Состояние бюджетной системы республики казахстан 13

СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 13

2.1 Оценка структуры планирования и финансирования бюджета

Казахстана......................................................................................................... 13

Анализ состояния расходов республиканского бюджета на экономику. 19

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 23

3.1 Пути реформирования бюджетной системы Республики Казахстан....... 23
3.2 Проблемы бюджетного дефицита............................................................. 25.. ........................................................................................................................ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 32

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................ 35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что бюджет страны отражает ее экономическое развитие, а балансирование до­ходов и расходов статей бюджета имеет важное значение для оценки соци­ально-экономического развития страны, позволяя сделать выводы о том, какую проводить бюджетно-налоговую политику. Только таким образом можно создать механизм действенного контроля за использованием финан­совых ресурсов государства, что, в конечном итоге, сказывается на внутри­государственной стабильности и процветании.

Не случайно Президент Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» поручил Правительству «провести оптимизацию расходов республиканского бюджета и буквально в режиме еженедельного мониторинга контролировать использование бюджетных средств.» [1]. Это означает, что ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Вместе с тем, реформирование всей бюджетной системы Республики Казахстан обусловило коренную перестройку ее основного звена – бюджетной системы.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в Казахстане с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику через огосударствление, когда государство регулирует рыночные отношения путем участия в процессе производства, и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.

Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги. Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

В Республике Казахстан планирование доходов и расходов государст­ва также происходит ежегодно.

В работе использовались нормативные правовые акты, Послания Президента РК, статистические данные Министерства Финансов, Министерства экономики и бюджетного планирования, Налогового комитета, агентства по статистике Республики Казахстан, а также материалы периодической печати.

Объектом данной работы является бюджетная система Казахстан.

Предметом работы - расходы республиканского бюджета.

Целью работы является анализ государственного бюджета в Республике Казахстан.

Задачами работы поставлены:

- рассмотреть понятие и экономическое содержание государственного бюджета и бюджетной системы,

- проанализировать формирование и использование бюджета на экономику Республики Казахстан,

- определить проблемы бюджетного дефицита.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав с подглавами, заключения, списка использованной литературы и приложения
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Бюджетное устройство и бюджетные отношения

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, государственными учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения и межбюджетные связи складываются по поводу формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов. Свое назначение и практическое воплощение они проявляют через бюджетную систему. Бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней, межбюджетных взаимоотношений и бюджетного устройства государства.

Бюджетное устройство Республики Казахстан соответствует унитарной форме государственного устройства, при которой административно-территориальные единицы страны не имеют ни автономии, ни государственности. Все они подчиняются действующим единым законодательным актам, единым органам власти, централизованному управлению политическими, экономическими и социальными процессами. Бюджетное устройство, соответственно, определяется действующими в стране основными законодательными актами, ролью и значением бюджета в экономических и социальных процессах [4].

В соответствии с новым Бюджетным кодексом бюджет республики формируется по новой структуре, которая включает в себя следующие разделы:

1. Доходы:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- поступления от продажи основного капитала;

- поступления официальных трансфертов.

2. Затраты.

3. Операционное сальдо.

4. Чистое бюджетное кредитование:

- бюджетные кредиты;

- погашение бюджетных кредитов.

5. Сальдо по операциям с финансовыми активами:

- приобретение финансовых активов;

- поступления от продажи финансовых активов государства.

6. Дефицит (профицит) бюджета.

7. Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

- поступление займов;

- погашение займов;

- движение остатков бюджетных средств [6].

По приведенной выше структуре осуществляются утверждение бюджетов и составление отчетов об их исполнении. При этом под доходами бюджета понимаются налоговые и другие обязательные, невозвратные платежи, официальные трансферты, а также деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе. Причем доходы не имеют целевого назначения, кроме официальных трансфертов.

состояние бюджетной системы республики казахстан 13 - student2.ru

Рисунок 2 - Схема бюджетной системы Республики Казахстан

Под затратами бюджета понимаются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Они используются для обеспе­чения деятельности государственных учреждений, на оплату товаров, работ и услуг, необходимых для реализации государственной политики, в качестве денежных выплат физическим лицам и субсидии юридическим лицам. К затратам бюджета относятся также официальные трансферты, поскольку они являются выплатами из одного уровня бюджета в другой и в Национальный фонд РК[4].

