II.15.Валовая продукция с.х, ее состав и оценка. Товарная продук-ия с.х, каналы ее реализации.

(ВП) с.х, часть валового общест-го продукта, создав-я в с.х. предст-т собой продукцию земледелия и живо-а, произведё-ю за определё-й период времени, в денеж-м выра-и.

ВП с.х (растен-а, живот-а и с.х услуг) вклю-т следу-е элементы:

продукция раст-ва - стоимость сырых продуктов, получ-х от урожая отч года, стоимость выращ-я молодых многол-х насаж-й до плодонос-го возраста и изменение стоимости НЗП в растен-е (затрат на посев озимых культур, вспашку зяби и др. работы, произво-е в отчет-м году под урожай буду-о года) от начала к концу года.

продукция жив-ва – стои-ь сырых проду-в, получ-х в рез-те выращ-я и хозяйст-о использ-я с.х животных и птицы, стоимость выращ-я (приплода, прироста и привеса) скота и птицы в отчетном году, проду-я пчелово-а, рыборазве-я (включая улов рыбы в прудах и прир-х водоемах при условии ведения в них культур-о рыбоводства).

С.х услуги - стоимость услуг, оказыв-х одним заведением другому завед-ю (в рамках одного хозяйства) и стоимость услуг, произвед-х для реал-и хозяйс-м на сторону.

Выпуск услуг организа-и, обслуживающими с.х, включает стоимость оказанных с.х рыночных и нерыночных услуг:

- стоимость услуг по улучшению земель, химизации почв и другим агрохимии-м работам, защите растений от болезней и вредителей с.х культур;

- стоимость зоотехниче-го и ветерин-о обслуживания с.х;

-стоим-ь услуг водохозяйс-х орган-й по эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем.

ВП с.х планир-ся и учитывается в натур-х и стоимо-х показателях. Нат. пок-и отражают размеры и состав потребит-х стоимостей, созданных в с.х. Показа-м ВП расте-а в натур-м выра-и явл-я вало-й сбор отдель-й культуры или группы однородных культур, а живот-а- производство отд. видов продукции, исчисл-ое в цент-х, тоннах и др. Для совоку-го выраж-я ВП с.х оценивают в сопост-х или текущих ценах. Для опред-я физиче-о объема прод-и, его измене-я по годам, а также исчисл-я годовой и часовой производит-и труда, фондоотдачи и других целей ВП оценивают в сопоста-х ценах 2012 г. Оценку ВП в текущих ценах используют при исчис-и ВД и ЧД с.х. При этом всю реал-ю прод-ю оцени-т по фактич-и сложивш-ся реализац-м ценам, а осталь-ю (нетоварную) часть - по с/с.

Под тов. продукцией пони-т весь объем с.х прод-и, реализ-й в данном отчетном году.

Показа-м, характери-м уровень реал-и прод-и собстве-о произво-а, яв-я показа-ь товарн-и прод-и с.х, кот. рассчит-я как отнош-е объема ТП к объему ВП. Каналы реал-и прод-и -это совоку-ь ю.л и ф.л, участв-х в реал-и прод-и в качестве покупа-й или посред-в.

Каналы реал-и принято подраз-ь на прямые и косвенные. При этом под пр. каналами реал-и поним-я такие, кот-е предпола-т реал-ю готовой с.х прод-и непосред-о ее производи-м (ч/з орган-и, вход-е в холдинг или иное объеди-е ю.л., или ч/з структу-е подразд-я, созда-е для этой цели). Косв. каналы предпола-т наличие незави-ых посредн-в, кот-е осущес-т связь м/у с.х т/п и покупателем с.х продукции. В качестве посред-в выступают орган-и торговли, потреб-й кооп-и.

II.16Себестоимость с.х продукции и пути ее снижения.

