного подразделения, в заявлении о постановке на учет указывается регистрационный номер налогоплательщика - юридического лица, создавшего данное структурное подразделение.

Налоговая проверка – проверка исполнения налогового законодательства РК, осуществляемая исключительно органами налоговой службы. Никто, кроме органов налоговой службы не имеет право проводить налоговую проверку. Участниками налоговых проверок являются две стороны; должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, налогоплательщик. Обязательным требованием к порядку проведения налоговых проверок является требование о том, чтобы проведение налоговой проверки не приостанавливало деятельность налогоплательщика, за исключением случаев, установленных уголовным законодательством РК.

Экзаменационный билет № 9

Понятие и виды страхования

Экзаменационный билет № 10

Недепозитные ресурсы банка.

Акции, их виды

Недепозитные ресурсы банка.

Недепозитные ресурсы формируются по инициативе банка за счет межбанковских кредитов, кредитов Национального банка РК, выпуска облигации, продажи банковских акцептов и т.п. Данные ресурсы считаются очень дорогими и труднодоступными по сравнению с депозитами. Поэтому не каждый банк позволит себе приобрести такие ресурсы. В настоящее время Нацбанк РК предоставляет банкам второго уровня кредиты овернайт и дневной кредит. Овернайт предоставляется на сутки, а дневной, т.е. только в течения дня. Оба кредиты предназначены для поддержания краткосрочной ликвидности банков. Кроме того банки занимаются с выпуском собственных облигации, с целью привлечения дополнительных средств. В зарубежной практике банки занимаются продажей банковских акцептов на денежном рынке, таким образом, они удовлетворяют свои потребности в ресурсах. Банковский акцепт подразумевает акцептованный плательщиком вексель, принятый на учет банке по предоставлению ими клиентами.

К недепозитным источникам ресурсов относятся:

1. получение займов на межбанковском рынке;

2. соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом (операции РЕПО), учет векселей и получение ссуд у центрального банка;

3. выпуск облигаций коммерческим банком.

Акции и их виды

Акцией является ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении делами акционерного общества и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

Акциями являются ценные бумаги, свидетельствующие об участии в капитале акционерного общества. Этот вид ценных бумаг не выпускается государственными органами, они эмитируются только акционерными обществами. При этом капитал, образованный корпорациями, является составной частью собственного капитала, который при ликвидации корпорации подлежит возмещению во вторую очередь после выплаты обязательств, представленных в заемном капитале (в том числе в облигациях). Акционеры отвечают по обязательствам общества только в размере вложенной в его акции суммы. Поэтому при банкротстве эмитента нет гарантии возврата инвестированных в акции денег.

Акции можно классифицировать следующим образом:

1. Исходя из способа передачи акций от одного акционера к другому, они подразделяются на:

именные

предъявительские,

Именные акции - акции, владельцы которых обязательно должны быть зарегистрированы в реестре акционеров.

Акции на предъявителя не регистрируются в реестре акционеров. Как правило, АО не знает, кто является владельцем их акций. Лишь фактическое владение этими акциями служит юридическим подтверждением прав собственности акционера.

В зависимости от права получения дохода:

обыкновенные

привилегированные
Основное отличие привилегированных акций от обычных заключается в следующем. По привилегированным акциям дивиденды выплачиваются всегда, независимо от чистой прибыли АО. В случае ликвидации общества владельцы привилегированных акций имеют право на первоочередное получение перед другими акционерами причитающихся, но не выплаченных дивидендов в полном объеме, возмещение номинальной стоимости принадлежащих им акций. Также при ликвидации компании интересы держателей привилегированных акций учитываются после удовлетворения претензий кредиторов, но перед удовлетворением претензий
держателей обычных акций.

В Республике Казахстан, согласно законодательству, акционерное общество может выпускать только именные акции в бездокументарной форме. Что касается привилегированных акций, то в Казахстане их два вида: акции с минимальным определенным размером дивидендов, без права голоса и акции с минимальным определенным размером дивидендов, с правом голоса.

