Монополия и монопсония. Антимонопольное законодательство в России.
Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда в отрасли только 1 фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Основные черты: - в отрасли сущ-т единств фирма, осущ-щая произв-во данного товара или усл; - отсутствуют близкие товары-заменители. Продукт данной фирмы уникален, а у пок-лей нет приемлемых альтернатив; - фирма-монополист контролирует осн объем предлож-я на данном рынке и осущ-ет контроль над ценой; - невозможность вступления в данную отрасль др предпр-я. Вход в отрасль блокирован; - отсутствует конкуренция.
Существует несколько типов монополий: - искусственная монополия. Возн в рез-те заключ-я между отделными предпр-ми соглашений, кот определ объемы выпуска прод, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.; - естественная монополия. Состояние рынка, при кот удовлетворение спроса эф-нее в усл-х отсутствия конкуренции в силу технологич особ-тей пр-ва, обусловлив-х меньшие издержки пр-ва на 1 крупном предпр-тии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.); - госуд-ная (легальная) монополия - на пр-во денег, наркотич средств, ядерного вооруж-я, водочная монополия и т.п.; - временная монополия, обусловленная научно-технич прогрессом. Возник на основе монопольн обладания фирмой каким-либо научно-технич достижением. Такая фирма занимает монопольн полож-е на рынке до тех пор, пока соотв-щее достиж-е не получит всеобщего распростр-я; - случайная монополия – рез-т огранич-го во времени превыш-я спроса над предл-ем. Случайная монополия может перерасти в искусств, если дефицит закрепляется искусственно.
Фирма-монополист обладает монопольной властью. Монопольная власть– возм-ть влияния и опред-я цены производимого в данной отрасли эк блага с целью максимизации приб, завоевания более выгодного фин-го и эк полож-я в отрасли, получения преимуществ-го доступа к сырью, квалифиц-ной рабочей силе и т. д. Степень монопольной власти фирмы опред-ся степенью монополизации рынка. Монополия со стороны пок-ля – монопсония. Такая ситуация характерна для военной промышл-ти, прод-цию кот закупает исключительно гос-во (это относится к стратегич вооруж-ям). Однако гос-во далеко не всегда использ это преимущ-во. Гораздо чаще монопсоническое преим-во реализуется на локальных рынках. Когда сталкиваются монопсонист-пок-ль с монопол-продавцом, мы им двустор монополию. Антимонопольное законод-во – законодат-во, направл-е против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. В 1991 г. в России был принят "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и для проведения гос политики по ограничению монополистич деят-ти создан Антимонопольный комитет. Согласно российск законодат-ву, хоз-щий субъект, доля кот на рынке определ товара превышает 35%, считается доминирующим на рынке, и для него предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен, возм-ть установл-я фиксир-х, предельных цен, предельного уровня рентаб-ти (прибыльности). Такие хоз-щие субъекты обязаны предоставлять статист-кую отчетность по объему произв-ва в натур выражении, показ-лям качества и т.п. Антимонопольная политика в России осуществляется через прямые (административные) и косвенные (экономические) методы регулирования:
Методы прямого антимонопольного регулир-я: - запрет соглашений между товаропроизв-ми или потреб-лями с целью ограничения доступа на рынок конкурентов, установления монопольн цены; - постоян контроль над деят-тью товаропроизв-лей, доминирующих в определ секторе рынка. Гос-во осущ-ет контроль над ценами и кач-вом продукции таких предпр-тий; - принудит разукрупнение всех форм объединений предпр-тий, занимающих монопольное положение на рынке; - предотвращение новых монопольных образований. Для этого все новые объед-я должны получить согласие спец-но созданных антимонопольн комитетов на регистрацию нового предпр-я.
Методы косвенного (эк-го) антимоноп-го регулирования предполагает:
- контроль над ценами предпр-монополистов, огранич-е их роста (установл-е предельных значений); - установл-е предельного уровня рентаб-ти (приб-ти); - всесторонняя поддержка со стороны гос-ва малых и новых фирм (налог льготы, субсидии из бюджета, льготное кредитование, гос заказы и т. п.); - допущение иностр капитала и помощь инофирмам, совместным предпр-м.
Важным объектом гос регулирования является естественная монополия. Гос-во должно четко определить рынки естеств-х монополий и контролировать их деятельность, определяя уровень цен и тарифов, основные параметры объема, ассорт. производимых ими товаров и усл.