При исчислении с/с отдельных видов продукции вначале определяют объем полученной продукции (основной, сопряженной, побочной), а затем распределяют производственные затраты м/у ними с помощью:

1)прямого отнесения затрат на соответствующие виды продукции;

2)исключение из общей суммы затрат побочной продукции, выраженный в денежной форме исходя из фактических затрат;

3)распределение затрат пропорционально стоимости продукции по реализационным ценам.

Затраты на возделывание зерновых культур образуют с/с зерна, зерноотходов и соломы. С/с соломы определ-ют суммируя затрат по его уборке, прессованию, трансп-ке, скердов-ю и по ее работ-кам заготовки. С/с 1ц зерна опре-ют путем деления суммы производ-ых затрат за вычетом затрат на солому на общее коли-во полученного зерна с учетом зерноотходов, в пересчете на полноценное зерно. С/с 1ц зерноотходов опред-ют путем умножения 1ц зерна на уд.вес содер-я зерна зерноотходов. С/с 1ц молока и 1гол.приплода опред-т после исключения из общей суммы затрат стоимости навоза и др.побочной продукции и оставшиеся затраты распреде-тся в соотв-ии с расходом обменной энергии кормов(молоко 90%, приплод 10%) с/с1ц молока=(ПЗ-Зна навоз и др. побочн. прод.) : Кмолока* 0,9. С/с 1ц прироста ж.м.КРС опред-ют путем деления суммы затрат отнесенный на прирост ж.м. на величину прироста. С/с ж.м. молодняка и взрослого скота на откорме опре-т первон-ую балансо-ую стои-ть живо-х на н.г., поступив-их на выращ-е и откорм в течен.года за вычетом стоимости павших жив-х в оценке на н.г. Получен-ю сумму делят на ж.м.равной ж.м.живот-х на к.г + ж.м. жив-х выбывш-х в течен.года без массы павших живот-х.

Снижение с/с прод-ии позволяет увеличить прибыль оставш-ся на распоря-ие п/п и вести расширенное воспроиз-во. Кроме этого позво-ит увелич-ть мат.стимул-ие работ-в и решить соц.проблемы, также увели-ть финн.сост-е п/п, сниз-ть цену на свою проду-ию, тем самым повысить конкурентосп-ть и увел-ть объем реализ-и. Снижение с/с зависит от факторов как внешних(инфляция, рост тарифов, цены на сырье и топливо) и внут-х (полное и экон-ое расход-ие мат-х, труд-х и денеж-х ресурсов п/п).

В связи с этим растет фондоемкость произ-ва и наблю-ся недостат-ое эффек-ое использв-ие труд.рес-в, а иногда безхозяйс-ть и расточит-ть. Важными факт-и сниж-ия с/с явл-я:

-увеличе-е урож-ти с/х куль-р и повыш-е продук-ти живо-х;

-экономи-ое расходо-ие рес-в п/п;

-изучение структуры с\с и выявление статей по кот-ым наблюю-ся перерасход;

-примене-ие качест-х семян в расте-е и качес-х кормов в жив-ве, соблюдение их питательности;

-снижение уровня инфляции.

II.17. Эк сущность, функции и виды цен. Основные виды ценовой политики п/п.Цена – это стоимостное выражение ст-ти ед-цы товара; - это сумма денег, за к-ую пок-ль готов купить товар, а пр-ц – продать. В н.вр. роль цены резко возр-ет, т.к. от ее уровня зависят: конкурентосп-ть п\п и его продукции, величина прибыли п/п, фин. уст-ть п/п. Цена как эк. категория вып-ет ряд ф-ий (5): 1. Учетная- отражает обществ необх затраты труда на пр-во и реал-ию пр-ии. Цена опр-т сколько затрат труда, сырья, материала и тд. на пр-во пр-ии (товара). 2. распределительная – гос-во ч/з ценообр-ие осущ-ет перерасп-ие нац. дохода м/у отраслями эк-ки, м/у регионами, фондами потребления и накопления. 3.сбалан-ые спрос и предл-ие – ч/з цены осущ-ся связь м/у пр-ом и потр-ем, м/у предл-ем и спросом. цена символизирует о том, какие диспропорции сложились в сфере пр-ва и обр-ия и требуют принятия неотл-ых мер по их преодолению. 4.ф-ия как ср-во рац. размещения пр-ва – происходит перелив капитала в секторах экономики и пр-ва. 5.Стимулирующая – цена при опр-ых усл-ях м. стимул-ть улчшение кач-ва пр-ии, ускорение НТП, ведет к увеличению выпуска пр-ии и спроса на нее. Данные функции связаны с тем, что цены диф-ся в зав-ти от качества пр-ии и каналов ее реал-ии. Т.о. цены играют искл-но важную роль в развитии страны в целом и каждого п/п в отд-ти.