Экзаменационный билет № 11

Экзаменационный билет № 12

Экзаменационный билет № 13

1. Финансы государственных предприятий и учреждений

Облигации, их виды

1.Финансы государственных предприятий и учреждений

Финансы хозяйствующих субъектов - составная часть единой системы финансов.

Собирательное понятие - «хозяйствующие субъекты» применяется в последнее время в связи с вовлечением в хозяйственную деятельность не только юридических лиц, но и физических - индивидуальных частных предпринимателей, развитием малого бизнеса, семейного предпринимательства - без образования юридического лица. Термин «хозяйствующий субъект», кроме того, распространяется на все организационно-правовые формы собственности и виды деятельности. В последнее время, в связи с разрешением коммерческой деятельности практически многим юридическим лицам, в том числе и относящимся к непроизводственной сфере с государственной собственностью или ее долей (при определенных, оговоренных законом, положением или уставом условиях), размываются границы коммерческой и уставной деятельности, что превращает субъектов - в хозяйствующих, то есть ориентирующих свою деятельность не только в выбранном, уставном направлении, но и в коммерческом - направленном на извлечение дохода от смежной, дополнительной или побочной деятельности.

Поскольку значительная часть хозяйствующих субъектов занята в сфере материального производства, где- создается материальный общественный продукт источник жизнеобеспечения общества, то финансы этого звена представляют собой основную, исходную часть финансов.

Наличие финансов хозяйствующих субъектов, как и в целом финансов государства, обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием экономических законов. Товарно-денежные отношения предопределены общественным разделением труда, разными формами собственности. Степень разделения труда между отдельными товаропроизводителями и услугопроизводителями определяет наличие самостоятельных предприятий разных видов, их структурных подразделений вплоть до отдельных рабочих мест. Отдельные товаропроизводители и услугопроизводители производят и обмениваются результатами своего труда, продуктами, услугами путем купли-продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. В совокупности эти отношения являются товарно-денежными.

Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя финансы предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, межхозяйственных, межотраслевых, кооперативных организаций, учреждений, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, снабженческо-сбытовую, торговую (посредническую), заготовительную, геологоразведочную, проектную деятельность, бытовое обслуживание населения, связь, жилищно-коммунальные услуги, предоставление различных финансовых, кредитных, страховых, научных, образовательных, медицинских, информационных, маркетинговых и других услуг в многообразных сферах общественно-полезной деятельности.

Развитие форм собственности повлекло возникновение новых типов предприятий: частных, кооперативных (по производству товаров, продукции и услуг), акционерных, смешанных, совместных с предприятиями и фирмами зарубежных стран). Путем передачи государственных предприятий в управление иностранным или отечественным инвесторам меняется порядок использования государственной собственности: от менее совершенных форм - распоряжения и использования собственности совершается переход к временному владению новыми собственниками. Следующей ступенью является выкуп государственного предприятия, переход его в полное владение и превращение в частное или совместное.

Возникающее в ходе экономических реформ разделение государственной собственности на республиканскую, коммунальную также способствует множеству форм государственных предприятий, их объединений и органов совместного управления на коммерческих основах - обществ, ассоциаций, концернов, консорциумов и т.д. Этому процессу способствует развитие коммерческого расчета, перевод регионов на самоуправление и самофинансирование.

В основу организации финансов коммерческих предприятий положены одинаковые принципы. Это единство обусловлено общностью целей и задач производства и общими экономическими законами его развития.

