Потребительский бюджет и потребительская корзина.
Одним из наиболее важных показателей статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением товаров и услуг.
Различают минимальный и рациональный потребительский бюджеты. Минимальный бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных потребностей. Его величина зависит от пола, возраста, природно-климатических условий, но всегда — это гарантированный уровень минимального потребления для члена общества. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. Обычно минимальный потребительский бюджет включает продукты питания по наиболее низким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг.
Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домохозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив — критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной структурой. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной.
Натурально-вещественный состав потребительского бюджета представляет потребительскую корзину в целом и раздельные корзины: продовольственную, непродовольственную, услуг. Оценка потребительской корзины производится по средним ценам покупки соответствующих товаров и услуг с учетом всех форм их реализации. Стоимость потребительской корзинысоставляет величину потребительского бюджета; минимального бюджета — минимальной корзины, рационального бюджета — рациональной корзины.
Минимальная потребительская корзина —совокупность минимумов (минимальных норм и нормативов) потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Ее стоимость определяет нижнюю границу затрат (прожиточный минимум) т.е. нижнюю границу стоимости жизни. Для работающего она обеспечивает сохранение работоспособности на нижней границе воспроизводства рабочей силы, по сути, это граница бедности. Для неработающего она обеспечивает лишь поддержание жизнеспособности человека, а это уже грань нищеты.
Рациональная потребительская корзина должна обеспечиватьнормальное восстановление физических и интеллектуальных сил и, соответственно, нормальной уровень жизни.
Статистика цен
6.1. Основные понятия и виды цен.
6.2. Система показателей статистики цен.
6.3. Индекс потребительских цен.
6.4. Индексы цен производителей.
Основные понятия и виды цен.
Цена— многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество.
Цена — денежное выражение стоимости товара. Выполняет три функции:
- дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов;
- стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса;
- через цену происходит распределение доходов между участниками рыночной экономики.
Функции цен: измерительная — благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец — получить за товар; соизмерителъная — заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности; учетная — цена служит вспомогательным инструментом учета; социальная — с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; стимулирующая — влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции; внешнеэкономические функции — как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами; инструмент анализа, прогнозирования, планирования.
Основные виды цен.
В макроэкономике выделяют:
- государственные цены — фиксированные, твердые цены, устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры;
- договорные цены — определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем (свободные рыночные цены);
- мировые цены — цены мирового рынка (ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за ряд лет).
В микроэкономике выделяют:
- оптовые цены на продукцию промышленности (подразделяются на оптовые цены предприятия (отпускные цены) и оптовые цены промышленности);
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
- цены и тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- розничные цены;
- цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.