Цены подр-ся на отд. виды по неск-им признакам: 1.в зав-ти от сферы торговли: Оптовая цена вкл в себя цену произ-ля (С/с+прибыль пр-ля), а так же затраты и прибыль оптовика. Розничная вкл в себя оптовую цену, а также ее торговую надбавку(компенсация своих изд-к обр-ия торг орг-ми и создание торгов. прибыли. Закупочная цена по к-ой гос-во покупает у СХТПр-ей СХ пр-ию, разновидность оптовой цены. Тарифы – цены, устан-ые на разного рода произв и непроизв услуги. 2. на любой стадии товародвижения цены м.б. фиксированные или договорные. 3. в зав-ти от сезона продажи цены так же могут изм-ся и принимать форму сезонных цен (действует в опр период). 4. по степени возд-ия гос-ва при форм-ии цены разделяют:свободные (рыночные) не регул-ся гос органами, а форм-ся под возд-ем конъюнктуры рынка, регулируемые – прямо ограничиваются гос органами, либо их изм-ие регламентируется величиной рент-ти. 5. тип цены часто опр-ся видом рынка, на к-ом она обр-ся и по этому признаку выделяют биржевые, аукционные, комиссионные и др. цены. 6. цены на одни и те же Т иУ в разных странах не совпадают и это выз-ет необ-ть исп-ия ЦЕН МИРОВОГО РЫНКА. 7.Переход от фиксир гос цен к свободным рыночным наз-ся либерализацией цен. 8. Монопольные цены – уст-ся комп-ми, к-ые полностью контр-ют рынок. чтобы избежать злоупотреблений сущ-ет спец антимонопольное зак-ва, к-ые огр-ют аппетиты монопольных организаций.

Ценовая пол-ка – сов-ть действий в обл-ти цнообр-ия, напр-ых на расширение или сохр-ие V продаж, в наст время наиб распр-ми яв-ся след. ценовые стратегии п/п: 1.сохр-ие стабильн положения на рынке при умеренной рент-ти. 2.получение сверх прибыли путем снятия «сливок» с рынка, 3.вытеснение конкурентов, 4.обеспечение выживаемости и предотв-ии банкротства, 5.внедрение на рынке новой пр-ии, 6.завоевание лидерства по пок-м качества. Каждая кеновая стратегия обл-ет + и -. Поэтому п/п ориентированы на смеш. стр-ии ценообр-ия. Ценовая политика п/п зависит от того, на какой фазе жизненного цикла нах-ся товар: на фазе внедрения цена нового товара высокая, на фазе роста цена ниже, на фазе зрелости и упадка цена продолжает снижаться.