В организации финансов предприятий в условиях рыночной экономики происходят существенные изменения. Усиливаются горизонтальные связи между предприятиями-партнерами, укрепляется их взаимодействие с банковской системой. Эти процессы проявляются в отходе от отраслевого принципа и создании формаций нового типа: ассоциативных, многоотраслевых структур, связанных экономическими интересами, с едиными акциями и долей государства в имуществе, которые наиболее жизнеспособны в условиях рынка. Такие саморазвивающиеся системы самообеспечиваются сырьем, материалами, комплектующими изделиями, привлекают свободные денежные средства друг друга и на финансовых рынках освобождают государство от несвойственных ему в условиях рынка задач по управлению производством и материально-техническому обеспечению. Тем самым демократизируется процесс производства, создается реальная финансовая самостоятельность производителей и их ответственность за конечные результаты хозяйствования в условиях свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечивается диверсификация производства в национальном хозяйстве.

В соответствии с формами собственности в РК могут действовать предприятия следующих видов:

Государственные предприятия.

Коллективные предприятия.

Совместные предприятия.

Арендные предприятия.

Частные предприятия.

Индивидуальные предприятия

Семейные предприятия.

Все предприятия в зависимости от основной цели деятельности делятся на:

коммерческие;

некоммерческие (исследовательские институты).

Облигации, их виды

Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Для привлечения дополнительных средств эмитент вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размера уставного фонда, при условии его полной оплаты и не ранее третьего года его существования, при условии надлежащего утверждения к этому времени годовых балансов.

Облигация - это документ, подтверждающий долговые обязательства эмитента, он выставляется против его активов. Мобилизованный с их помощью капитал не становится акционерным капиталом. Выпуск облигаций - одна из форм займа капитала.

Гарантией погашения облигаций как срочного долгового обязательства является общая гарантия со стороны эмитента. Она представляет собой право держателя на часть имущества в случае невыполнения эмитентом своих обязательств при банкротстве.

Экзаменационный билет № 14

Экзаменационный билет № 15

Производные ценные бумаги

Производные ценные бумаги

К производным ценным бумагам относят: варранты, фьючерсные контракты; свободнообращающиеся опционы и др.

Варрант- это производная ценная бумага, которая дает право ее владельцу купить определенное количество ценных бумаг данной компании в течение определенного срока по заранее фиксированной в ней цене. Эмитентом варрантов является та же компания, которая выпускает основные ценные бумаги. Общество вправе осуществлять выпуск варрантов совместно с эмиссией акций или облигаций. Варранты отделяются от ценных бумаг после их выпуска и имеют самостоятельное обращение на рынке ценных бумаг до выкупа указанных в варранте ценных бумаг. После отделения варранта продажная стоимость ценной бумаги уменьшается на цену варранта.

Фьючерс - производная ценная бумага, представляющая собой стандартный - биржевой договор купли продажи биржевого (базисного) актива в определенный момент времени в будущем по цене, установленной сторонами сделки в момент ее заключения.

Фьючерсный контракт отличается рядом существенных особенностей. Прежде всего, следует подчеркнуть, что фьючерсный контракт заключается только на бирже, которая разрабатывает его условия, являющиеся стандартными для каждого конкретного вида актива.

Опцион представляет собой производную ценную бумагу, свидетельствующую о заключении опционного контракта, в соответствии с которым, один из его участников приобретает право покупки или право продажи ценной бумаги по оговоренной цене в течение некоторого периода времени, а другой участник за денежное вознаграждение (премию по опциону) обязуется при необходимости продать или купить ценную бумагу по определенной договорной цене.

Выделяют опционы «колл» и «пут». Опцион типа «колл» дает право купить акции по заранее оговоренной цене, а доход возникает в том" случае, если текущий биржевой курс поднимается выше курса, оговоренного в опционе, и потому выгодно реализовать опцион, то есть купить акции у продавца опциона. Опцион второго типа - «пут» - дает право продать акции. Доход здесь образуется, когда текущий биржевой курс опускается ниже оговоренного в опционе, и потому выгодно купить на бирже акции, а затем реализовать опционы, то есть обязать продавца опциона приобрести эти, акции по оговоренному курсу.