Разницу между доходами и затратами бюджета принято называть операционным сальдо. При этом, если затраты бюджета превышают его доходы, то имеет место отрицательное операционное сальдо и, наоборот, превышение доходов бюджета над затратами образует положительное операционное сальдо. Отрицательное операционное сальдо допускается при наличии в затратах бюджета бюджетных программ развития и его предельный размер определяется среднесрочной фискальной политикой государства.

2 СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Оценка структуры планирования и финансирования бюджета Казахстана

Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность республиканского и местного бюджетов и Национального фонда, а также бюджетного процесса.

Национальный фонд Республики Казахстан был создан для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов.

Государственный бюджет представляет собой свод республиканского и местного бюджетов без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Республиканский бюджет - это централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом. Республиканский бюджет предназначен для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики. Республиканский бюджет на соответствующий финансовый год утверждается законом Республики Казахстан. Финансовый год в Казахстане совпадает с календарным годом, то есть начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Областной бюджет, бюджет города республиканского значения и столицы представляют собой централизованный денежный фонд, который также формируется за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом. Он предназначен для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице. Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на соответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы.

В особых случаях действует чрезвычайный государственный бюджет – в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан вводится чрезвычайный государственный бюджет, который формируется на основе республиканского и местных бюджетов. Основанием для введения и прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета является Указ Президента Республики Казахстан о введении и отмене на всей территории республики чрезвычайного или военного положения[5].

На время действия чрезвычайного государственного бюджета действие закона о республиканском бюджете и решения маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета приостанавливается. О принятии чрезвычайного государственного бюджета незамедлительно информируется Парламент республики.

Неналоговыми поступлениями республиканского бюджета являются: доходы от республиканской собственности, сбор за легализацию имущества, поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета и т.д.

В республиканский бюджет зачисляются поступления от погашения выданных из республиканского бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, находящихся в республиканской собственности, правительственных займов.

В государстве в разное время могут быть различные приоритеты по расходованию имеющихся в распоряжении средств, которые влияют на количество затрачиваемых средств на те или иные потребности. Изменение государством своих приоритетов по расходованию денежных средств отражается в его фискальной политике и стратегических социально-экономических планах. В этой связи государство либо изыскивает новые источники доходов, либо регулирует (сокращает) расходы на иные потребности.

Основные направления государственной политики управления финансами представлены в особом документе, который называется «Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2010 – 2013 годы».

Для обеспечения устойчивого экономического роста, стимулирования конкурентоспособности бизнеса, выхода бизнеса из «тени» и дальнейшего совершенствования налогового администрирования налоговая политика государства на 2010-2013 годы будет направлена на:

– создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны;

– приведение налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, что должно способствовать модернизации и диверсификации экономики;

– оптимизацию льгот и, соответственно, снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами;

– приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;

– унифицирование ставок акцизов на импорт и на внутреннее производство;

– реформирование системы налогообложения недропользователей;

– упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок.

Бюджетная политика в среднесрочном периоде будет проводиться с учетом новых подходов в бюджетном планировании. Будет осуществляться умеренная политика государственных расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета, оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом[6].

Политика расходов на 2013-2014 годы будет определяться с учетом ряда ограничений: обеспечение сбалансированности расходов бюджета; планирование заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета в размерах, обеспечивающих внутренний рынок достаточным уровнем долговых инструментов; первостепенная роль приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Политика Правительства Республики Казахстан в области финансирования дефицита бюджета направлена на создание единой и эффективно функционирующей системы управления долгом страны.

В соответствии с Концепцией по управлению государственным и валовым внешним долгом Правительством будут приниматься меры, направленные на повышение уровня управления государственным внешним долгом.

состояние бюджетной системы республики казахстан 13 - student2.ru

Рисунок 3 - Динамика дефицита государственного бюджета и ненефтяного дефицита

В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу политика правительственного заимствования будет ориентирована на достижение 50-70-процентного соотношения правительственного долга с учетом гарантированного долга к рыночной стоимости активов Национального фонда.