II.19.Сущность,виды,формы и источники инвестиций в сх.Инвестиции-это д/сроч.вложение на приоретение Ос.Фондов и Об средств. Они предст.собой расходы на создание,расширение,реконструкцию и техн.перевооруж-е осн.фондов и связ. с этим изменение оборотных средств.Объектами инв.д-ти явл.вновь создаваемые и реконструируемые Осн.фонды,а также оборотные средства,цен.бумаги,целевые денежные вклады,науч-техн. прод. и др.объекты инвестиционной собственности.Разл-ют след. виды инвестиций:1.финансовые(портфельные);2.реальные.Фин.инвестиции-это приоб-е акций,облигаций и др.Ценн.Б.влож-е денег на депозитные счета в банках под процент и эти инвестиции не предполагают каких-либо изменений в пр-ве.Реальные инв-ии-влож.капит.с целью прироста матер-произв.запасов и воспр-во осн.фондов или др.словами это влож.в Ос и Об капитал.К осн.направлениям инвестиций в АПк относят замена устаревших и изношенного оборудованияпокупка новой техники,внедр.новых технологий,расширение воспр-ва сх продукции и развитие новых видов пр-ва.Инвестиции в Осн. средства подразд.на общие и чистые.Общие-то,что мы вкладываем,а чистые-это разница м/у капит.вложениями и ам.отчислениями,они показ-ют сколько треб.инвестиций при рацион.использовании собственных средств.Целью инвестиций явл. мах получение прибыли и достижение полож.соц.эфф.Эфф-ть использ.инвестиций произ-ся по след.показ-ям1.Норма прибыли-отношение ЧП за период к общему объему инвестиций.2.Срок окупаемости инвестиций.

II.20. Сущность и виды произ. и непроизв. инфраструктуры,их роль в повышении соц.-экон-кой эф-ти сх пр-ва.Инф-ра-комплекс отраслей и произ-в приз-х обеспеч-ть норм.усл.эк и соц. воспр-ва.Кроме этого И-ра-это неотъемлемая часть произ-х сил общества.Именно она обеспечивает эфф.д-ть п/п и орг. И направлена на получение большого кол-ва прод. лучшего кач-ва прод.Произ-ая и-ра вкл.в свой состав отрасли,к-я обеспеч.норм.функц.средств пр-ва и способ.сохр-ию их работоспос-ти на протяж.длительного времени.Состав произ-й И-ры:1.Транспорт произ-го назначения;2.ремонт мастер-е;3.Склад. и холод. Хоз-во;4.Система коммуник.;5.связь;6.линии передачи эл/эн;7.станции техн.обслуж-я8.Научно-произ.лаборатории;9.подраз-я спец.обслуж-я(ветер,искус.осемен.,юр.).На формирование произв. И оказ. Влияет след.факторы:почв-клим.условия,рельеф местности,водооб-ть и конфигурация зем.террит.,сост.дорог и тип покрытия,местопол.п/п,размещ. произ. объектов, примен. технолог.,уровень спец. И конц пр-ва.Эфф-я д-тьСХП требует созд.необ.усл. работникам как в процессе труда,так и при воспр-ве р.силы.Эту задачу призваны выполнять подразд. И службы Соц.И-ры.Соц.И-ра представляет часть произ-х сил общества,к-е направл. На созд.необ.условий эфф-го функц-я раб-в в процессе пр-ва.Соц.И-ра позволяет улучшить соц-быт.условия сельх.населения.Отрасли этой И-ры не участ-т в созд.прод,но обеспеч.предпосылки для норм.разв.произв-го процесса.Ее роль закл-ся в том,что она спос-т обеспечению потр-ти произв. в кадрах сх,содействовать воспр-ву и закрепелению их на п/п,обеспеч. охрану труда и техники безопавсности.К объектам соц.И-ры в сх относят подразд-я жилых,детских и медиц.дошкольн.учреждения,п/п питания,учебнопроиз-го комбинаты,спорт-оздор.комплексы,библ.,службы по охране труда,трансп.обслуж.раб-в и служащих.Именно от обеспечения насел.услугами Соц.И-ры зпвисит эк.эфф-ть пр-ва,т.к.улучш-ся условия жизни и отдыха работников,пов.квалиф-я спос-я росту производительности труда.