Депозитарная расписка - это свидетельство, подтверждающее права ее держателя на основные ценные бумаги, задепонированные на местном рынке. Держателем ценных бумаг (инвестор) выступает представитель не из местного рынка, т.е. идет размещение ценных бумаг за рубежом посредством депозитарных расписок.

Кроме АДР существуют глобальные депозитарные расписки ( GDR) и интернациональные депозитарные расписки (IDR). Смысл первых букв подразумевает наименование рынка, где обращаются эти расписки - американский, глобальный и интернациональный. Все виды депозитарных расписок выпускаются как в документарной, так и в бездокументарной форме.

Выделяют следующие виды ADR :

1. неспонсируемые созданы по инициативе инвесторов, брокеров, депозитарного банка - местного банка кастодиана.

2. спонсируемые созданы по инициативе эмитента, депозитарного банка, брокеров, при этом эмитент берет на себя расходы, связанные с созданием этой программы.

Как правило, депозитарные расписки выпускаются в основном на простые акции, но могут выпускаться и на привилегированные акции, облигации, государственные ценные бумаги местных исполнительных органов.

В РК существуют казахстанские депозитарные расписки (КДР), которые представляют собой производную эмиссионную ценную бумагу, подтверждающую право собственности на определенное количество эмиссионных ценных бумаг эмитента – нерезидента РК, выпущенных в соответствии с законодательством другого государства.

Экзаменационный билет № 16

Акцизы

Акцизы

Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения их расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковыми являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:

от них труднее уклоняться;

с ними связано меньше экономических нарушений;

они меньше сокращают стимулы к труду;

в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары-заменители, они составляют за потребителем право выбора;

для них характерна анонимность.

К косвенным налогам относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы в виде таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт, разница в ценах товаров, реализуемых на внутреннем рынке и их фактурной стоимостью).

Следует отметить, что в доходах государственного бюджета республики поступления от косвенных налогов составляют 25%. Однако рост налогов на потребление имеет также и недостатки, наиболее возможным из которых является их инфляционные и регрессивный характер. Но положительный эффект этих налогов перекрывает их отрицательное влияние. Если будут расти цены, а с ними и бюджетные расходы, то поступления от этих налогов будут увеличиваться с ростом цен. Это позволит получить средства для реализации социальных программ. В бюджетную систему будет встроен автоматический антиинфляционный механизм.

В третью группу косвенных налогов входят акцизы. В налоговых поступлениях бюджета они занимают около 4%.

Акцизы - налоги на товары, включаемые в цену и оплачиваемые покупателем. Акцизы уплачивают производители товаров, имеющих в силу своих специфических свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами могут облагаться и услуги, при этом сумма налога включается в тариф.

Акцизы подразделяется па индивидуальные и универсальные. Индивидуальных акцизов может быть достаточно много. Так, в Казахстане установлены акцизы на продукцию и товары внутреннего производства и импортируемые из других стран: спирт и спиртные напитки, вина, пиво, табачные изделия, лососевые и осетровая рыбы и икра из таких рыб; изделия из хрусталя, ювелирные изделия из золота, серебра и платины, легковые автомобили, бензин и дизельное топливо, огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для органов власти), игорный бизнес, услуги дальней связи, лотереи, сырая нефть, электроэнергия. Таким образом, большая часть перечня охватывает товары и продукты, не относящиеся к предметам первой необходимости. Перечень подакцизных товаров может меняться также как и ставки на них, что определяется необходимостью регулирования потребления отдельных товаров, так и текущими фискальными целями государства.

Ставки акцизов устанавливаются в процентах к стоимости товара - адвалорные или в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении - твердые.

Объектом обложения акцизами в Казахстане являются операции по реализации на территории республики подакцизных товаров или их передача (в обмен, на переработку), услуг, осуществление подакцизной деятельности; при импорте- объем импортируемых подакцизных товаров (в отношении которых установлены твердые ставки акцизов) или тамо<

Наши рекомендации