Правительство намерено привлекать внешние займы для реализации крупных инфраструктурных и социально значимых проектов[7].

Погашение внешних правительственных займов будет осуществляться согласно графикам погашения правительственного долга по займам, предоставленным международными финансовыми организациями, правительствами иностранных государств, иностранными коммерческими банками и фирмами.

состояние бюджетной системы республики казахстан 13 - student2.ru

Рисунок 4 - Финансирование дефицита государственного бюджета за счет правительственных займов, млрд тенге

Доходы бюджета расширенного правительства Республики Казахстан по оценке Международного валютного фонда в 2011 году составили 22,4 % от размера ВВП. Это примерно в два раза меньше, чем в среднем по странам Европейского союза или Украине, однако несколько выше, чем в ряде других развивающихся стран. Такие показатели позволяют сделать вывод об относительно небольшой фискальной нагрузке на экономику Казахстана и, соответственно, достаточно высокой привлекательности экономики республики для инвестирования средств.

состояние бюджетной системы республики казахстан 13 - student2.ru

Рисунок 5 -Доходы бюджета расширенного правительства, % от ВВП, 2011 год

Доходная часть государственного бюджета на 2013–2014 годы определена на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики.

Таблица 1 - Доходы государственного бюджета, % к ВВП  
Наименование показателей 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год  
Доходы 15,2 15,0 14,7 14,5  
Налоговые поступления 14,6 14,4 14,2 14,0  
Неналоговые поступления 0,3 0,3 0,3 0,4  
Поступления от продажи основного капитала 0,3 0,2 0,2 0,2  

Прогноз объемов поступления в бюджет, направляемых в Национальный фонд РК, на 2013-2014 годы составлен с учетом текущей тенденции снижения мировых цен на нефть по 40 долларов США за баррель в 2013 году и 50 долларов США за баррель на 2013-2014 годы[8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

- представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и её использованием на удовлетворение общественных потребностей;

- предназначен для распределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

- выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от неё, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2011 – 2014 годы для финансирования инвестиционных проектов предполагается привлечение долгосрочных облигационных займов АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро», социально-предпринимательскими корпорациями.

При этом в целях сохранения финансовой устойчивости компаний планируется, капитализация из республиканского бюджета АО «ФНБ «Самрук-Казына» по низкорентабельным социально-значимых проектам в течение 5 лет на сумму 271,5 млрд. тенге, которая будет направлена на досрочное погашение облигационных займов по этим проектам, в том числе:

в 2013 году - 110,8 млрд. тенге;

в 2014 году - 110,8 млрд. тенге.

Таким образом, антикризисные меры Правительства страны оказались действенными и эффективными. Меры по оказанию поддержки экономике явились некой «подушкой безопасности» и смягчили последствия низких цен на экспортируемые товары на мировых товарных рынках, дефицита ликвидности и снижения кредитования банками экономики и сокращения потребления товаров и услуг населением. Определенный положительный эффект антикризисных средств можно наблюдать уже сегодня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана – «Через кризис к обновлению и развитию» (Казахстанская правда от 6 марта 2009 г.)

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 2004г. с.54

3. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2010-2012 год»

4. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года

5. Дуйсенгалиева М. «Этапы формирования бюджетной системы Казахстана» //Финансы Казахстана – 2009г. - №5-6 – с.23-25

6. Курс экономической теории. под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. -Киров: АСА, 2012.

7. Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М. ЮНИТИ, 2003г.

8. Бюджетные системы зарубежных стран. — М. Инфра-М, 2007г. с.47

9. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 2011г., № 3.

10. Бюджетный кодекс Алматы: «Жеты Жаргы» 2007г., 16 с.

