Классификация источников финансирования дефицитов
Бюджетов –является единой как для внешних, так и для внутренних источников финансирования бюджетов
000 01 00 00 00 00 0000 000 Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
- Государственные (муниципальные) ценные бумаги:
- Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации
- Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ
- Кредиты международных финансовых организаций п валюте РФ
- Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета
- Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
- Бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри
страны за счет средств целевых иностранных кредитов
- Прочие предоставленные федеральным бюджетом внутри страны
000 0200 00 00 00 0000 000Источник внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
- Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана
в иностранной валюте
- Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты
в иностранной валюте
- Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте
- Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов
Одними из основных в статистике бюджета являются показатели исполнения федерального бюджета, субъектов РФ и местных бюджетов. Анализ статей бюджета по результатам расчетов производится сравнением абсолютной величины расходов по каждой статье утвержденного и фактически исполненного бюджетов и сопоставлением изменения их удельного веса в соответствующих расходах. Анализ исполнения бюджета дополняется показателями структуры доходов и расходов бюджетов разных уровней.
Среди относительных используются показатели доли доходов и расходов федерального бюджета в доходах и расходах консолидированного бюджета. Важными показателями являются исполнение Федерального и региональных бюджетов по статьям в процентном отношении соответственно к ВВП и ВРП (валовому региональному продукту) и процентное отношение доходов и расходов консолидированного бюджета и его статей к ВВП.
Обеспечение государственных расходов возможно при поступлении доходов. Для них характерны сезонные колебания. Поступление доходов изучается с использованием индекса сезонных колебаний. Этот метод был рассмотрен в лекции по теме: «Ряды динамики».
Для анализа бюджетов разных уровней используются аналитические показатели ряда динамики доходов, расходов и их составляющих, а так же дефицита (профицита) бюджета; показатели структуры доходов и расходов; структура финансирования бюджета и соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита; структура консолидированного бюджета по уровням государственного управления, индексный и другие методы.
Индексный метод позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение доходной части консолидированного бюджета
3. Статистика налогообложения и анализ ее показателей.
Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджетов разных уровней.
Налоговая система - это совокупность налогов, пошлин и сборов, которые взимаются на территории государства в соответствии с «Налоговым кодексом» и нормативными документами в пользу общества.
Налоги – это часть дохода, которая взимается безвозвратно, безэквивалентно в форме принудительного платежа преимущественно в денежной форме.
Пошлины -это обязательные плата за совершение действий в интересах заявителя государственными и другими органами в соответствии с действующим законодательством.
Сбор – это платеж, который устанавливается в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления.
Налоги выполняют распределительную, контрольную и воспроизводственные функции. Налоги являются частью финансовых отношений связанных с формированием доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Источником налогов является валовой внутренний продукт (ВВП). Налоги формируют финансы государства и составляют значительную часть доходов бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов.
Объектомналогообложения является предмет, на который начисляется налог или его использование. Это может быть имущество, доходы юридических и физических лиц, капитал пользование природными ресурсами и др.
Масштаб обложения – это единицы, которые являются основой для измерения налогов. Площадь земли, например, для исчисления земельного налога, размер прибыли ОАО – для исчисления налога на прибыль.
Единица обложения - это часть объекта обложения, по которой взимается налог.
Налоговая ставка – размер налога удерживаемого с единицы обложения исчисляемый в процентах. Налоговое событие – это ситуация требующая уплаты налога, пошлины или сбора.
Источниками информации о налогах и налогоплательщиках, налогооблагаемой базе служат статистическая отчетность, формы отчетности используемые Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ. Среди них важное значение имеют формы бухгалтерской и статистической отчетности предприятий, указанные в первом вопросе. Среди отчетности Министерства РФ по налогам и сборам следует выделить формы : №1 –НМ - отчет о поступлении налоговых и других доходов в бюджетную систему РФ, №4 –НМ – отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ и уплате налоговых санкций и пеней, №5-НБН – отчет о базе налогообложения по основным видам налогов, №7 –НП –отчет по крупнейшим предприятиям – юридическим лицам, №1-ДДК – отчет о декларировании доходов физических лиц, № 1 –ККМ – отчет о контрольной работе по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, №8 –МА – отчет об использовании специальных марок для маркировки алкогольной продукции, №8 –МТ – отчет об использовании специальных марок для маркировки табачной продукции, № 8–0 – сводный отчет об оптовом обороте этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов, №1 –УЧ – отчет о работе по учету налогоплательщиков и другие. Статистика изучает налоги с использованием различных статистических методов. Наиболее широкое применение имеет метод группировок (классификаций). Они способствуют рациональной организации и эффективному управлению налогообложением. Классификаторы, используемые в налоговых органах, согласуются с «Единой системой классификации и кодирования информации» - общероссийскими, а также ведомственными и системными классификаторами.В основу классификаций налогов положены различные группировочные признаки. Они являются объективными критериями разграничения и систематизации налогов и сборов позволяющими делать сопоставления с международными стандартами. Рассмотрим основные их них.
По уровню взимания и распоряжения налогами или статусная классификация выделяет федеральные, региональные и местные налоги и сборы. В соответствии с «Налоговым кодексом РФ» (НК РФ) к федеральным налогам и сборам относятся следующие : НДС (налог на добавленную стоимость); акцизы ; налог на прибыль (доход) предприятий и организаций ; таможенные пошлины и сборы; экологический налог; налоги на пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы; подоходный налог с физических лиц; налог на доходы от капитала ; государственная пошлина; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. С введением с января 2001 года новых глав НК РФ подоходный налог с физических лиц почти полностью идет в региональные бюджеты.
Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и вводятся законами субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов. К ним относятся налоги: лесной, водный, дорожный, на недвижимость, с продаж, на игорный бизнес, транспортный, на имущество организаций, федеральные лицензионные сборы, на дополнительный доход от добычи углеводородов и сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Местные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся нормативными актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на конкретной территории. К ним относятся налоги: на имущество физических лиц, на наследование и дарение, на рекламу, земельный налог, а также региональные и местные лицензионные сборы.
По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества, а косвенные – устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу.
По объекту налогообложения применяются налоги имущественные физических и юридических лиц (на недвижимость, ее продажу, дарение или наследование), ресурсные, налоги взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг или дохода (прибыли), по операциям с ценными бумагами, по отдельным видам деятельности и другим объектам.