Депозитные и сберегательные сертификаты.
Товарораспорядительные ценные бумаги. Складские свидетельства. Коносаменты.
Ипотечные ценные бумаги. Закладные. Облигации с ипотечным покрытием. Ипотечные сертификаты участия.
Евробумаги.Организация и участники рынка евробумаг. ;
Производные финансовые инструменты: понятие, сущность, функции и цели применения. Фьючерсы: сущность, виды. Участники фьючерсных сделок и их цели. Опционы: сущность, виды. Премия опциона и факторы, влияющие на ее величину. Свопы: сущность, виды. Участники свопов и их цели.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, ее виды. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их взаимодействие. Инвесторы на финансовых рынках и их виды. Институциональные инвесторы.
Инфраструктура финансового рынка. Фондовые биржи. Депозитарии. Регистраторы.
Регулирование финансового рынка (государственное регулирование и саморегулирование).
Рекомендуемая литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.garant.ru.
2. Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
3. Федеральный закон от 11.03.1997г. №48-ФЗ «О переводном и простом векселе».
4. Федеральный закон от 29.07.1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
5. Федеральный закон от 5 марта 1999г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
6.Михайленко, М. Н. Финансовые рынки и институты: учебник для бакалавров : [учебник для вузов по гуманитарным направлениям и специальностям] / Михайленко М. Н. - Москва: Юрайт, 2014. - 304с.
7. Селищев, А.С. Рынок ценных бумаг: учебник для бакалавров / А.С. Селищев, Г.А. Маховикова. – Москва: Юрайт, 2013. – 431с.
Интернет-ресурсы
1. Официальный сайт Центрального Банка России. - http://www.cbr.ru
2. Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов http://www.asv. org.ru
3. Официальный сайт Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств http://www.napka.ru
4. Официальный сайт Службы Банка России по финансовым рынкамhttp://www.cbr.ru/sbrfr
5. Ресурс о банках и финансовом рынке России http://www.bankir.ru
6. Интернет-страница ММВБ http://www.micex.ru/
7. Интернет-страница Информационного агентства Cbondshttp://www. cbonds.ru/
8. Интернет-страница Министерства Финансов РФ http://www.minfin.ru/
9. Интернет-страница ИК «Регион» http://www.regiongroup.ru/
10. http://www.credits.ru
11. http://www.advis.ru - «Эксперт РА»
12. Справочная правовая система «Гарант».
13. Справочная информационная система «КонсультантПлюс».
14. www.cbr.ru
15. www.gks.ru
16. www.imf.org
17. www.oecd.org
18. www.worldbank.ru
19. www.wto.ru
III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Критерии, в соответствии с которыми устанавливается качество сформированных у обучающихся компетенций и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерий оценки | Оценка | ||||
Неудовлетворительно | «3» удовлетворительно | «4» хорошо | «5» отлично | ||
1. | Знание основных понятий, категорий и инструментов экономической теории и прикладных экономических дисциплин | + | + | + | |
2. | Знание закономерностей функционирования современной экономики | - | + | + | + |
3. | Знание основ построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | + | + | + | |
4. | Знание основных особенностей российской экономики, ее институциональной структуры, направлений экономической политики государства | + | + | + | |
5. | Умение анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. | + | + | + | |
6. | Умение анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты | - | + | + | + |
7. | Умение использовать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.п. для принятия управленческих решений | + | + | + | |
8. | Умение выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций | + | + | ||
9. | Умение формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов | - | - | + | + |
10. | Умение предлагать способы решения проблем экономического характера с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий | + | |||
11. | Умение прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений | + |
Максимальное количество баллов за ответ на вопрос экзаменационного билета ставится, если студент глубоко и полно раскрывает теоретические и практические аспекты вопроса, проявляет творческий подход к его изложению и демонстрирует дискуссионность данной проблематики, а также глубоко и полно раскрывает дополнительные вопросы.
Количество баллов за ответ на вопрос экзаменационного билета снижается, если студент недостаточно полно освещает узловые моменты вопроса, затрудняется более глубоко обосновать те или иные положения, а также затрудняется ответить на дополнительные вопросы по данной проблематике.
Минимальное количество баллов за ответ на вопрос экзаменационного билета ставится, если студент не раскрывает основных моментов вопроса, логика изложения нарушена, ответы не всегда конкретны.
Пороговое значение соответствует в действующей балльной системе оценок «3 — удовлетворительно». Ниже порогового значения лежит область несоответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС ВПО.
В ходе государственного экзамена целесообразно определять степень общей готовности выпускника к профессиональной деятельности.
Согласно данным таблицы 1 степень общей готовности выпускника к профессиональной деятельности определяется путем подсчета общего количества полученных баллов по всем 11 критериям оценки.
Степень общей готовности выпускника к профессиональной деятельности оценивается на 5 «отлично», если общее количество набранных им баллов составляет свыше 44 баллов.
Степень общей готовности выпускника к профессиональной деятельности оценивается на «4» (хорошо), если общее количество набранных им баллов находится в интервале от 31 балла до 44 баллов. При этом требуется, чтобы выпускник продемонстрировал в обязательном порядке знания и умения по первым 9 критериям оценки.
Степень общей готовности выпускника к профессиональной деятельности оценивается на «3» (удовлетворительно), если общее количество набранных им баллов находится в интервале от 21 балла до 30 баллов. При этом требуется, чтобы выпускник продемонстрировал в обязательном порядке знания и умения по первым 7 критериям оценки.
Целесообразно использовать таблицу 1 в ходе государственного экзамена для выставления окончательной оценки. Вместе с тем, использование данной таблицы потребует разработки компетентностно-ориентированных заданий для проведения государственного экзамена.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Статистика
1. Обобщающие показатели уровня жизни населения.
2. Показатели уровня и динамики потребления населением товаров и услуг
3. Статистическое изучение доходов и расходов населения.
4. Относительные и средние показатели доходов населения.
5. Международные сопоставления уровня жизни населения
6. Основные показатели статистики населения.
7. Основные показатели рынка труда.
8. Методы исчисления произведенного ВВП и других макроэкономических показателей производства.
9. Межстрановые сопоставления ВВП.
Финансы
1. Сущность финансов и их отличительные признаки. Функции финансов как проявление их сущности.
2. Понятие финансовой системы, принципы ее построения. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы.
3. Финансовые ресурсы, их источники и основные направления использования.
4. Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами, их функции.
5. Содержание и значение финансового контроля. Организация финансового контроля: виды, формы, методы.
6. Основы функционирования финансов в разных сферах деятельности. Влияние организационно-правовых особенностей на организацию финансов экономических субъектов.
7. Финансовое прогнозирование и методы расчета финансовых показателей
8. Финансовые ресурсы коммерческой организации, специфика их формирования и использования.
9. Основы функционирования финансов некоммерческих организаций.
Деньги, кредит, банки
1. Цели, задачи и функции Центрального банка РФ (Банка России).
2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики Банка России.
3. Банковская система: основные понятия и элементы.
4. Формы организации безналичных расчетов в Российской Федерации.
5. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег.
6. Денежная система: ее основные типы и элементы.
7. Инфляция, ее виды и методы стабилизации денежного обращения.
8. Кредит: сущность, формы и виды. Функции кредита.
9. Ссудный процент и факторы, влияющие на его уровень.