II.21.Экон.эфф-ть с.-х. пр-ва.Эфф-ть пр-ва – экон. категория,отраж-ая сущность процесса расширенного воспр-ва.Виды эфф-ти:1)производственно-технологич.Отражает эфф-ть исп-ия ресурсов в процессе пр-ва (землеотдача,материалоемкость,трудо-);2)произ.-экономич.Харак-ет влияние на ур-нь пр-ва произв.-технологич.эфф-ти и экон. Механизма (с/с,валов.,чистый доход);3)соц-эк.Харак-ет ур-нь реал-ции эк. Интересов и эфф-ть работы п/п в целом (ур-нь рентаб-ти,норма прибыли);4)эколого-экон.Харак-ет результ-ть процесса пр-ва прод-ии с учетом воздействия с.х. на окруж. среду (потери прод-ии вследствие ухудш.экологии). Экон.эфф-ть опред-ся путем сопоставления получаемого эффекта (рез-та) с исп-ми ресурсами или затратами. Эффект - рез-т м/п,проводимых на п/п.В кач-ве эфф-та м. выступать прибавка урожая, а также прибыль или убыток п/п.Однако,о выгоде м. судить только на основе сравнения полученного эфф-та с затратами на его достижение.Поэтому не эфф-т, а экон.эфф-ть хар-ет выгодность примен-ия техники,удобрений,новых сортов и т.д.Кроме перечисл-ых видов эфф-ти в с.х. опред-ся:эфф-ть различн. Форм орг-ций пр-ва и внутрихоз-ных подразд-ий;пр-во отдельн.видов прод-ии,а также разл. м/п. Сущность экон.эфф-ти пр-ва м.б. выражена через критерии и показ-ли.Критерий – признак,на основе к-го произв-ся оценка эфф-ти.Критерием экон.эфф-ти яв-ся:мах эфф-та с единицы затрат или min затрат труда на единицу эфф-та.Рассчитать показ-ли экон.эфф-ти можно двумя способами:1)отношение эфф-та к ресурсам;2)отнош.эфф-та к затратам.1-ая группа хар-ет эфф-ть исп-ия примененных ресурсов (ресурсоотдача, земле-,фондо-).2-ая гр. хар-ет эфф-ть исп-ия текущих производствен. затрат (с/с,материалоемкость,трудо-).

