Формы регулирования междунар. торговли. Типы внешнеторг. пол-ки гос-ва
(А. Киреев, том I, с. 197-199, 201-204)
Основная задача правительства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Государственное регулирование международной торговли может быть:
· односторонним: инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования с другими торговыми партнерами. Обычно применяются в ответ на аналогичные шаги других стран
· двусторонним: меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами
· многосторонним: торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями (Генеральное соглашение о тарифах и торговле)
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю торговая политика бывает протекционистской, умеренной (сочетающ. характеристики протекц. и открыт.) или открытой (в чистом виде ни один из типов политики в настоящее время не встречается).
Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой – в областях сельского хозяйства. В торговле развитых стран с развивающимися – экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой – товары традиционного экспорта.
Выделяют несколько форм протекционизма:
1. селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров
2. отраслевой – защищает определенные отрасли (прежде всего - сельское хоз-во)
3. коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих
4. скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической протекции
Степень жесткости торгового режима определяется как агрегированный показатель, учитывающий как средний уровень таможенного тарифа, так и средний уровень и интенсивность количественных ограничений. Относительно открытым может быть признан режим только той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10%, а количественные ограничения покрывают менее 25% импорта и имеют низкоинтенсивный, в основном, регистрационный характер.
Однако уровень развития стран не может быть равным и совершенной конкуренции не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют такие аргументы, как:
• временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать
и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;
• введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;
• протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить
развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы.
Доводы в защиту протекционизма высказывались еще в 1791 г. Александром Гамильтоном в «Докладе о состоянии обрабатывающей промышленности». Протекционистские меры использовались в Америке после Гражданской войны для ограждения национальной текстильной промышленности и металлургии от британского импорта, в Германии в начале XIX в. — для поддержки зарождавшейся обрабатывающей промышленности, в Японии в послевоенные годы — для защиты национального автомобилестроения и в настоящее время — с целью развития производства
компьютерной техники.
В то же время протекционистские меры могут использоваться как орудие экономического и политического давления на другие страны, чтобы добиться уступок в конкурентной борьбе и торговых переговорах, или как один из методов торговой дискриминации отдельных государств.
Протекционизм может быть и вреден для национальной промышленности, особенно при долгосрочном использовании. Он уничтожает дух конкуренции, в некоторых случаях снижает побудительные мотивы поиска технологических усовершенствований и поэтому создаваемая или функционирующая промышленность может оказаться малоэффективной. В результате введения защитных мер страдают потребители импортных товаров. И что особо важно — использование протекционистских барьеров может спровоцировать иностранные государства к введению ответных мер. Усиление взаимного использования ответных мер приводит к торговой войне, и в убытке оказываются обе стороны.
Развитие электроники в Бразилии — классический пример неудачного использования протекционистских барьеров. В 1979 г. правительство страны инициировало развитие местной промышленности персональных компьютеров, запретив при этом импорт аналогичной продукции. Первоначально это привело к росту объемов производства и реализации персональных компьютеров национального изготовления в Бразилии. Местные фирмы господствовали на внутреннем рынке, и у них не было стимула к модернизации производства. К концу 80-х гг. бразильские производители отстали по техническому уровню от зарубежных компаний и их продукция стала неконкурентоспособной. Проиграли и фирмы других отраслей промышленности Бразилии, вынужденные покупать компьютеры местного производства.
Следовательно, необходимо найти оптимальное соотношение между свободной торговлей и использованием протекционизма.