Экономические субъекты рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, дохода и продукта.
Сущность и виды конкуренции
Слово конкуренция в переводе с латинского означает столкновение, состязание. В переводе на экономический язык конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции- товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.
Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
В зависимости от социально-экономических отношений, сложившейся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов конкуренции:
простых товаропроизводителей;
единоличных капиталов:
монополий:
национальных капиталов;
интернациональных капиталов.
5.Рынок и его функционирование. Инфраструктура рынка.
Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Функции рынка:
Ценообразующая;
Посредническая;
Информационная;
Регулирующая;
Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей).
Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:
1закон стоимости;2спроса и предложения;3закон о денежном обращении.
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.
Инфраструктура – совокупность учреждений государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных— это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Функции инф. Р.:
— облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;
— повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
— организационно оформлять рыночные отношения;
— упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Рынок труда в России в условиях экономического кризиса. Государственное регулирование занятости и рынка труда. Аналитика.
3)Регулирование занятости. Государство поддерживает оптимальное соотношение между спросом и предложением на рабочую силу. Государство оказывает помощь безработным, помогает переквалифицироваться, выплачивает пособие по безработице, организует общественные работы.
Макроэкономические показатели акселератора и мультипликатора.
Теория мультипликатора-акселератора является одной из основных теорий макроэкономики. Она широко используется для обоснования решений правительств самых разных стран. В то же время, подобно теории относительности в физике[1], она почти не применяется для решения прикладных задач.
Сущность и виды конкуренции
Слово конкуренция в переводе с латинского означает столкновение, состязание. В переводе на экономический язык конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции- товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.
Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
В зависимости от социально-экономических отношений, сложившейся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов конкуренции:
простых товаропроизводителей;
единоличных капиталов:
монополий:
национальных капиталов;
интернациональных капиталов.
5.Рынок и его функционирование. Инфраструктура рынка.
Р - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Функции рынка:
Ценообразующая;
Посредническая;
Информационная;
Регулирующая;
Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей).
Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:
1закон стоимости;2спроса и предложения;3закон о денежном обращении.
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.
Инфраструктура – совокупность учреждений государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных— это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Функции инф. Р.:
— облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;
— повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
— организационно оформлять рыночные отношения;
— упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Экономические субъекты рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, дохода и продукта.
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разного рода.предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.
С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности — на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности: на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.
В состав рынка входят и предприниматели, и работники , продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.
Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг трУда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.
Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг.
Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме того, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на пели личного потребления, он является членом домашнегохозяйст
7.Спрос на товары и услуги. Эластичность спроса .
Спрос - количество продукта , которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода цен
От чего изменяется спрос ?
.изменение потребительского вкуса
.изменение числа покупателей
.изменение дохода покупателей
.изменение цены на сопряженные товары
V спроса на товар – это кол-во товара, к-ое покупатель желает приобрести за некоторый период времени.
Законы падающего спроса: если цены на товары растут, то спрос падает
Эластичность -важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов ( цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Спрос эластичен, если он сформировался при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное отношение снижения цен. К эл. Больше 1. В случае, когда степень снижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Коэф-т эластичности меньше 1. Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то-есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, эластичность спроса
равна 1.
Факторы, влияющие на эластичность:
наличие хороших заменителей товаров
удельный вес в бюджете потребителя
размер дохода
качество товаров
размеры запаса