II.22.Осн.пок-ли и методика расчета эк.эфф-ти пр-ва зерна,картоф.,овощей.Эк. эфф-ть пр-ва зерна хар-ся систем. пок-лей. Осн. из них:урож-ть (ц/га);произ-сть труда (ц/чел.-ч);с/с (р./ц);валов. и чист. доход;прибыль (р.) в расч. на 1 га посева, на 1 балло-гектар, на 1 кг д.в., на 1 ц зерна, на 1 чел.-ч, на 1 р.;затрат и на 1 р. Валов. прод-ии.Стоимостные пок-ли ценны тем, что позв-ют уловить различия не только в ко­л-ве, но и в ассортименте прод-ии. Они дают возм-сть более объективно опр-ть эк. эфф-ть пр-ва не только осн. прод-ии (зерно), но и зерн. к-ур в целом.Урож-ть – кол-во прод-ии в натур-ом выраж-ии, полученной с 1 га площади: II.15.Валовая продукция с.х, ее состав и оценка. Товарная продук-ия с.х, каналы ее реализации. - student2.ru Где Ур – ур-ть, ВП – вал. Прод-ия, Sп – площадь занятая (посеянн.Ур-нь произв-сти труда – способ-ть конкр-го чел-ка производить опр-ное кол-во прод-ии за ед-цу рабоч. Времени.С/с 1 ц. прод-ии – затр. п.п. в ден. форме на пр-во и реал-ию 1 ц. прод-ии.Окуп-ть матер.-денежн. затрат: II.15.Валовая продукция с.х, ее состав и оценка. Товарная продук-ия с.х, каналы ее реализации. - student2.ru Где Ок – ок-ть, ВП – вал. прод-ия, МЗ – матер. затр-ы.Прибыль в расчёте на 1 ц прод-ии: II.15.Валовая продукция с.х, ее состав и оценка. Товарная продук-ия с.х, каналы ее реализации. - student2.ru Где, П – прибыль, Ц – цена реал-ии, С – с/с.Ур-нь рент-ти пр-ва рассчит-ся отдельно по видам прод-ии: II.15.Валовая продукция с.х, ее состав и оценка. Товарная продук-ия с.х, каналы ее реализации. - student2.ru Где Р – рент-ть, П – прибыль, МЗ – матер. затр-ы.Осн. пок-ли эфф-ти пр-ва картоф.- урож-ть кар-ля, ц/га;- пр-во прод-ии в натур. выр-ии на 1 раб-ка или на 1 чел. - час затрач-го времени;- затр-ы труда на ед-цу прод-ии (трудоемкость), чел.-час на 1 ц;- сумма производ-ных затрат;- средн. цена реал-ии 1 ц кар-ля, руб.;- размер прибыли на 1 га площади, на 1 ц прод-ии;- ур-нь рент-ти отрасли.Произв-сть.труда(Пт,ц./чел.-ч):ПТ=ВП/Т;ПТ=ВП/Р, где Т – затр-ы рабоч. времени; Р – среднегод. кол-во раб-ков.Трудоем-ть пр-ва прод-ии (Тем, чел.-ч/ц):Тем=Т/ВП. Прибыль (Пр, р.) в расчете на 1 га кар-ля, на 1 балло-гектар, на 1 кг д.в. NPK, на 1 ц кар-ля, на 1 чел.-ч,.на.1р.валов.прод-ии:Пр=В-СП, где В - выручка (опр-ся как произвед-ие цены ед-ы прод-ии на кол-во реал-ной прод-ии); СП-полн.с/с.Ур-нь мех-ции пр-ва прод-ии (Уоб,%)Уоб=Зт.м./Зт.общ*100,где Зт.м. – затр-ы труда на механиз-ных работах, чел.-ч; З т.общ – общ. затр.труда,чел.-ч.Ур-нь товарности прод-ии(Ут,%):УТ=ТП/ВП*100,гдеТП-объем тов. прод-ии.Рент-ть.прод-ии:Rп.р.=Пп.р./СП*100, (18.9)где Rп.р. – рентабельность производства;Пп.р.–приб.от реал-ии.Эк. эфф-ть пр-ва овощей опр-ся систем. пок-лей, вкл-щей 3 группы:1)Пок-ли, выр-щие абсолю.рез-ты (эф­фект ) про-ва.Вкл. натур. и стои­м-ые пок-ли. К числу осн. натур-х пок-­лей отн-ся урож-ть овощн. к-ур и валов. сбор овощей. Урож-ть исчис-ся в т, ц или кг с ед-цы площади (га, кв.м.), валов. сбор — в т и ц.2)Пок-ли, выраж-ие величину затрат на про-во прод-ии. Гл. пок-лем этой группы яв-ся с/с прод-ии.3)Относ-ые (удельн.) пок-ли, выр-щие разл. соотн-ия м/у рез-тами и связ-ми с их получ. затратами. Они рассч-ся посредством кол-ного соизме­р-ия эффекта (рез-тов) и затрат. Наиб. важн. Относ-ми показ-ми эк. эфф-ти яв-ся произв-сть труда и рент-ть.Для анализа и оценки эфф-ти овощ-ва защ-го грунта предл-ся след. система пок-лей:валов. и товарн. прод-ия;валов. сбор овощей (по видам), в т.ч.с января по май;выход овощей с 1 метр квадратный инвен­тарной площади теплиц;затр-ы труда на ед-цу произв-ной прод-ии;с/с ед-цы прод-ии в целом и по элементам затрат (обогрев, освещение, семена и т.д.);сред­няя цена реал-ии ед-цы прод-ии;пок-ль расхода тепла, э/э, удобрений, ядохимикатов и воды на ед-цу площади и 1 ц прод-ии в натур. и стоим-ом выраж-ии;валов. доход;прибыль в расчете на 1 метр квадратный со­оружений и 1 ц прод-ии по видам,ур-нь рент-ти пр-ва в целом и осн. видов овощей.

Наши рекомендации