11. Абсалямова Н. Реально оценивать возможности //Казахстанская правда .-2011г.-14 мая-с.1

12. Анализ исполнения государственного бюджета за 2011 г.//Вестник КазНУ сер. экономическая 2012г.-№3-с.50

13. Загосина Г. Совершенствование системы государственного финансового контроля –объективные требования времени //Аль-Пари –2011г. - №2 -с.8-10

14. Сравнительный анализ исполнения государственного и республиканского бюджетов//Статистический бюллетень 2011г. №12 с.5-7

15. Исполнение республиканского бюджета за январь-июль 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №7 с.20-34

16. Исполнение республиканского бюджета за январь-ноябрь 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №11 с.22-36

17. Разумов Я. Экономисты нашли способ устойчивого пополнения бюджета страны в виде природной ренты//Панорама .-2004г.-31 мая-с.10

18. Жуйриков К.К. Бюджет и экономика. Монография. Алматы, 2005.

19. Отчет о финансовой стабильности Национального Банка Республики Казахстан

20. Программа развития финансового рынка Республики Казахстан на 2008-2011 годы

21. www. ru.government.kz

22. www.nationalbank.k

23. Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров Республики Казахстан на 2010 – 2013 годы. Одобрен на заседании Правительства Республики Казахстан Протокол № 32 от 26 августа 2009 года.// www.minplan.kz

24. Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты. - Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2008 года № 1297//www.minplan.kz

25. Омирбаев С.М. Бюджетная система Республики Казахстан: Учебник для вузов. – Астана: ИД «Сарыарка», 2007. – 488 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Доли бюджетов различных уровней в общих затратах, 2011 год, %

  Республиканский Местные Национальный фонд
Государственные услуги общего характера 73,2 26,8 0,0
Оборона 95,7 4,3 0,0
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 81,4 18,6 0,0
Образование 28,6 71,4 0,0
Здравоохранение 27,7 72,3 0,0
Социальная помощь и социальное обеспечение 91,2 8,8 0,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 26,6 73,4 0,0
Культура, спорт, туризм и информационное пространство 46,0 54,0 0,0
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 60,1 39,9 0,0
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 68,7 31,3 0,0
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 40,4 59,6 0,0
Транспорт и коммуникации 58,1 41,9 0,0
Целевые трансферты 12,4 0,8 86,8
Обслуживание долга 98,0 2,0 0,0
Трансферты 53,4 46,6 0,0
Всего: 45,2 32,1 22,8

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Расходы республиканского бюджета Республики Казахстан по функциональным группам, млрд тенге

  2009 год 2010 год 2011 год
Государственные услуги общего характера 91,6 124,3 137,6
Оборона 95,3 160,9 158,7
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 146,4 196,7 218,5
Образование 101,9 149,0 193,2
Здравоохранение 80,0 100,8 147,9
Социальное обеспечение и социальная помощь 390,2 462,7 569,8
Жилищно-коммунальное хозяйство 89,3 117,6 128,0
Культура, спорт, туризм и информационное пространство 42,4 66,5 82,2
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 32,7 84,6 68,4
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды 97,4 121,4 151,4
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 6,4 5,5 3,0
Транспорт и коммуникации 137,0 235,9 241,3
Прочие 138,9 424,2 457,1
Обслуживание долга 28,2 33,7 57,7
Трансферты 163,8 192,8 449,1

[1] Жуйриков К.К. Бюджет и экономика. Монография. Алматы, 2005.

[2] Бюджетный кодекс Алматы: «Жеты Жаргы» 2007г., с. 118

[3] Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М. ЮНИТИ, 2003, с. 94

[4] Жуйриков К.К. Бюджет и экономика. Монография. Алматы, 2005.

[5] Дуйсенгалиева М. «Этапы формирования бюджетной системы Казахстана» //Финансы Казахстана – 2009г. - №5-6 – с.23-25

[6] Исполнение республиканского бюджета за январь-июль 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №7 с.20-34

[7] Абсалямова Н. Реально оценивать возможности //Казахстанская правда .-2011г.-14 мая-с.1

[8] Исполнение республиканского бюджета за январь-июль 2011 г.// Статистический бюллетень 2012г. №7 с.20-34

[9] Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 2008г., № 3, с. 199

[10] Программа развития финансового рынка Республики Казахстан на 2008-2011 годы

СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 13

2.1 Оценка структуры планирования и финансирования бюджета

Казахстана......................................................................................................... 13

Наши рекомендации